Константин Ляшкевич, начальник ГУ дорожного хозяйства МО. Подмосковье – лидер по строительству дорог в 2014 году

В этом году дорожные службы Подмосковья выполнили колоссальный объем работ, не считая путепроводов, развязок и губернаторских проектов: "Остановка", "Дорога к Храму", "Наследие" и т. д. Год заканчивается и пора подводить итоги, поэтому не случайно у нас сегодня в студии "Интервью 360" начальник главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич.


 - Начать разговор предлагаю с хорошей новости: скоро будет открыто движение на первом путепроводе, построенном в рамках губернаторского проекта "Свободные переезд", у платформы Хлебниково в Долгопрудном. Что представляет собой дорожная инфраструктура, и какова общая стоимость этого проекта?

 - Проект выдался значительно весомым по финансовым вложениям, потому что строительство велось в городской черте, и очень много пришлось выносить коммуникаций, изымать зданий, сооружений, жилья, расселять людей. Около 6 млрд стоимость всего проекта, 1 млрд 700 пошло на подготовку инфраструктуры и обеспечения местных связей. Движение мы готовы будем запустить по прямому ходу - это первый этап строительства. Второй этап строительства мы планируем закончить в следующем году, когда увяжем всю улично-дорожную сеть тех микрорайонов, которые прилегают к данному объекту. Так как он строился с 2009-го года, и фактически до 2012-го года простоял замороженным, мы начали строительство в декабре 2012-го года, когда туда вывели строителей. Естественно, жители очень ждут этого момента, когда они наконец-таки вместо полутора часов смогут за  полторы минуты проезжать эти 600 метров, которые разделяет железная дорога. 

- Также открылся после реконструкции мост в Орехово-Зуевском районе. Он не менее важен, вложения порядка 70 млн рублей, если я не ошибаюсь, в стоимости реконструкции. Как проводились там работы, и что получили в итоге после открытия?

 - Стоимость работ там несколько выше получилась – 86 миллионов рублей, если мне память е изменяет. Так как мост находился в предаварийном состоянии и в любой момент мог быть закрыт для движения, нам пришлось полностью заменить опорную часть, перекрытия, для того, чтобы люди, которые находятся в зоне притяжения к этому мосту, могли беспрепятственно по нему проезжать, и домой, и на работу, и по личным надобностям. Но, несмотря на то, что он гораздо дешевле и меньше по объему работ, в Хлебниково только эстакадная часть 600 метров составляет, не считая нескольких километров подъездных путей, а там он составляет чуть больше 40 метров. На самом деле быть отрезанным от жизни, от мира тяжело. И для того, чтобы этого не случилось, пришлось ставить его в ремонт. Мы порядка 5-ти мостов сделали в этом году по области, небольших, но тех, которые являются единственной подъездной дорогой к населенным пунктам. 

 - То есть, около 5-ти мостов было отремонтировано, отреставрировано? 

 - Мы 4 закончили, пятый сейчас заканчиваем, движение открываем. Ощутили это жители Афинеево, Коломны. Но там, к сожалению, у нас климатические условия в этом году такие, что наплывной мост новый сейчас фактически лег на дно, и по нему движение осуществлять нельзя. Он закрыт временно, до повышения уровня воды в реке.

 - Если в целом говорить о результатах 2014 года, то какие итоги можно подвести, сколько километров было построено дорог, и план выполнили или перевыполнили?

 - В первую очередь, я бы хотел сказать, что мы в этом году второй год подряд выполнили план по ремонту, мало того, этот план отвечает нормативу по ремонту автомобильных дорог, мы ремонтируем порядка 10% от сети, так как недоремонт за кризисные годы, начиная с 2008-го, накопился очень большой. И все жители области, и не только области, наши гости из Столицы, те, кто проезжают, ощущают качество этих дорог. Было принято ремонтировать ровно столько, сколько нужно, чтобы поддержать сеть дорог в области в нормативном состоянии. В этом году у нас был план отремонтировать 1512 км, мы его чуть-чуть перевыполнили, отремонтировали 1546 км. На следующий год у нас в планах такой же объем ремонта. На сегодняшний день МО, если не считать наши 2 столицы - Москву и Санкт-Петербург, является лидером по объему ремонта, так как решение, которое губернатор Андрей Воробьев принял для того, чтобы обеспечить нормальный проезд в области, не всем сегодня по карману, наверное. Слава Богу, что у нас возможности Дорожного фонда позволяют эти работы вести в необходимом объеме. 

