Нармин Ширалиева, советник губернатора МО по культуре. Времена года в Подмосковье

"Пересекая время". 2014 запомнится жителям Подмосковья не только новыми детскими площадками, садиками и транспортными развязками, но и очень насыщенной культурной жизнью. Большое количество фестивалей, концертов. Какими событиями наш регион может гордиться, и что ждать в следующем году, узнаем у советника губернатора по культуре. У нас в студии Нармин Ширалиева, это "Интервью 360".

360:
 - Видимо, пришло время собирать камни, расскажите, какие лично у Вас оставил впечатления этот год с культурной точки зрения?


НШ:
 -  Прежде всего, я хотела бы сказать, что определение "Год Культуры" заканчивается, мне очень не нравится. Потому что, я надеюсь, что в России - всегда время культуры, просто у нас, знаете, как в компьютерном языке, расширение, у нас "Год Культуры", следующий у нас "Год Литературы", культура-литература. Конечно, очень разумная сама по себе была идея  назвать "Годом Культуры", потому что сфокусировали внимание. Я вот говорила об этом уже в журнальном интервью, что это сфокусировало внимание на культуре тех, кто, может быть, не столь правильно, концентрированно относился к этим вопросам. Вот в этом плане это был PR-ход. А для тех, кто в культуре постоянно, для кого это смысл жизни, как для меня, для кого это основное, причем не по долгу службы, а по призванию, по велению  души, не то, чтобы ничего не изменилось, просто появились новые перспективы, ресурсы, новые горизонты. Потому что все вспомнили вдруг, ах, а где у нас культура? А собственно, люди творческие, которые создавали культурный продукт, важный, интересный, привлекательный, познавательный, они, собственно, продолжают это делать, просто может быть, на новом уровне. Конечно, я надеюсь, как и всем, этот год принес встречи с новыми интересными людьми. Он раскрыл людей, которых я знала изначально, но которые в своих проектах в МО в плане самоотдачи, в плане того, что люди были готовы работать именно для проекта, не спрашивая, какие там возможности, то есть, делая это не исключительно для заработка. Вот таких людей тоже было много, людей очень значимых. И конечно, я благодарна всем, кто принимал участие в фестивале "Времена Года в Подмосковье", я благодарна Евгению Миронову, который свой фестиваль Театров Малых городов  провел в Коломне, находился там и участвовал во всем, и действительно на всех площадках говорил, что фестиваль прошел с небывалым размахом, именно в Подмосковье, как ни в одном другом регионе России. И в следующем году мы будем делать этот фестиваль в Подмосковье просто в другом городе. Много у нас было гостей, которых, с одной стороны, Подмосковье принимало, а с другой  - открывало у них тоже какие-то ресурсы. Я думаю, что это наш главный итог.

360:
 - Ну вот "Времена года Чайковского" часто  называют такой музыкальной энциклопедией усадебной жизни русской. А если охарактеризовать сам фестиваль, что бы вы могли сказать?


НШ:
 - Прежде всего, наверное, то, что в этом фестивале все в общем представили какой-то свой новый формат. Ну вот, если я скажу, что у нас был дебют  в какой-то степени А.Б. Джигарханяна или Н.С. Михалкова, Вы, наверное, посмотрите на меня с удивлением, но это именно так. Например, Джигарханян многие годы категорически отказывался от формата творческого вечера. Формата, как я говорю, ретро, но очень востребованного, потому что люди сегодня соскучились по спокойному, душевному разговору, и вот мы его уговорили. Именно у нас в рамках фестиваля в Мытищах такой творческий вечер состоялся, там принимали участие артисты его театра, но большую часть вечера он сидел на сцене, как это полагается, отвечал на вопросы из зала, вопросы неожиданные, очень искренние.

360:
 - Я вот, насколько знаю, он давно этого не делал, почему решился в этот раз?


