Марина Захарова, министр образования МО. Итоги года: достижения в сфере образования МО

В рейтинге лучших. Подмосковье занимает лидирующие позиции в системе образования России. Какие задачи ставились в начале года и что удалось сделать? Об итогах и планах на будущее поговорим с министром образования МО Мариной Захаровой, это «Интервью 360».

Начать разговор хотелось бы с учителей, в прошлом году педагог из Подмосковья стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года», надеялись, что и в этом году мы возьмем приз, но к сожалению. Как Вы расцениваете это? Как поражение или это какая-то случайность?

МО - единственный субъект РФ, в котором работают 3 абсолютных победителя Всероссийского конкурса «Учитель года». Самый первый победитель этого конкурса Артур Зарубов, учитель МО, абсолютный чемпион Александр Земахин - учитель МО, и абсолютный чемпион Андрей Сиденко - тоже учитель МО. Я бы ответила таким образом на Ваш вопрос: быть лидерами - это все время большая ответственность, это все время идти вперед, опережая то, что покажут твои коллеги. И поэтому, к МО всегда спрос в этом конкурсе чуть строже, чем к остальным конкурсантам. И побеждая в этом конкурсе однажды, а последние 2 победы были наши, и в 2012, и в 2013, вы понимаете, насколько пристальным было внимание к каждому поступку, к каждому слову, к открытому уроку, к баллам нашего участника этого конкурса, в этом году проходившего в МО. Мы очень рады, что юбилейный, 25-й конкурс «Учитель года» имела право проводить Московская область. И мы надеемся, что в следующем году у нас будут победы на этом конкурсе. А еще хотелось сказать вот о чем: Андрей Сиденко стал победителем в номинации конкурса, который закончился совсем недавно, проводился он федеральной службой в области образования, это Рособрнадзор, который представлял свои работы на совершенствование системы проведения ЕГЭ, системы образования, открытого образования, независимой оценки качества. И вот наш победитель «Учителя года» Андрей Сиденко стал победителем в номинации «Совершенствование системы проведения и организации ЕГЭ». И мы считаем, что это наш ответ тому, что мы не смогли занять первое место в этом году в «Учителе года», мы заняли его в этом же году, но в другом конкурсе.

То есть, позиции не сдали?

Нет.

Если говорить про общероссийский рейтинг школ, Московская область занимает сейчас пятое место, а по количеству мы в лидерах - первое место. Ну, губернатор требует улучшить показатели именно качества, что для этого было сделано в этом году?

По тем данным, которые опубликованы официально, мы занимаем 4-е место, впереди нас в этом году находится республика Татарстан, мы очень рады её победам и успехам, и в настоящий момент мы проводили свой конкурс по качеству образования, в образовательных организациях МО, и сегодня у нас создана ассоциация учителей Подмосковья, у нас были ассоциации по различным предметам, а на прошлой неделе у нас стало существовать как юридическое лицо ассоциация, которая называется «Учителя Подмосковья». Мы открыли сайт, объединили все наши ассоциации, и создание ассоциации, её целью и было именно повышение и улучшение качества. Для того, чтобы в этом году, при подведении рейтингования образовательных учреждений, мы были в тройке лучших и выполнили ту задачу, которую поставил перед нами губернатор МО.
 

Если говорить про следующий год, каких результатов ждать?

Надеемся, что мы будем в тройке лучших.

Скажите, является ли число победителей на Ваш взгляд, на российских или международных олимпиадах неким мерилом качества образования?

Здесь, наверное, важно не то, какое количество побеждает, а с какими результатами побеждают, потому что вот в этом году наш областной лицей, который был открыт с 1-го сентября 2014 года в Долгопрудном, и его участники на международной олимпиаде, которая проходила со 2-го по 10-е декабря в Аргентине, завоевали сразу 2 золотых медали. И завоевала их одна и та же ученица 10-го класса, Ульяна Ходырева, первая золотая медаль была ей присуждена как лучшему участнику команды, а она входила в состав команды, которая представляла не просто МО, а РФ, а вторая золотая медаль на этой же международной олимпиаде ей была присуждена как лучшему теоретику. Поэтому, я считаю, что победы должны быть не только количественные, а в первую очередь качественные. Вот это качественная победа - и нашего областного лицея, и образования МО.