- Недавно ваше Управление завершило прием заявок на строительство транспортной развязки в Люберецком районе. Расскажите поподробнее, о каком проекте идет речь?

 - Тоже очень долгожданный объект. Он проектировался с середины 2000-х годов, это выезд из Лыткарино на дорогу М-5 "Урал", единственный выезд из этого города, городской округ сегодня стоит в пробках. Жители постоянно пишут, задают вопрос в своих обращениях, когда же наконец, у них будет выезд нормальный. На сегодняшний день мы синхронизировали свою работу с работой федерального дорожного агентства, которое начинает реконструкцию этого участка федеральной автотрассы. Соответственно, мы параллельно вместе с ними начнем реконструировать и транспортную развязку, она будет в новом месте, чуть дальше от Москвы, будет полноценная, и обеспечит на ближайшую перспективу -  на 15-20 лет, пропуск необходимого количества транспорта. Так  же полтора километра подъездной дороги реконструируем, фактически, она пойдет по новому направлению. У городского округа Лыткарино, к сожалению, ситуация одна из сложных. Это город, в котором альтернативных выездов нет. Для того, чтобы людям нормально выезжать, с нормальной скоростью, которая бы позволяла осуществлять беспрепятственное движение, им нужно двигаться только в направлении федеральной трассы. Мы в прошлом году в Люберецком районе открывали автостраду в Котельниках к 1-му сентября. Губернатор запускал движение. Поэтому и федералы, и мы идем синхронно, стараемся все населенные пункты, которые в этом направлении есть, обеспечить нормальной связью. 

 - Вы сказали, что возможности дорожного фонда МО больше, чем у других  субъектов РФ. За счет чего?

 - За счет протяженности сети. У нас 14,5 тысяч километров дорог, соответственно, акцизы, которые распределяются, в первую очередь, от протяженности сети, и зачисляются в дорожный фонд. В настоящий момент они составляют 2/3 объема дорожного фонда, для нас это порядка 15 млрд рублей, плюс транспортный налог, который области поступает, тоже достаточно большое количество транспорта зарегистрировано. Вот все эти деньги в сумме нам позволяют удерживать планку по объему ремонта и нормативного содержания дорог. Конечно, не в полном объеме, что сегодня нормативная документация диктует, но по крайней мере считаем, что на очень достойном уровне выглядим, с учетом того, что мы очень много ремонтируем. В ближайшие  года 2-3, надеюсь, приведем дорожную сеть Подмосковья в порядок. 

- В этом году было  принято решение о создании государственного казенного учреждения "Дирекция дорожного строительства". С чем связана необходимость создания такого ведомства, и какие задачи будут перед ним стоять?

 - Мы продолжаем реорганизацию дорожной отрасли Подмосковья. Первым этапом была реорганизация наших ГУП-ов. Мы объединили 23 производственных предприятия вместе с управлением "Мосавтодор" в государственное бюджетное учреждение, которое сегодня работает по государственному заказу, на госзадании находится, и проводит все процедуры без торгов. Но в то же время позволяет оперативно решать вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения, с обеспечением проезда. Вторым этапом реорганизации у нас в плане стояло создание специализированной дирекции, которая будет работать  с объектами строительства и реконструкции. "Дирекция дорожного строительства" получает все функции госзаказчика, которые сегодня выполняет Главное управление дорожного хозяйства, и мы разделяем функции органа исполнительной власти, который должен заниматься формированием политики  в дорожном хозяйстве, формированием нормативов  расценок, и очень многими другими вещами. В частности, взаимодействием  с нашими коллегами и в правительстве, и в федеральных органах исполнительной власти, и с нашими отраслевиками. Дирекция будет выполнять функцию застройщика и заниматься только этим, потому что пока складываются обстоятельства, что средства выделяются из федерального бюджет. Нам нужно будет сейчас, как мои строители выражаются, раскрутить еще 6 строек, новых путепровода и транспортной развязки, и дороги новые. Это достаточно серьезный объем работы, который требует очень большого количества людей, узкопрофильных специалистов, которые должны работать в службе заказчика, следить за эффективным  целевым использованием средств и за тем, чтобы строители шли на своих объектах ровно в том календарном графике, который они подписали при заключении контракта. 

