Виктор Звагельский, заместитель председателя комитета ГД РФ по экономической политике. Как приструнить торговые сети?

Пока продукты дорожают, алкоголь теряет в цене. Водка с 1 февраля будет стоить на 35 рублей дешевле. Зачем это сделано и почему тогда не падают цены на отечественные продукты? Узнаем у нашего гостя, у нас в студии заместитель председателя Госдумы по экономической политике и инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, это "Интервью 360". 

 - Почему в таких сложных условиях цены на алкоголь падают, когда все поднимается? 

 - Это не совсем связанные вещи с тем, что у нас происходит, потому что на алкоголь установлена государством минимальная цена, она постоянно повышалась, и сегодня уровень контрафакта, к сожалению, растет катастрофическими темпами. Для того, чтобы каким-то образом его снизить, была понижена минимальная цена, чтобы разница между нелегальным алкоголем и легальным более-менее снивелировалась. На мой взгляд, это не кардинальное решение, потому что, во-первых, Вы абсолютно правильно сказали, что дорожает все, включая продукты. Точно так же дорожают и все комплектующие при производстве алкоголя - в первую очередь спирт. Уу меня есть огромное сомнение, что сегодняшняя цена в 185 рублей будет отражать легальность продукции на полке, потому что сегодня просто производители в такую цену, на мой взгляд, не уложатся. И вот поскольку это будет введено с 1 февраля, надо серьезно подумать, стоит ли действительно останавливаться на этой цене. 

 - На Ваш взгляд, стоит или нет?

 - На мой взгляд, это вопрос не решит. Более того, если действительно будут повышены цены на все производственные компоненты алкоголя, то мы просто получим на полке реально нелегальную продукцию, которая будет называться легальной. А если мы говорим вообще о проблеме, связанной с тем, что у нас вообще огромное количество контрафакта, то опять же, на мой взгляд, это мелкое решение проблемы, оно ничего не поменяет. А решить проблему можно тем, что, наверное, государству пора уже понять, что государственное регулирование в области алкогольной продукции не оказалось столь эффективным, как ожидалось, и не стоит бояться таких слов, а надо вводить монополию, о чем я уже много  раз говорил. Сегодня в условиях импортозамещения, в условиях дефицита и других проблем, связанных с внешними факторами, наверное, в этом ничего плохого не будет. 

 - Снижение цены конечно же отразится на здоровье, и конечно же смертность повысится, на Ваш взгляд, это может стать серьезной причиной для изменения ситуации - цены на алкоголь?

 - Любое понижение цены, естественно, увеличивают доступность. В этом я с большинством специалистов согласен. Другое дело, что наверное, это не столь существенное понижение, потому что та часть людей, которая склонна к алкоголизации, она в большей степени покупает нелегально алкоголь, где цена гораздо ниже, поэтому здесь надо бороться вообще системно, а не такими мелкими закрываниями бреши, как это было сделано в виде этого понижения цены. 

 - Если в целом говорить об экономической ситуации, которая сейчас достаточно сложно складывается в России, она стимулирует развитие внутреннего рынка, а Вы в одном из интервью сказали, что к сожалению путь от производителя до полки через торговые сети достаточно сложный и попасть туда не так просто российскому производителю. В данном случае, что можно сделать, чтобы этот путь как-то сократить и облегчить на законодательном уровне, конечно?

 - Как раз над этим мы уже и работаем, и у нас уже подготовлены поправки к действующему закону о регулировании торговой деятельности, потому что, не секрет, в том виде, в котором он вышел 7 лет назад, он абсолютно не решил тех проблем, связанных как раз с попаданием  в первую очередь отечественного производителя на полки, поэтому мы сегодня хотим очень жестко ограничить сети, во-первых, только тем видом  деятельности, которым они должны заниматься, то есть куплей-продажей для того, чтобы не собирались дополнительные деньги с поставщиков под видом дополнительных маркетинговых услуг, ретро-бонусов, дней рождения сетей и т.д., это первое, а второе - сегодня отечественный производитель просто не имеет таких средств, чтобы попасть в сеть и вынужден довольствоваться ритейлом или розницей более низкого уровня или какими-то ярмарками, это очень плохо в условиях сегодняшней проблемы, связанной опять же с отсутствием ряда продуктов питания в связи с санкциями, и с очень важной ситуацией, связанной с импортозамещением - это уже такое слово, которое у всех на устах. Сегодня очень важно, чтобы вообще путь был минимизирован от поставщика к продавцу, и при этом он был практически бесплатен. 