Если говорить, то к слову Электросталь в этом году принимала второй Всероссийский съезд «Молодой учитель - школа будущего», и кроме прочего обсуждался и вопрос привлечения молодых специалистов. Вот вопрос нехватки кадров, он стоит?

Да, он стоит сегодня не только в МО, но и вообще стоит в системе образования, мы знаем, что в этом году у нас проходил второй съезд учителей, работающих в сельских школах, он проходил в Тамбове, а МО принимала второй съезд молодых педагогов. И проведение его в Электростали было выбрано не случайно. В это же время в Электростали проходил наш форум молодых учителей, тех, кто в этом году впервые пришел работать. МО в этом году 850 учителей, кто переступил порог школы в первый раз, и мы очень рады тому, что заканчивается первое полугодие учебного года, и все они остались работать в МО. Действительно, это очень важный и своевременный вопрос. Потому что образование - это хорошая классическая система, но сохраняя свои классические черты, должны приходить работать молодые люди, которые, наверное, в определенным моментах ближе к детям, которые сегодня учатся, они быстрее находят взаимопонимание, но в то же время для того, чтобы они давали качественное образование и были бы сменой тем педагогам, которые работают сегодня, они должны учиться у тех, кто есть сегодня. Если мы говорим о мерах соцподдержки для молодых педагогов, то в разных субъектах они абсолютно разные. Но смысл их один и тот же: это проблемы, связанные с решением жилищного вопроса, и это стимулирующие выплаты молодым педагогам. Потому что базовая ставка, по которой, получив образование, приходит работать в систему образования, и он еще не сдавал никакие квалификационные экзамены, не проходил аттестацию, не повышал свою квалификацию, она будет невысока. В МО у нас есть выплата: более 28 тысяч тем педагогам, кто приходит, получив высшее образование, и более 23 тысяч тем, кто получил средне-специальное образование. И есть ежемесячные выплаты к заработной плате. В разных муниципальных образованиях области по постановлению главы или решению совета депутатов предусмотрены свои отдельные меры социальной поддержки. Если говорить о таком большом направлении, как госпрограмма жилища, где есть социальная ипотека для молодых учителей, подводя итоги, можем сказать, что у нас 63 учителя, кто воспользовался этой мерой. Хотя мы понимаем, что здесь есть ряд ограничений, по которым молодые педагоги не всегда могут принять участие в этой программе. Это те ограничения, которые касаются их платежеспособности, не всегда банки дают кредиты, имея такую справку о состоянии заработной платы, и есть определенные ограничения, связанные с проживанием в МО, с расчетом площади на одного человека и с местом проживания, то есть, определенное количество времени, хотя мы ряд преград в МО своим законодательством областным субъектовым сняли для того, чтобы расширить категорию учителей, кто мог бы воспользоваться этой ипотекой. Но когда проходил съезд молодых педагогов, то один из вопросов был задан ан этом съезде министру РФ Д.А. Ливанову, он как раз тоже касался вопроса расширения льгот для того, чтобы молодежь могла оставаться. Ведь важно не просто прийти в профессию, важно в профессии остаться. И вот мы ежегодно проводим у себя клуб «Педагог года» и форум молодых педагогов, где они общаются друг с другом, обмениваются опытом, смотрят, как живут другие муниципальные образования МО, не только те, в которые они пришли работать, потому что МО - это модель России, и мы здесь можем увидеть то огромное разнообразие, которое существует вообще в РФ, в различных наших муниципальных образованиях. У нас же есть городские округа, и есть муниципальные районы, где только сельские школы, которые мы полностью содержим за счет средств субъект. Поэтому, мы стараемся делать все, чтобы молодые люди, приходя, оставались прежде всего в профессии. Потому что не всегда, и наверное, это неправильно, если бы все в нашей профессии можно было бы измерять деньгами, я, конечно, желаю каждому педагогу, чтобы у нас росла не только заработная плата, но и ставка у педагога. Но самое важно, чтобы человек оставался в профессии, самосовершенствовался, а не останавливался на той точке роста, на которой, как он считает, он достиг. Тогда он перестает быть интересен и себе, и своим ученикам.