 - А сколько человек будет работать в ведомстве, набран ли штат?

 - 102  человека, предполагается, что будут работать в дирекции. Наше штатное расписание подписано именно с таким количеством. Мы часть сотрудников делегируем из Главного управления дорожного хозяйства, тех, кто непосредственно в строительном процессе был задействован. На сегодняшний момент могу сказать, что первоначальный штат уже есть - порядка 25-30 человек. То есть, сейчас будем формировать штат, и до конца года постараемся укомплектовать полностью, потому что объем работы большой, строек в Подмосковье много. Но стройки, можно сказать так, не нашего масштаба, а федерального, потому что московский транспортный узел - это 70% транспорта, который идет транзитом. Эта вся нагрузка ложится и на федеральные, и на региональные дороги МО, и нам необходимо очень серьезно, поступательно решать проблемы, которые такая интенсивность движения нам создает. 

 - Раз уж зашла речь о строительстве путепроводов в МО, поправьте  меня, если я не ошибаюсь, сегодня строят 7, а в проекте 5, и еще в планах строительство 5-ти. 

 - Да, мы должны первоочередные, как Вы назвали, 17 путепроводов построить в МО. Вполне возможно, что появятся еще новые объекты, потому что зачастую путепроводы необходимы  при строительстве крупных дорожных объектов. Допустим, Южный объезд  Истры. Если мы говорим о выводе транзита из центральной части города, для того, чтобы обеспечить сохранность Новоиерусалимского монастыря, тоже содержит путепровод через железную дорогу. И 45 тысяч единиц транспорта, которые сегодня по Волоколомскому шоссе двигаются через город круглосуточно, создают достаточно большое неудобство. Там нужен путепровод, возможно, это будет уже 18-й. 

 - Планы большие по строительству, но при этом сейчас достаточно сложная ситуация в стране. Расскажите, это как-то будет влиять на расходную часть строительства дорог, или все-таки расходы на них защищенные?

 - Дорожные фонды, в принципе, защищены и на  федеральном, и на региональном уровне. Возможно сокращение госрасходов, такая практика уже была после 2008-го года, но в то же время там был комплекс мероприятий: кроме того, что были снижены госрасходы и стоимость даже уже заключенных контрактов, в то же время были зафиксированы цены на основные материалы, которые используются в дорожном строительстве. Производители зафиксировали стоимость на битум, на инертные материалы. Если сейчас в этот период начнется снижение стоимости каких-то материалов, естественно, это будет поводом задуматься и о стоимости дорожных работ. Потому что мы за те же деньги выполним больший объем. 

 - А какие задачи стоят перед Управлением вообще в течение всего следующего года?

