Юлия Раутборт, руководитель группы современной и зарубежной прозы издательства «Эксмо». 50 оттенков серого

Он, она и "50 оттенков серого". Ажиотаж вокруг этой книги спровоцировал перебои с бумагой в США, ну а в России - небывалый спрос на игрушки для взрослых. Или  это все таки заслуга фильма, который сейчас успешно идет в кинотеатрах страны? В чем же секрет успеха, поговорим с нашей гостьей, у нас в студии руководитель группы современной и зарубежной прозы издательства «Эксмо» Юлия Раутборт, это «Интервью 360». 

 - Всем нам известно, что Эрика Джеймс, скажем так, вдохновилась успехами 29-летней домохозяйки, написавшей «Сумерки Стефани Майер», если говорить о «Сумерках», здесь название говорит само за себя, вполне можно предсказать и сюжет, и все понятно. А «50 оттенков серого», что нам хотела этим сказать Эрика?

 - Мне кажется, что для российских читательниц это такая романтическая сказка о золушке: была бедная студентка, в которую влюбился миллионер Кристиан Грей, и Анастейша превратилась из Золушки в принцессу, он взял ее за руку и повел по жизни. Кстати, недавно была очень забавная история,  к нам в редакцию, в издательство пришло письмо от очень молодого человека, я так понимаю, что это школьник, который написал: «Что же вы так неправильно перевели название книги? Ведь Грей - это фамилия героя, почему же у вас книга называется «50 оттенков серого»?» Пришлось молодому человеку объяснить, что эта книга не о том, как Анастейша познала 50 оттенков своего возлюбленного, конечно, там есть игра слов, которую на русский язык было передать очень тяжело, потому что фамилию же мы не перевели, он как был Грей, так и есть, мы просто рассчитываем на то, что большинство людей все таки в таком объеме знают английский язык. Эта книга о том, как Анастейша познавала жизнь. И узнавала, и понимала для себя постепенно, с помощью вот как раз Кристиана Грея, что не бывает черного и белого, и даже серое имеет 50 оттенков. 

 - Еще Набоков в свои времена, ну, скажем так, был первооткрывателем в этой области, его «Лолита», которые многие его современники называли некой порнографической историей, в которую Набоков просто добавил психологии, поэтому стала бестселлером, если говорить о книге «50 оттенков серого», многие специалисты утверждают, что книга написана очень плохо. Сами Вы недавно сказали, что это некий социальный феномен. 

 - Она отличается очень простым сюжетом, но мы же должны понимать, что любой роман в этом жанре, такой сентиментальный роман в буквальном смысле слова, вот не роман о любви, а любовный роман, он всегда написан не то, чтобы просто, он написан по определенному шаблону, это законы жанра. Мы хотим видеть, читательница,  там то, что она ищет. Вот это книга, которая в буквальном смысле имеет психо-терапевтический эффект. Вот все романы этого жанра, в том числе и «50 оттенков»: открыл, прочитал, всплакнул, умилился, представил себя на месте героини и закрыл совершенно умиротворенным, спокойным, в ожидании такого же небывалого женского счастья. 

 - То есть, тут вопрос возникает, это не пресыщенность Достоевским и Тургеневым, а некая нехватка каких-то эмоций у людей?

 - Конечно, мы все люди взрослые, мы понимаем, что существует литература многогранная и многопластовая, и психологически и философски глубокая, а существует литература, которая имеет точно такое же право на существование. 

 - Почему такой бум? Почему бестселлер, почему такие безумные тиражи?

 - Есть безусловно у нас какие-то версии, то есть, когда мы покупали права на перевод этой трилогии, мы уже понимали, что мы покупаем бестселлер, потому что на Западе книга имела невероятный, просто ошеломительный успех, и мы были уверены, что российскому читателю она тоже понравится. Мне кажется, что дело в том, что в этой книге читатели и читательницы видят возвращение к исконным гендерным ролям. Время такое, что люди устали, женщины устали быть сильными, они хотят, даже вот если они успешные бизнес-вумен, даже если они считают, что они могут и коня остановить, и в избу войти, и детей воспитать, все равно они в глубине души, каждая женщина хочет какое-то плечо, к которому можно приткнуться, хочет, чтобы ее погладили по голове и сказали «не волнуйся, дорогая, все будет хорошо, я все проблемы возьму на себя!». 

 - Это некий мотиватор для людей?

 - Безусловно! И в «50-ти оттерках серого» они это видят, ведь вообще это же закон: мы видим в книге, в том числе, мы безусловно в Толстом и Достоевском ищем философские и психологические проблемы и их решение. Но все равно в любой книге мы ищем то, чего нам не хватает в жизни. 

