Елена Николаева, 1‐й заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ. Капитальный ремонт

Капремонт через призму правового регулирования. Как повысить требования к качеству жилья, предназначенного для переселения граждан из аварийных домов? Об этом и не только мы побеседуем с первым заместителем председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы Еленой Николаевой, это "Интервью 360". 

 - ВопроспоитогампрошедшегозаседаниявПравительствеМосковскойобласти. КакиеактуальныетемывсфережилищнойполитикииЖКХбылизатронуты, чтообсуждали?

 - Проходило выездное заседание экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Проводили мы его на территории Московской области для того, чтобы проанализировать правоприменение 271-го федерального закона. Речь идет о создании региональных систем капитального ремонта, о реализации этого закона, о тех особенностях, которые есть в каждом субъекте Российской федерации. Состоялось очень предметное обсуждение. Мы посмотрели  особенности реализации федерального закона, особенности региональных законодательств. И обратили внимание на то, что у нас есть серьезные пробелы в законодательстве. В частности у нас отсутствует в законодательстве особенности технического учета инвентаризации зданий в связи с ликвидацией Бюро технической инвентаризации. Мы оказались в ситуации, когда нет полного объема данных для того, чтобы понять, какой капитальный ремонт нужен в каждом многоквартирном доме. И мы сталкиваемся с порочной практикой, когда нам приходится по сути составлять программы капитального ремонта, исходя из виртуальных данных, первых мониторинговых данных, которые не могут быть точными.  Тем более они  не описывают реального технического состояния каждого дома. Мы обсуждали вопросы, как гармонизировать законодательство в части использования вопросов, связанных с энергоэффективностью. Вопросы с переселением граждан из аварийного жилья в части того, чтобы обеспечить качественное жилье. И в многоквартирных домах, многоэтажных, по долевому строительству, и в малоэтажных домах, поскольку по ним было особое регулирование. И мы считаем, что здесь нужно уточнить и не делать особых изъянов в законодательстве в части государственных закупок в малоэтажных домах, поскольку , к сожалению, столкнулись с ситуациями, когда качество этих домов не всегда соответствует заявленному и необходимому при переселении граждан из аварийного жилья. Так же мы обсуждали вопросы, связанные с гармонизацией законодательства в том случае, когда происходят закупки, чтобы не дробить их на проектные работы, а дальше на работы по строительству. Особенно, когда это делается в рамках одного государственного заказа. Такие уточнения мы тоже сейчас вносим в законодательство. И так же еще ряд норм, которые позволяют развивать системы капитального ремонта. 

- Вконце2013 годабыливнесеныизменениявЖилищныйкодексРоссийскойфедерации: изперечняобязательныхработ, проводимыхзасчетсредствфондакапремонта, былиисключеныустановкаколлективныхприборовучетаиутеплениефасадовмногоквартирныхдомов. Почемуэтопроизошло?

 - Мы очень долго дискутировали на эту тему, и посмотрели ситуацию в разных субъектах Российской федерации. Например, с оснащениями общедомовыми приборами учета и индивидуальными приборами учета. Оказалось, что в каждом субъекте ситуация разная. Где-то к этому вопросу еще даже не приступали, а где-то оснащение общедомовыми приборами уже более 85%. Так вот, если мы впишем эту норму законодательно на федеральном уровне, это означает, что все субъекты должны будут учитывать соответствующие траты на установку, например, приборов учета, даже если они у вас уже установлены. Вот для того, чтобы не делать дважды ненужную работу, мы предусмотрели возможность, чтобы в региональном законодательстве дали право субъекту расширять этот перечень. И такая же ситуация с утеплением фасадов. Есть ряд зданий, где это утепление не требуется. Но действительно, в большом случае домов это утепление требуется. Но определить это можно только в каждом конкретном случае, для каждого конкретного дома. Мы передали субъектам достаточно большие полномочия. Для того, чтобы посмотреть реальное состояние жилого фонда, те возможности, ту инфраструктуру, которая уже создана в субъекте. Мы посмотрели, даже в разных муниципальных образованиях ситуация немного отличается. Голова города Коломны рассказывал о том, что у них настолько хорошо поставлена работа с населением, что собираемость по соответствующим взносам 97% - это один из лучших показателей по всей стране. Где-то сделали акцент именно на техническую инвентаризацию и провели ее за свой счет. Большое спасибо коллегам - это значит, что они проделали определенную работу, изыскали такую возможность. Но к сожалению, далеко не во всех муниципалитетах Российской федерации такая возможность существует. Но базовые вещи мы все таки включаем в федеральное законодательство. И мы все таки считаем более правильным отнести на федеральное законодательство вопрос технического учета, инвентаризации. 

 - Атехническаяинвентаризация, Высказали, чтосейчасонанепроисходит. Этобудеткакая-тоспециальносозданнаяорганизация, иличтобудет?