 - В первую очередь, конечно, хотелось бы закончить все структурные изменения, потому что кроме создания дирекции у нас есть еще планы  по созданию одного учреждения, которое будет заниматься контролем за дорожными работами. Это - структура ведомственного контроля. Она будет в плановом режиме проверять все стройки, все объекты ремонта, работу тех компаний, которые сегодня выигрывают конкурсы по содержанию  автомобильных дорог. Это одна из мер, которая позволит нам говорить об эффективности наших вложений и расходовании тех средств, которые сегодня платят налогоплательщики и передает нам государство с федерального уровня для реализации наших проектов. Средства очень большие, контроль нужен эффективный, полноценный, качественный и жесткий. Для того, чтобы мы понимали, что на всех объектах у нас все подрядчики, субподрядчики отработали добросовестно. Наряду с этой работой нам необходимо расширять перечень направлений, так как бюджетных денег на все хватать не будет. Все-таки мы планируем в следующем году зайти в частно-государственное партнерство, начинать строить объекты с привлечением частных инвестиций, если  это позволит экономическая ситуация и те условия, которые будут в наступающем году. В этом году мы понимали, что интерес инвесторов есть, и крупные банки российские проявляют интерес к тем объектам, которые мы сегодня вместе с министерством инвестиций МО прорабатываем. Хотелось бы, конечно, построить большее количество объектов, потому что ситуация тяжелая, ездить в области не совсем легко. Мы понимаем ту нагрузку, которую испытывает регион, окружающий столицу, ежедневный суточный трафик, который проходит, транзитный транспорт. Поэтому, эти проблемы будем решать. 

 - На днях в этой студии с нами беседовал министр имущественных отношений г-н Аверкиев, и мы обсуждали с ним ситуацию с Московским областным дорожным центром. Насколько я понимаю, как раз таки в отношении этого учреждения проводилась проверка, в которой Вы активно участвовали. Расскажите об этом поподробнее?

 - Там ситуация выглядит следующим образом: после смены руководства Московского областного дорожного центра, мы провели проверку документации, которая находилась у руководства, перелопатили серьезно все документы, которые были в наличии. Мы выяснили, что часть средств была израсходована не по назначению, причем израсходована на те цели, которые не были предусмотрены в госконтрактах. Эти материалы мы представили руководству области. Было принято решение, что в  суд для  защиты интересов МО поедет собственник - министерство имущественных отношений. Так же мы передали  эти материалы в правоохранительные органы, которые по результатам их изучения приняли решение о возбуждении уголовного дела в отношении одного из бывших руководителей. Сейчас дело возбуждено, он находится в федеральном розыске. Надеемся, что начатую работу наши службы доведут до конца. 

 - Еще один немаловажный вопрос - это безопасность, и губернатор ставил задачу снизить смертность на дорогах. Что удалось сделать в этом вопросе, в этом году? 

 - В этом году мы в ручном режиме решили отработать три направления, это Волоколамское, Каширское и Старосимферопольское шоссе. На них провели сначала объезд с нашими коллегами, с ГАИ, предъявили очаги аварийности и "узкие" места, на которых возможно возникновение ДТП. Прописали ряд конкретных мероприятий, просто еженедельно, системно, путем субботних объездов, личных, контролировали исполнение этих работ. Понимаем, что эффект от этого есть. Но в то же время видим, что очень серьезное у нас идет по статистике увеличение по тяжелым последствиям после ДТП. И хотя общее количество ДТП снижается, понимаем, что все равно мероприятия нужно проводить. Так как на территории области проходит очень много федеральных дорог. Более 2 тысяч километров протяженность сети федеральных дорог. Мы решили с руководителем федерального дорожного агентства, что буквально в январе мы вместе с департаментом ГАИ МВД РФ проведем совещание именно по мероприятиям, направленным на снижение аварийности и смертности на территории МО. У нас есть опыт своей работы, как мы это делаем, у наших федеральных коллег тоже есть такой же опыт. К слову сказать, они на год раньше начали устанавливать тросовые ограждения разделительные по осевой линии на дороге для того, чтобы минимизировать количество лобовых столкновений, тяжесть последствий от которых самая большая. Мы через год тоже эту идею подхватили, согласовали с ГАИ РФ в виде эксперимента установку этих ограждений. Сейчас массово приступили к их установке. Есть много мероприятий, которые можно при небольших бюджетных вливаниях и небольших затратах по времени реализовать для того, чтобы снизить количество погибших и пострадавших. Поэтому, этой работой будем заниматься системно, планомерно, вместе с нашими коллегами. 

 - Если говорить про отбойники на дорогах, их не так много, действительно на важных трассах, и в связи с этим становится опасно ездить. В этом направлении будет что-то сделано?