НШ:
 - У него с Подмосковьем, к счастью, после встречи с губернатором МО А.Ю. Воробьевым, у Джигарханяна сложилась  такая перспективная картина сотрудничества. И его театр, такая форма, подмосковная афиша - "Театр Армена Джигарханяна", в Жуковском в первых числах февраля будет играть несколько спектаклей, в том числе и с участием самого Армена Борисовича. Поэтому это история долговременного сотрудничества, вот он согласился на творческий вечер, он остался очень доволен. Скажу даже по секрету, что посыпались предложения от разных российских фестивалей, например, из Владивостока: давайте, как вы провели, мы тоже проведем. А что касается Н.С. Михалкова, вечер в рамках "Времена года", завершивший декабрьский концерт, - тоже в первый раз. То есть, для него композитор Эдуард Артемьев - это огромная глава его творческой жизни, потому что этот композитор с ним сотрудничал, писал музыку для всех его картин. Но сделать вот такой концерт музыки Артемьева  к фильмам Михалкова почему-то никому не приходило в голову. С оркестром Кинематографии, это состоялось в Одинцово, на 2 700 зрителей. Никита Сергеевич разговаривал, рассказывал о каждом своем фильме, в общем, это получился полноценный его творческий вечер, но в контексте музыки, тоже в первый раз. Я знаю, что есть идеи провести такой вечер в Москве, но они будут вторыми - мы были первыми. Так что, "Времена года" в данной ситуации послужило такой творческой площадкой. А премьера А. Домогарова? Которую так, по стечению обстоятельств, он назвал "Мои времена года" случайно. Это тоже его премьерный, сольный концерт с поэзией в Дубне. Тоже первый раз. И я надеюсь, что действительно Подмосковье как регион-лидер станет площадкой для творческих экспериментов, для премьеры и для дебютов даже таких масштабных творческих личностей.

360:
 - Но я правильно понимаю, что Александр Домогаров поставил свою постановку "Мои времена года", вдохновившись фестивалем?


НШ:
 - Абсолютно так, и сейчас он раздумывает о том, чтобы как-то эту историю продолжить. Но премьера состоялась в Дубне. К таким персонам в искусстве  всегда приковано внимание прессы, и вот уже такое словосочетание Домогаров-Дубна, оно уже вошло в анналы наших СМИ.

360:
 - Но, насколько я знаю, сам проект "Времена года" организовывался для того, чтобы создать некое единое пространство культурное и музыкальное. Насколько удалось это сделать?


НШ:
 - Я надеюсь, удалось, и главная еще задача фестиваля была социальная, потому что люди же получали бесплатные приглашения. Представители наших менее защищенных социальных слоев: это педагоги, врачи, студенты, молодежь. 2 раза в разных форматах был концерт Владимира Спивакова и его национального филармонического оркестра для учеников музыкальных школ, которые не могут поехать на концерт в Москву, это был огромный шанс и в Дмитрове и в Химках. И это сегодня особенно важно, потому что, мы же понимаем, что люди вынуждены отказываться именно от этой части своего потребления культурного продукта, и мы просто обязаны предоставить им возможность такого посещения крупных культурных мероприятий такого уровня бесплатно.

360:
 - Ну вот давайте тогда поговорим об акции "Первый зритель", ее тоже провел А. Домогаров, насколько на Ваш взгляд удачно?


НШ:
 - Я очень надеюсь, и даже уже есть звоночки, что эту инициативу подхватят, по крайней мере, мы запланировали в следующем году в нескольких муниципалитетах такие акции. Первый зритель - это добрый зритель, это зритель, настроенный на теплое восприятие, в театре эта практика называется "Прогон для пап и мам", то есть, когда актеры на первую генеральную репетицию, то есть, когда это уже полноценный спектакль, но еще не продаются билеты,  приглашают тех, кто их априори любит - это папы и мамы. И вот мы подумали, что такими добрыми расположенными зрителями могут быть люди, которые действительно не имебт возможности попасть на концерты и спектакли, там было много представителей общественных организаций, в том числе, организаций, связанных с помощью людям с ограниченными возможностями. Имела совершенно явный резонанс, именно тот, который должен был быть, когда люди общались с артистом, была эта обратная связь. И я вот очень надеюсь, в формате спектаклей Армена Джигарханяна будет такой показ, и другие проекты, я тоже считаю, что это в общем то, чем мы должны заниматься в первую очередь.

360:
 - Но если вернуться к "Моим временам года" А. Домогарова, почему именно Дубна была выбрана в качестве площадки?


НШ:
 - Исторически город легендарный, в его программе огромное место занимали произведения В. Высоцкого, а мы же прекрасно понимаем, что такое Дубна и Высоцкий, это же наша история, и о ней не то, чтобы не стоит забывать, я считаю, что мы должны выстраивать культурную политику с учетом той истории, той мифологии в хорошем смысле, которая в Подмосковье есть. И для Дубны Домогаров, мы как раз говорили о том, что Домогаров должен был представить свою версию произведений Высоцкого, любимых, для него это тоже был вызов, потому что, в общем, не понятно, какая будет реакция, когда зал встал на моменте исполнения печен Высоцкого, в частности «Он не вернулся из боя», композиция на все времена, посвященная ВОВ, это, конечно, многое означало и для него, и подтвердило тот факт, что мы не должны забывать, что не с нас всё начиналось. И вот отсылки к нашему великому прошлому, а Высоцкий - это наше великое прошлое, они очень важны.