 - Если говорить о том, какое наказание грозит тем сетям, которые не пойдут навстречу?

 - Когда мы говорим о том, как мы будем видоизменять закон о торговой деятельности, там прописан ряд очень жестких санкций и наказаний. Это, во-первых, достаточно большие штрафы, штрафы с оборота, которые мы пытаемся ввести, что сегодня…

 - Но штрафы с оборота, наверное, самые серьезные, а пока еще его нет?

- Пока нет, потому что сегодня те штрафы, которые прописаны по действующему кодексу по административным правонарушениям, они просто минимальные для сети - там до 100 тысяч рублей. Это смешно, поэтому штраф с оборота, который мы собираемся ввести от 3% до 5% - это очень серьезно. Кроме того, в ряде случаев, связанных  с серьезными нарушениями со стороны ритейла, мы хотим ввести приостановление разрешения на осуществление торговой деятельности на 90 дней, и это фактически остановка бизнеса. 

 - Насколько это реально реализуемые планы в ближайшем будущем?

 - Они реализуемые с точки зрения того, насколько сегодня те правительственные ведомства, которые ответственны за прохождение данного законопроекта, то есть, за его положительное или отрицательное заключение, которое они будут давать на данный законопроект, насколько они будут объективно к этому подходить, и не будет ли сегодня спекуляции на тему, что и так сегодня бизнесу тяжело, и торговому в том числе, давайте-ка его не "кошмарить". Наверное, это тот случай, когда "кошмарить" надо. 

 - Тяжело мелкому бизнесу, это очевидно, но тем не менее, кто будет контролировать в этом случае проверку этих сетей, работу их?

 - Служба эта одна, и она очень хорошо работает - ФАС, и она сегодня даже в условиях такого закона, который работает на 10-ю часть своих возможностей, все равно выявляет и картельный сговор, когда поднимаются совместно сетями  цены, и выявляет случаи принуждения к заключению тех или иных договоров, это работает, просто наказание за это минимально, соответственно, и службы работают не до конца эффективно. Вот когда будут серьезные механизмы и инструменты, тогда, я уверяю Вас, у ФАС есть все возможности для того, чтобы привести в порядок сегодняшнюю ситуацию. 

 - В одном из интервью Вы также сказали, что качество российской продукции вызывает у Вас достаточно серьезные сомнения и необходимо ужесточить законодательство и в этой сфере, до сих пор придерживаетесь такой позиции?

 - Это касается не как таковой российской продукции. Я говорил о том, что опять же, и такой законопроект у нас есть, те нормы, те штрафы, которые у нас существуют сегодня в кодексе по административным правонарушениям, они не менялись в течение 20 лет, и штрафы от 5-ти до 10-ти тысяч для физических лиц и до 40-ка для юридических лиц, они сегодня очень смешны, и просто даже составление протокола стоит дороже, поэтому мы предлагали ввести жесткие штрафы, которые будут соответствовать сегодняшней экономической ситуации для того, чтобы убрать с полок некачественный товар. 

 - Но кто будет различать качественное или некачественное, это должна быть определенная структура, немножко медицинская, немножко научная, которая будет брать пробы, заниматься исследованием этой продукции?

 - Это Роспотребнадзор, и достаточное количество сотрудников, которые выявляют эти нарушения по жалобам граждан. Союз потребителей. В США, которы сегодня не очень можно приводить в пример, но в данном случае Союз потребителей там бояться в 10 раз больше, чем любую государственную службу. 

 - Конечно, но, к сожалению, в стране эта служба совершенно не обладает никакой силой. 

 - К сожалению, не обладает силой, но сегодня в рамках новых законодательных инициатив, придав Союзу потребителей в первую очередь возможность более жестко отслеживать качество товаров на полке, и я думаю, что добьемся того, конечно, мы не подойдем к ситуации западных стран, но мы подойдем к тому, что с этой организацией будут считаться, и очень важно, чтобы у нас работала судебная практика, потому что те люди, которые подают в суды, они зачастую туда просто не идут, потому что понимают, что будет либо смехотворное наказание, либо они потратятся в большей степени на адвоката. Но если моральная компенсация будет такая, как это принято во всем цивилизованном мире, к коему мы себя тоже относим, уверяю Вас, 2-3 серьезных прецедента, и многие ритейлеры серьезно задумаются, а надо ли торговать некачественным товаром. 

 - Будем надеяться, что некачественного товара будет становиться на полках все меньше и меньше, с Вашей помощью в том числе, спасибо большое!




ВСЕ НОВОСТИ