На то еще жалуются молодые педагоги, скажем так, может быть тяжело общаться и находить общий язык с детьми? Какие есть такие проблемы более житейские, бытовые?

Наверное, вот в общении с детьми у них для того, чтобы установить какую-то взаимосвязь, нет такой большой проблемы, а вот чтобы быть строгим, не добреньким, но добрым, при этом справедливым - вот это приходит с опытом. Для того, чтобы у тебя была дисциплина на уроке и тебя слушали, ты должен знать, как свой предмет преподнести таким образом, чтобы его хотели забрать у тебя ребята. Потому что очень часто молодой педагог, придя, обладая, конечно же, огромными знаниями, хочет сразу поделиться и отдать их детям. И ему кажется, что он замечательно провел урок, на следующий день его ученики пришли, он стал проверять домашнее задание, и увидел, что где-то в процессе урока он что-то неправильно построил, и не получил той отдачи, которой казалось, он вложил в своих учеников. И, наверное, чаще всего было вопросы, которые касались именно педагогического мастерства.

Не секрет, что профессия учитель была немного принижена в одно время. Вот сейчас педагог - это почетно или нет?

Сегодня много говорят о статусе педагога, потому что он разработан, стандарт педагога, принят, до 2017 года он должен быть реализован уже во всех субъектах РФ, и здесь, наверное, должна быть двойственная роль - и самого учителя, он должен соответствовать выбранной им профессии, и я думаю, что со временем отношение в обществе к педагогу все равно изменится, потому что родители всегда будут любить своих детей, это правильно, но не все родители являются педагогами, и поэтому, когда им кажется, что ребенок их не слушает или чего-то не понимает, это не потому что он их не любит или проявляет какие-то шалости в своем поведении, а именно потому что не каждый родитель проходил такие предметы, как возрастная психология, как педагогика. Для того, чтобы чему-нибудь научить, нужно не просто знать, что, а нужно знать, как этому научить.

А вообще сейчас может быть есть какие-то курсы или занятия по психологии, которые родители могут проходить, может быть при школах, и как-то понимать, как лучше общаться со своими детьми?

Это очень важный и интересный момент. Мы стараемся, чтобы в школах были сохранения ставки психологи и социального педагога, потому что мы сталкиваемся с таким большим количеством людей в жизни, с таким большим количеством разных ситуация, и только правильные знания психологии помогают нам правильно выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, ведь мудрый человек не тот, кто совершил ошибку и исправил её, а тот, кто не повторил этой ошибки.

В этом году на подготовку школ к началу школьного сезона было потрачено 7,5 млрд, большинство, 3,5 млрд - это было на ремонт и реконструкцию школ. Вот чтобы понимать, много это или мало, какие деньги тратились в предыдущие годы на то же самое?

В этом году на подготовку к новому учебному году, Вы назвали сумму, которая говорит о консолидированном бюджете, это и средства областного бюджета (большая часть), так же средства федерального бюджета, потому что мы являемся участниками определенных федеральных программ, и это были средства муниципальных образования МО, как софинансирование тех мероприятий, которые мы проводили. Но было сделано действительно много. Мы гордимся тем, что в этом году у нас во все общеобразовательные учреждения были закуплены учебники в соответствии с теми заявками, которые были подготовлены в школе учителями и сотрудниками, заведующими библиотеками. В этом году у нас прошли ремонты в муниципальных образованиях, поэтому, сделано очень много, но сказать, что это много в системе образования, это было бы неправильно. У нас в МО одна из самых больших систем образования именно по количеству учреждений, у нас более 5 тысяч учреждений всех типов и видов, это и муниципальные, и наши государственные учреждения. И для того, чтобы содержать их в хорошем внешнем виде и для того, чтобы они могли качественно работать в течение всего учебного года, конечно, нужно вкладывать определенные средства и в текущие, и в капитальные ремонты. Такая работа ведется, она должна быть системной, она должна быть плановой, и раз вложены деньги, мы должны понимать, что в следующем году это образовательное учреждение не получит уже таких средств для того, чтобы проводить какие-то ремонты, они должны быть не каждый год, они должны быть один раз, но на определенный период времени проведены. Для того, чтобы школа была подготовлена к новому учебному году. Для того, чтобы были исправлены те предписания служб, которые приходят с проверкой школы или детского сада к новому учебному году, и соответствовать тем требованиям, которые должны быть в соответствии с санитарными норматив и для того, чтобы и ребенок, и родитель, которые приходит в любое образовательное учреждение, не важно, школа это, детский сад, колледж или ВУЗ, понимал, что да, это дом, в котором получают знания.