360:
 - Ну тогда давайте поговорим о том, что можно ждать от А.Б. Джигарханяна в качестве в качестве новых каких-то акций, проектов, программ, потому что я уверена, подмосковные зрители очень ждут этого?


НШ:
 - Он привезет свой спектакль "Театр Нерона и Сенеки" в рамках показа нескольких спектаклей. Потом, у нас следующий год - год "Литературы", я очень надеюсь, что в таком же фестивальном формате, когда раз в месяц мы будем представлять в разных муниципалитетах такие крупные яркие концерты, мы соединим больших актеров, таких, как А.Б.  Джигарханян, как О.П. Табаков, я надеюсь, как Е. Миронов, как О. Меньшиков, то есть, актеры, которые помимо своей кинематографической популярности всерьез глубоко работают в театре. В России это всегда было доминантой в творчестве актера. И, значит, они прекрасно читаются со сценой. Они представят свою любимую литературу, потому что «Год Литературы» для нас - прежде всего это возможность напомнить людям, что Россия была, и я надеюсь, остается самой читающей страной, и никакое интернет-технологии не отменят чтения. И об этом говорят первые лица государства, об этом говорит Президент, что мы уже почти потеряли поколение наших детей, которые мало читают или не читают вообще. А поскольку кумиры, актеры, я надеюсь, что это будут люди разных поколений, потому что, например, кумир молодежи Данила Козловский блистательно читает большую литературу. Просто это не всегда доступно. То есть, амплитуда актерских поколений огромное. Если они со сцены будут читать прозу или поэзию  сопровождении музыкантов, в сопровождении оркестра, ведь у нас в рамках фестиваля «Подмосковные вечера с Чайковским» состоялся этот альянс, когда дирижировал Владимир Спиваков, а читал Евгений Миронов и Кскния Раппопорт, и мы знаем, что Юрий Башмет многие, вот уже несколько лет очень плотно работает с Константином Хабенским в таком формате, когда есть поэзия и есть музыка, вот это сочетание литературы и музыки, я надеюсь, так чувствую, что это будет ключ для фестивального движения следующего года.

360:
 - Ну откуда у народных артистов, у звезд появляется вот это желание, почему именно Подмосковье так привлекает?



НШ:
 - Мне кажется, что здесь всё очевидно, в Подмосковье новые времена,и курс губернатора МО А.Ю Воробьева на культуру как приоритет и культуру, как доступную среду, и очень важный вектор взаимоотношений с обществом, он же все время говорит о том, что житель всегда прав, а житель прав в том числе в соих интересах получать и потреблять высококачественный культурный продукт. Мне кажется, что эта потребность  наших жителей, она ничуть не меньше, и нельзя ее минимизировать, чем потребности в других, тоже очень важных вещах - это и жилье, и дороги, все это понятно, но в России… Понимаете, в России понятия духовности и культуры, они равны, потому что  не бывает так, чтобы культура была бездуховной, это совсем из другой оперы, поэтому, жизненно важный ресурс, это приоритет в политике, в губернаторской программе «Наше Подмосковье», поэтому, мне кажется, здесь такой взаимный процесс, то есть, люди творческие, они же чувствуют те перемены, которые происходят в регионе, они, кстати, встречаются, Андрей Юрьевич уже проводит ряд рабочих встреч и со Спиваковым, и с Башметом, и с Джигарханяном. Это же не формальные какие-то истории, это план действий, и потом этот план реализуется. Ю.А. Башмет открыл с губернатором МО, с Андреем Воробьевым во Всемирный День музыки, 1-го октября центр искусств Юрия Башмета в Жуковском - это приоритет, о котором несколько дней назад сказал президент, что вот мы почти потеряли творческое воспитание, творческое образование, нужно возрождать школы искусств и т.д. А мы уже это сделали, потому что об этом изначально договорились. Когда Башмет был здесь на встрече с губернатором, он говорил об этом в первую очередь. То есть, у нас очень короткий шаг между решениями и их реализацией, потому что взят такой темп, ритм работы. Конечно, работы непочатый край, но многое сделано в этом году, и это вызов на следующий период.

360:
 - Еще один мэтр кинематографа, Никита Михалков, решил провести свой концерт "Музыка кино", расскажите, как  это было?