 - Многие специалисты считают, что слишком много внимания уделено в этой книге сексуальному подтексту. Согласно тому, что Вы сейчас говорите, можно сделать вывод, что людям не хватает некоего эротического выплеска?

 -  Возможно. Потому что Эрика Джеймс писала эту книгу, изначально она написала её как фанфик к «Сумеркам», она его опубликовала в интернете, где его увидел редактор, он рекомендовал его в издательстве «Рендом-хаус», и отсюда пошла слава Эрики Джеймс. Но Эрика Джеймс неоднократно в интервью говорила, что она эту книгу писала, что называется, для себя, то есть, это просто выплеск ее эмоций, выплеск ее какого-то жизненного опыта, и естественно, что это женщина ее возраста,  там  женщина 30+, это все таки ядро целевой аудитории этой книги, оно считывается, конечно. И безусловно, они видят в этой книге то, чего опять таки, мы возвращаемся к тому, что в этой книге читательницы видят то, чего им не хватает в жизни. 

 - Но вот интересный момент, были книги, та же самая Доминик Ори, «История О» тоже с абсолютно эротическим подтекстом, почему эти книги, хотя она тоже была экранизирована, не имели такой популярности?

 - "История О» - это классика жанра, и мы ее издали, причем мы ее издали в серии, которая называлась «Эрика Джеймс, предшественники и последователи». И она  продалась, конечно, ее покупали и читали, но она не имела такого ошеломительного успеха. Я думаю, потому что с Анастейшей любой читательнице легко себя соотнести, потому что это девочка, которую вы можете встретить, да, из соседнего двора, в метро, с тролейьусе, на улице, на дискотеке, где угодно. 

 - Ну вот если говорить об интерпретации «50 оттенков серого», я знаю, Вы смотрели на нашем канале, совсем недавно появилась возможность у любителей этой книги и фильма послушать в аудиорежиме это все, насколько Вам это понравилось, вообще насколько эта идея в рамках такой бешеной популярности этой книги и фильма на Ваш взгляд актуальна сейчас?

 - Мне кажется, что очень оригинальная идея, потому что, есть же люди, которые воспринимают визуально, есть люди, которые воспринимают на слух, вот мне кажется, что последним это должно быть вообще  очень интересно. Люди любят слушать сказки и истории, мы же проводили исследования, людям интересна все равно романтическая составляющая, история, любовь, именно история возникновения отношений: ссорятся, мирятся, воссоединяются в диком порыве страсти, потом обижаются, расходятся, ну это же все жизнь! И каждый через это прошел много раз, кто-то больше, кто-то меньше, но все равно сколько-то раз в жизни прошел. 

- Но если говорить о фанфиках, так как сама книга была фанфиком к «Сумеркам», если еще, может  быть издательство представит еще какие-то фанфики?

 - В январе у нас вышла первая книга тетралогии Анны Тодд, которая называется «После». Буквально на подходе, через пару недель…

 - Я так понимаю, это фанфик на «50 оттенков серого»? 

 - Это фанфик на «50 оттенков серого», молодая американская писательница Анна Тодд, это история хорошей девочки и плохого парня. 

 - Классическая такая история. 

 - Классическая история, да, вот хорошие девочки влюбляются в плохих парней, а плохие - в кого захотят. Вот Тесс была хорошей девочкой, которой мама уже даже нашла хорошего мальчика, и потирая ручки, ждала, что же из этого прекрасного, совершенно классического, безупречного союза выйдет, и была  уверена, что Тесс сделает прекрасную карьеру, Тесс поступила в Нью-Йоркский университет…

 - Но появился пират!

 - Да, и вот там эту маму ждало разочарование, неприятность, появился Хардин, который ее буквально соблазнил, околдовал, очаровал, и в общем, Тесс перестала быть хорошей девочкой. 

 - Если говорить о современных российских авторах, есть ли некая конкуренция, могут ли они ее составить  вот этим знаменитейшим книгам, которые сейчас экранизированы?

 - В ближайшее время, опять таки в ближайшие 2 недели, появится книга русской Эрики Джеймс, это Алиса Клевер,  и книга будет называться «2 месяца и 3 дня», это тоже романтическая история любви, с эротическими сценами, но прежде всего это опять таки история, это романтическая история, о том, как девушка, Золушка, нашла своего принца. История их отношений, ссор, их каких-то препятствий, через которые они должны пройти, чтобы наконец стать счастливыми. 

 - Вам большое спасибо! 




ВСЕ НОВОСТИ