Сколько было открыто новых школ в Подмосковье в этом году?

В этом году в РФ было сдано 55 школ, 20 школ - это МО. У нас в государственной программе записана 21 школа, 20 школ и одна пристройка, до 1-го сентября, до начала нового учебного года, у нас 14 школ были сданы, и сейчас уже вот заканчивается финансовый год, и мы говорим о том, что эта программа будет у нас полностью завершена. Все 20 школ будут построены в этом учебном году. То есть, 14 были уже до 1-го сентября, еще 2 школы были - это сентябрь-октябрь, и вот сейчас идет завершение последних школ. Это Химки, это Одинцово, Долгопрудный, Домодедово, то есть, география разная, нельзя сказать, что все 20 школ - это какая-то одна территория. Это Дмитровский район, в Дмитровском районе это муниципальный бюджет был при строительных работах использован, поэтому, в разных территориях МО. В некоторых муниципальных образованиях, например, Химки, это было несколько школ, в Одинцово тоже. Поэтому, 20 и 55 по всей России, я думаю, что эта цифра говорит сама за себя.

А если говорить про следующий год, сколько новых школ Вы планируете открыть в МО?

Здесь, наверное, нужно говорить о том, что в МО на сегодняшний день изменилась градостроительная политика, и когда строятся и вводятся новые объекты, то обязательно смотрится на условия создания социальной среды, социальной сферы. Это не только школы, ДОУ, но и поликлиники, и вот 31 муниципальное образование ведет сейчас очень активную застройку. И в тех объектах, которые вновь только открываются к строительству, там обязательно стоят и школы, и детский сад, рассчитывая из того норматива, который положен на количество жителей, которые будут проживать в данном микрорайоне. А если мы говорим о тех школах, которые у нас уже есть, есть ряд территорий, которые в соответствии со своими дорожными картами говорит о реконструкции, то есть, реконструкции тех зданий, которые на сегодняшний момент уже есть, и о тех школах, которые будут сданы в эксплуатацию теми инвесторами, которые заканчивают своё строительство. У нас такие школы есть в Одинцово, в Наро-Фоминском районе, есть в Химках.

На внедрение современных образовательных технологий из бюджета было выделено 48 млн рублей, почти 48, и помнится, что в канун 1-го сентября озвучивалось, что подмосковные школы нуждаются в замене 30% компьютеров. Вот решен ли этот вопрос?

Мы сегодня говорим о том, что у нас есть такой показатель, как количество компьютеров на одного ученика, вот сказать, чтобы мы соответствовали и 100% выполнили этот показатель, пока нет, потому что это та часть техники, которая устаревает достаточно быстро. Но в соответствии с федеральными образовательными стандартами, учащиеся начальной школы у нас по нормативу обеспечены компьютерами. А вот замена должна произойти именно в тех классах, в которые ребята приходят изучать такой предмет, как информатика или информационные технологии, он может по-разному называться в разных образовательных учреждениях, вот там мы еще не полностью провели замену этого парка. Но здесь даже вопрос стоит не в том, чтобы мы поменяли компьютерный парк, а в том, чтобы скорость для работы этого трафика, она была высокая во всех образовательных учреждениях, поэтому мы в первую очередь ставим перед собой такую задачу, и те финансы, которые у нас в государственной программе заложены, они заложены на то, чтобы мы изменили скорость.

А вообще достаточно ли в школах других современных устройств для процесса обучения, например, интерактивных досок?