НШ:
 - Концерт «Музыка кино» Никиты Михалкова состоялся 6 декабря в Одинцово, в нем принимал участие Российский Государственный Симфонический оркестр кинематографии под управлением легендарного дирижера Сергея Скрипки, который записывал музыку ко всем классическим российским фильмам уже много десятилетий. И для Никиты Сергеевича эта история была очень важная, и в то же время он никогда н еделал концертов в таком формате, он рассказывал о своих картинах, на экранах шли фрагменты, и музыка Эдуарда Артемьева, нашего классика, композитора, она звучит во всех фильмах Михалкова, это творческий альянс, это близкие друзья, и он не могут существовать друг без друга, и в каждой картине Михалкова в том или ином объеме, ну, знаменитейшая тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Артемьева, которая, как шутит Михалков: «я вздрагиваю, когда  звучит мобильный телефон, и я слышу музыку из своего фильма». Вот эта история, она была дебютной в том смысле, что таких концертов не было. Сейчас, после нас, я знаю, что есть планы в Москве сделать подобный концерт, потому что всем это очень понравилось, было 2700 зрителей, получилось приехать на этот концерт и губернатору МО, и вообще эта история, она тоже для перспективы.

360:
 - Ну а кто еще принимал участие? Я так понимаю, роль Никиты Михалкова, она чисто организаторская? Или нет?


НШ:
 - Нет, он не принимал участие в организации, он выступал ведущим этого концерта, он стоял у микрофона и рассказывал какие-то очень интересные вещи, местами очень трогательные, местами личные, о том, как шла работа над всеми его картинами, от самой первой, дипломной, когда он был студентом, до премьеры этого года "Солнечный удар", которой был посвящен целый блок, и звучала музыка, и даже там солисты исполняли какие-то произведения, шли фрагменты на экран, то есть, это был такой его музыкальный творческий вечер.

360:
 - Давайте в целом вспомним о фестивалях, которые за этот год прошли на территории Подмосковья, можно начать с Фестиваля Стола, замечательное событие было.


НШ:
 - Летнее, да, очень красивое, открывшее нам разные коллективы, которые приезжали из разных регионов, кстати: там была Московская область, Москва и гости наши, артисты. И это было событие семейное, очень теплое, и еще, мне кажется, обозначившее важную тему, тему нашего межэтнического единства, потому что мы же говорили, что стол - как символ единения не только друзей, не только семей, но и разных народов. Там же было и фламенко, были и гости из Беларуси, и с Украины, и открывали Песняры легендарные, Гедеминас  Таранда, и глава Одинцово, и гости, в буквальном смысле под эту знаменитую песню Песняров косили траву, то есть, это  была такая театрализация. А главное, что было очень много молодежи, и вот с раннего утра, с мастер-классов, там были и бани, и литературный шатер, где люди писали диктанты, получали за  это призы, до глубокого вечера, когда уже в летние сумерки можно было  расположиться на  сеновале и посмотреть в формате летнего кинотеатра любимый всеми фильм «Формула Любви», это был такой настоящий  летний семейный праздник, я надеюсь, что мы сможем повторить его и зимой в каком-то формате и вернемся к нему летом.

360:
 - Но я знаю, что были и программы, посвященные определенным событиям, к примеру, присоединению Крыма, всё верно, да?


НШ:
 - Да, в Раменском нам удалось провести такой концерт-спектакль «Севастопольский вальс», замечательный коллектив Вивальди-оркестр, который очень много работает с великим наследием советских композиторов, может быть, незаслуженно забытым в какие-то периоды, очень много печен, посвященных Крыму, тот самый "Севастопольский вальс", и стихов, и артист Сергей Моховиков, который, кстати, сам человек, прошедший войну и постоянно выезжающий в горячие точки, он исполнял эти произведения. И это был такой поклон, связанной с Севастополем,  к которой мы сегодня вернулись и читаем её заново. В контексте музыки и поэзии. И тоже, конечно, были очень эмоциональные моменты, когда зал подпевал, когда зал вставал, я думаю, что это останется в памяти тех, кто был.

360:
 - А какие эмоции вызвал проект "Последний звонок"?