- Мы на сегодняшний момент оказались в странной ситуации. С одной стороны вопросы, связанные с технической инвентаризацией и учетом - это уровень государственной власти федерального уровня. Но когда у нас трансформировалась система и был создан кадастровый учет, и начал работать Росеестр, то основные данные, которые помещаются в кадастровый учет и Росеестр касаются в основном правообладания, а не технического состояния домов, и уж тем более конструкций, элементов этих конструкций, инженерных коммуникаций и т.д. Поэтому, это немного разное предназначение этих систем. И потеря этих данных для нас кажется принципиально губительной для всей системы жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому лично я предполагаю наделить такими полномочиями субъект Российской федерации, и я такую законодательную инициативу уже сформировала, она сейчас обсуждается в Правительстве, для того, чтобы была возможность решать эту проблему  на уровне субъекта. Тем более, что она в первую очередь нужна для того, чтобы качественно управлять этим жилым фондом, понимать его реальное состояние, организовывать региональные  программы капитального ремонта, организовывать конкурсы по выбору управляющей компании. Потому что, когда ты не знаешь, чем ты управляешь, ты не можешь этим управлять. 

 - Расскажите, какведетсяконтрользацелевымрасходованиемденежныхсредств, сформированныхзасчетвзносовнакапитальныйремонт? Какимобразомобеспечиваетсясохранностьэтихденег?

 - Первое, что мы должны четко объяснить жителям - это то, что ни одна копейка не уйдет на иные цели. Это прописано и в федеральном законе, и в региональных законодательствах, и очень четко контролируется и прокуратурой, и счетными палатами в рамках общественного контроля. Все собранные средства идут исключительно на цели проведения капитального ремонта. Например, региональный оператор даже не может использовать эти средства для своего функционирования, например, для административных затрат, для зарплаты или для хозяйственных расходов. Это напрямую запрещено федеральным законодательством. Что касается сохранности средств, я напомню, что сохранность средств гарантируется в том случае, когда вы накапливаете средства у регионального оператора, гарантируется бюджетом субъекта. Это однозначно говорит о том, что если вы вкладываете средства в регионального оператора, вы в силу закона получите соответствующий объем работ в вашем многоквартирном доме. Что же касается средств, которые накапливаются на индивидуальном счете, мы это очень внимательно обсуждали, необходимо продумать систему страхования этих взносов. Поскольку, например, если банк будет лишен лицензии, а на на его счетах накапливались эти средства, то в данном случае мы должны защитить наших граждан. И такую работу мы сейчас проводим и с Центральным банком, и с коллегами, которые прорабатывают финансовое законодательство. Второй момент - мы обсуждали вопросы, связанные с кредитованием капитального ремонта на льготных условиях. Потому что во многих случаях капитальный ремонт нужно проводить уже сейчас, а в программе он стоит на более поздний срок. Поэтому проведение выборочного капитального ремонта или более раннего, но в кредит, когда средств еще недостаточно, является принципиально важным. Здесь ключевую роль играет размер ставки по кредитам. И мы считаем, что это нужно делать на федеральном уровне, прописывать законодательно льготное финансирование и льготное кредитование данных программ. Третий момент - это защита средств от инфляции в том случае, когда накапливаются средства на индивидуальном счете. Мы сейчас поставили перед собой такую задачу. К сожалению, банковское сообщество и финансовые эксперты пока не поддерживают эту норму, но я думаю, что мы будем дальше работать в этом направлении для того, чтобы защитить от инфляционных процессов тех граждан, которые выбрали индивидуальный способ накопления. 

 - Ипоследнийвопрос. Какиесредствавыделенывбюджете2015 годанапрограммыпереселенияроссиянизаварийногожилищногофонда, инекоснетсяликризисэтойпрограммы?

- Средства в полном объеме уже зафиксированы в бюджете Российской федерации. Их даже не коснулся секвестр, что важно. Для того, чтобы полностью переселить граждан из аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года, стоит задача выделения в трехлетний период тех средств, которые в полном объеме решают эту проблему. На данный момент это больше 200 млрд, и они зафиксированы в бюджете. Поэтому я могу заверить граждан, что программа по переселению из аварийного жилья в полном объеме будет выполнена к 2017 году. Кстати, обращу ваше внимание, что в Московской области переселение закончится уже в этом году. То есть, здесь Московская область идет в фарватере, в передовиках. По капитальному ремонту мы будем настаивать на том, чтобы эти программы софинансировались в достаточно большом объеме с федерального уровня так же, как они уже софинансируются с регионального и муниципального уровня. Особенно это важно на старте этих программ. 

- ЕленаЛеонидовна, благодарюВасзаинтервью, удачиВамвВашейработе, спасибо!


ВСЕ НОВОСТИ