 - Мы все очаги аварийности, которые у нас в области есть, проверяем вместе с коллегами из ГАИ, это такой двойной или тройной контроль, вместе с муниципальными образованиями, и выясняется следующее: на тех участках, на который в прошлом году, допустим, были ДТП, связанные со съездом и опрокидыванием, либо очаги аварийности, связанные с отсутствием искусственного освещения, там, где пешеходы попали, они в этом году не повторяются. То есть, разброс такой, что буквально осветить все дороги, а их в области всего 40 тысяч вместе с муниципальными. Везде поставить ограждение - это неправильно. Когда мы проводили эту аналитику, разговаривали с руководством областного ГАИ, начальник ГАИ МО В. В. Кузнецов сказал, что повысилось резко количество ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, и тяжесть последствий по этому году растет. Поэтому, здесь больше еще вопрос в превентивных мероприятиях. Если наши водители не понимают меру ответственности, когда они находятся за рулём нетрезвые, то, наверное, нужно ужесточать наказание за это. И больше пропагандой заниматься, так как мы не можем предусмотреть, где водитель решит, что ему надоело ехать по дороге, и решит проехать по обочине, понимаете? Человеческий фактор. То есть, те мероприятия, которые мы сегодня проводим, они дают свой эффект, но идет рост по ДТП, где основной причиной является уже сам водитель. Поэтому, будем работать с этим направлением. 

 - Если говорить о дорожном полотне на магистралях: там очень часто бывают ямы. Как быстро и оперативно реагируют службы на устранение таких недостатков, они же тоже влияют на аварийность? 

 - Влияют на аварийность, согласен, но время реагирования на обстоятельства, которые могут повлиять на безопасность дорожного движения у дорожных  служб определено в пределах рабочей смены. То есть, если выявлена яма, ее по-хорошему должны заделать в ближайшие часы, как только будет возможность. Понимаю, что сегодня мы не все дороги можем привести в соответствие. Иногда это бывает, что не яма одна, а это такое количество ям на километре, общая площадь которых больше, чем площадь целого покрытия. Ну, я говорю про недоремонт, который накопился за эти годы. У нас был год, когда ремонтировалось 17 км вместо 1,5 тысяч положенных, понимаете? Но с другой стороны на таких участках и скоростной режим очень низкий, и там обычно тяжелых происшествий не происходит. Происходят происшествия там, где высокий скоростной режим и, соответственно, уже водитель, понимая, что дорога безопасная, считает, что может развить достаточно высокую скорость. Потом машина попадает в какую-то нештатную ситуацию. Обычно на таких участках очень оперативно реагируем, и каждая смена, когда  сдает дежурство следующей смене в организации, отвечающей за эксплуатацию дороги, должны в журнале отметить все мероприятия, которые они проводили, все работы, которые велись, в том числе и для поддержания безопасного состояния. Они должны убрать мусор с дороги, убрать посторонние предметы,  потому что, бывает, что иногда и покрышки валяются, строительный мусор может из машины выпасть. То есть, задача обеспечить безопасность  в первую очередь. 

 - Константин Васильевич, если можно, коротко, чем сейчас посыпают дороги МО? В Москве это до сих пор химические реагенты. Вот в этом году вы принимаете какие-то новые…?

 - Песчано-соляная смесь. Количество соли назначается руководителем дежурной смены в зависимости от погодных условий, потому что это самый чистый материал на сегодняшний день. В Москве есть ливневая канализация, как Вы знаете, это город, а у нас на дорогах сразу начинается уже лес - наше богатство, зеленые легкие столицы, которые мы тоже должны беречь, чтобы Москва дышала полноценно и чистым воздухом. Поэтому, используем только песчано-соляную смесь, химикаты не используются, так как это все может попасть на обочину, в природу. Стараемся беречь. 

 - Константин Васильевич, благодарю Вас за беседу! Желаю в новом году вашему ведомству удачи, спасибо!




ВСЕ НОВОСТИ