НШ:
 - Это был вызов, это было ощущение, что мы на правильном пути, потому что, честно говоря, было много пессимизма, как дети, выпускники, 1,5 тысячи в Кашире, у них последний звонок, они ждут дискотеку, а мы им привезли оркестр "Новая Россия" Ю. Башмета с солистами Большого и Мариинки, с очень популярным, но оперным репертуаром. Я же оптимист, и я считаю, что нужно делать, что должно, и будь, что будет. Вот в данном случае мы  оказались правы, ребята восприняли очень хорошо. Я сказала о том, что понятно, что должны быть и дискотеки, и молодежные форматы, но это для них некая такая церемония очень высокого порядка, уровня Оскара, к ним приехали солисты наших главных театров - и Большого, и Мариинки, они прекрасны, они во фраках, в длинных платьях. И когда мы уже по окончанию концерта предложили ребятам уже фотосессию с солистами, я даже в какой-то момент стала беспокоиться о наших музыкантах, потому что к ним кинулись с таким желанием, это было очень красиво, это, опять таки, осталось, и это лишний раз подчеркивает, что не надо недооценивать наших зрителей, и взрослых, и юных, у нас зрители знающие, умеющие ценить настоящее искусство, причем, в данной ситуации это были действительно популярные произведения, ну, "Неаполитанские песни», ну даже люди, не обладающие никаким музыкальным образованием, прекрасно их знают. Просто они живым голосом с огромным живым оркестром, это уровень другой музицирования, это не вот такая, знаете, уже поднадоевшая попсовая фонограмма, или телевизионная живое музицирование, очень доступное. Я очень надеюсь, что это тоже станет традицией.

360:
 - А Ваш любимый фестиваль, какой из них, можете назвать?


НШ:
 - Как говорят, у мамы все дети любимые.

360:
 - Ну вот может быть фестиваль уличных театров вызвал особые эмоции у Вас?


НШ:
 - Тоже замечательный формат, он более европейский, потому что, мы как раз обсуждали с коллегами, что в России всегда была склонность к встречам, к вечерам не на открытом воздухе. В силу объективных причин - климата. И поэтому все, что называется английским словом, формат оупен-эйр, у нас приживается с трудом. То есть, мы, люди, занимающиеся культурой, у кого была возможность, и я в том числе, еще работая журналистом, очень много ездила по таким фестивалям и восхищалась и Авиньоном, и Эдинбургом, и Каннами, в котором помимо кинофестиваля есть ряд подобных оупен-эйр-фестивалей, но там другая совершенно ситуация,  и до сих пор, когда я куда-то выезжаю, даже в таких курортных на первый взгляд городах, там, допустим, в Сицилии есть потрясающий оперный фестиваль, Арена ди Верона в итальянском городе Верона, когда 6 тысяч человек под открытым небом, но там эти традиции формировались столетиями и там позволяет климат. У нас, когда были «Подмосковные вечера с Чайковским» в Клину, в парке музея Чайковского под открытым небом, не просто было холодно - был холодный дождь, температура была где-то около 10° и Евгений Миронов в общем уехал оттуда с ангиной. К счастью, все обошлось, но тем не менее, это наша реальность, поэтому, это как раз та веточка, которую нам нужно развивать, потому что уличный театр - это же тоже семейный формат, такой доступный самым широким слоям населения, и я очень надеюсь, что Фестиваль уличных театров в Коломне будет первой ласточкой, и дальше мы к этому привыкнем, и мы на Новый Год будем все чаще, по крайней мере, у нас будет появляться желание выйти за пределы своего дома, своей квартиры, теплой компании, и посмотреть, что вокруг, а у нас так украшены города, у нас такая иллюминация, у нас такие придуманы праздники на открытом воздухе, что нам еще предстоит к этой традиции  прийти.

360:
 - Ну вот следующий год объявлен "Годом Литературы", какие планы на следующий год строите, чтобы люди, помимо фестивалей, которым был насыщен этот год, смогли немножко ощутить себя в этой эпохе, в этой стихии, сейчас этого не хватает, конечно, с точки зрения литературы.


НШ:
 - Я думаю, что мы должны придумывать какие-то игры, литературные викторины, что посредством театра, спектаклей, концертов, все, что связано с литературой, мы должны это популяризировать. У нас есть еще когорта очень интересных писателей, поэтов. Вот, например, была такая интересная литературная, поэтическая Прокошинская премия - Прокошин был замечательный поэт, тоже вот из провинции, и поэтому его памяти посвящена премия. Знаете, сколько интереснейших поэтов в регионах, в Подмосковье? Причем, сегодня же у них есть площадка, если раньше у людей не было выхода, они не имели возможности издать свои книги, оставались в неизвестности, то сегодня есть интернет, и сегодня есть огромное количество порталов, где молодые поэты  могут выложить свои произведения, поделиться, вынести на суд читателей, и кстати, таким образом действительно приобрести популярность, потому что это одно из абсолютно положительных влияний интернета, я к нему отношусь по-разному, но в данной ситуации эта возможность сказать: почитайте, посмотрите, это я. Вот такие вещи надо максимально стимулировать и придумывать какие-то поощрительные формы.

360:
 - Ну, будем ждать с нетерпением следующего года, литературного, и получать наслаждение, Вам большое спасибо!

 

 

 




ВСЕ НОВОСТИ