Достаточно, самое главное, чтобы они использовались, использовались по назначению и чтобы ими не увлекались, потому что иногда в погоне за современными техническими средствами обучения мы забываем о том, что самое главное не увлечь чем-то ученика, а проверить его багаж знаний, который он получил, уметь пользоваться средствами современного обучения - это очень хорошо и замечательно, но нужно видеть цель более глубоко. Поэтому, да, у нас сегодня есть современные интерактивные доски, есть мультимедийное оборудование в классах, у нас в государственной программе есть конкурс, который мы проводим между школами, на получение нового современного оборудования для использования его в различных предметах. Но у нас есть обязательные условия, которые прописаны: каждое образовательное учреждение, то есть, школа, которая принимает участие в конкурсе, она компетентному жюри должна доказать, куда будут потрачены эти деньги, почему нужно именно это оборудование, каков результат от обучения этим оборудованием они хотят получить. В этом году это 72 школы, которые получили по миллиону именно на реализацию таких проектов, они становятся пилотными площадками, и на их примере должны обучаться не только это образовательное учреждение, но и школа, которая находится в данном муниципальном образовании, чтобы разрабатывать свои проекты. Но просто так привести в школу оборудование для того, чтобы оно стояло и какую-то определенную часть времени на нем работали, это неправильно. И педагогический коллектив, и учащиеся, и родители должны видеть, что вот это оборудование в школе находится для того, что здесь будут создаваться новые проекты.

Если все-таки говорить про современные новшества, вот как проходит процесс внедрения электронных дневников и журналов в наших школах, и насколько уже родители и учителя с этим справляются и могут работать?

Да, у нас сегодня идет внедрение электронного дневника и журнала, здесь есть оборотная сторона, потому что мы пока не исключаем бумажный носитель, поэтому, учителю приходится заполнять и электронный дневник, и журнал, и на бумажном носителе. Это связано с тем, что есть срок хранения нашего документа, который имеет очень длительный промежуток, потому что иногда в жизни бывают разные ситуации, человеку нужно восстановить аттестат об окончании школы, а для этого нам нужно смотреть журнал, смотреть, какие у него были оценки для того, чтобы восстановить этот документ. И вот здесь мы работаем как раз над тем, чтобы введя электронный журнал, мы могли отказаться от бумажного носителя, и учитель не выполнял двойную работу. То, что касается детей и учеников, восприятие к этому по-разному. Кто-то очень рад тому, что есть такая форма, потому что можно так общаться с учителем и смотреть за успеваемостью своего ребенка, поэтому, здесь нам есть еще над чем работать в этом направлении. Но это интересная форма, она имеет право быть, и там, где она полностью внедрилась уже, там мы видим неплохие результаты.

Много в этом году говорилось о проблемах второй смены в школах, вот когда удастся решить этот вопрос?

У нас составлена дорожная карта в муниципальных образованиях. Когда мы приступили к реализации этого вопроса, то процент детей, обучающихся во второй смене и школ, работающих в МО вторую смену, составлял 11%. К началу нового учебного года это было 9%, сегодня это 8,5 процентов детей, которые занимаются в школах во вторую смену. Мы понимаем, какая задача перед нами стоит: это не просто строительство школ в местах новой застройки, это те школы, где микрорайон уже сложился, и там иногда построить новую школу либо нету места, где бы она могла существовать, либо родители не хотят идти в другую школу, которая находится либо далеко, и это будет связано с транспортом, либо родитель ведет ребенка в школу под конкретного учителя. Поэтому, такие причины тоже существуют. Ряд территорий, которая пересмотрела своё расписание занятий в школах, пересмотрела использование помещений в школах, вот за счет этих процентов мы как раз и снизили количество детей и школ, которые работают во вторую смену. И те школы, которые были построены в некоторых микрорайонах, они тоже дали процент падения второй смены, и реконструкция тех зданий, которые есть уже сегодня. Но в связи с тем, что к 20-му году у нас все школы должны перейти, все ступени обучения, именно новый государственный образовательный стандарт, они подразумевают занятия детей во второй смене именно внеурочной деятельностью, поэтому, мы будем стремиться к тому, чтобы к этому времени мы, нельзя сказать, что прямо 1 сентября 20-го года у нас не будет второй смены, это я бы сказала, абсолютная неправда, но мы будем стремиться к тому, чтобы процент тех школ, которые работают во вторую смену, он был гораздо меньше.

Марина Борисовна, благодарю Вас за беседу, будем надеяться, что в следующем году все основные проблемы будут решены, спасибо Вам и удачи!




ВСЕ НОВОСТИ