Евгений Хромушин, министр ЖКХ Московской области. Лицензирование УК. Итоги года

Почти 900 детских площадок должно появиться в Подмосковье в следующем году. Об этом заявляет областное министерство ЖКХ. Что еще предстоит сделать и какие итоги можно подвести, "Интервью 360" рассказал глава областного ведомства Евгений Хромушкин.


- Сегодня у всех на устах лицензирование управляющих компаний. Расскажите, какая работа ведется в этом направлении?

- Это действительно принципиально новый инструмент, который позволяет упорядочить эту деятельность. И сейчас создана лицензионная комиссия в МО, определены ее члены, порядок ее работы. Все необходимые регламентные документы так же созданы. Соответственно, с министерством информационных технологий и госуправления разработана программа для приемки экзаменов, проведены первые тестовые прогоны. В принципе, к проведению этой работы мы готовы.

- А можно ли сказать, что законодательство готово, и вся работа завершена, или еще нет?

- Да. В направлении лицензирования в настоящий момент все работы завершены.

- На Ваш взгляд, нет никаких коллизий в этой области?

- Нет, была проблема, что мы писали документы одновременно с выходом федеральных методических рекомендаций, и часть документов пришлось корректировать из-за этого прямо на ходу. То есть, мы, например, 2 раза постановление возвращали, потому что выходили новые методички.

- Расскажите подробнее про лицензионную комиссию, Вы сказали, что она уже создана. Кто входит в ее состав?

- Лицензионная комиссия у нас состоит из 9-ти человек, 2/3 - это представители общественности, 1/3 - это представители саморегулируемой организации, остальные - чиновники регионального уровня, как и нашего министерства, так и наши коллеги строительного блока, потому что очень много вопросов связано с капремонтом, и, естественно, управление региональной безопасности.

- Расскажите, как вообще отбирают кандидатов, почему решают что именно эти люди должны быть в комиссии? Кто они?

- Вот как раз по этому поводу мы ждали утверждения федеральных методичек. Сейчас достаточно четкий порядок отбора этих людей. Требования к ним утверждены методическими рекомендациями, которые утвердил Минстрой России. Мы жестко им следуем. То есть, это люди, которые не имеют профессиональных ограничений по деятельности, не дисквалифицировались, не имеют противопоказаний наркологического или психиатрического характера, которые работали более 2-х лет в сфере ЖКХ, не имеют непогашенные судимости.

- То есть, это может быть и директор управляющей компании, и простой житель?

- Нет, это обязательно требует исключать конфликт интересов. Вот, например, общественники, которые не работают в управляющих организациях, представляют жителей МО. Они входят в состав комиссии, соответственно, те управляющие организации, которые мы лицензируем, туда не входят.

- Будет ли меняться состав комиссии?

- Состав комиссии утверждается на 3 года, комиссия будет собираться не реже, чем 2 раза в месяц и, в принципе, состав комиссии постоянный на 3 года. Но, естественно, могут быть какие-то изменения: кто-то может поменять должность, у людей какие-то обстоятельства. В этом случае состав комиссии меняется.

- А кто будет контролировать непосредственно деятельность самой комиссии , отслеживать качество выполняемых работ?

- У нас в области создана, я считаю, достаточно правильная система, она двухэтапная. То есть, саму лицензию дает орган жилищного надзора, государственная жилищная инспекция, а все, что связано с аттестацией и лицензированием делает министерство. То есть, заявитель приходит к нам, заявляет либо в письменном, либо в электронном виде желание сдать квалификационный экзамен. Мы принимаем этот экзамен, и готовим для госжилнадзора свое мотивированное мнение. То есть, прошел человек или не прошел.

- Расскажите поподробнее, в чем непосредственно будет заключаться работа комиссии?

- Рассмотрение документов кандидатов, проверка их на соответствие тем требованиям, о которых я сказал, и проведение квалификационного экзамена.

- А в целом сейчас какая еще работа проводится по лицензированию управляющих компаний?

- Все, что касается нормативной части, мы сделали - разместили на сайтах и Госжилинспекции, и на наших, весь порядок прохождения. С 1-го января, когда вступит в силу закон, мы ждем претендентов на получение лицензии. Напомню, что у них обязанность такая возникает получить лицензию до 1 мая.

- А какие требования, соответственно, уже в следующем году, будут предъявляться к управляющим организациям?

- Во-первых, это те требования, которые вытекают из законодательства. Здесь достаточно четко и конкретизировано все: лица, которые возглавляют эту организацию, не должны быть дисквалифицированы ранее за работу в этой сфере, организация должна обеспечить выполнение условий (таких как спецсчет, квалификация кадров и т.д.), ее представитель должен пройти аттестацию, - вот то, что мы говорили, тестовый экзамен, и, соответственно, не иметь никаких нарушений, связанных с экономическими и прочими преступлениями. Для этого в состав комиссии входит представитель национальной безопасности, который это все дело рассматривает.

- Сколько на Ваш взгляд управляющих компаний войдет в новые правила игры, а сколько останется за бортом?

- Уже сейчас наши коллеги из Госжилинспекции в принципе уже провели такой предварительный рейтинг, и мы понимаем, что у нас из 700 организаций - 50 это "черный список", который скорее всего, если они не примут каких-то серьезных мер, из этого процесса вывалятся. Я думаю, что из оставшихся организаций порядка 50-70 пройдут без всяких замечаний этот процесс, и, наверное, остальным придется постараться, чтобы соответствовать требованиям и по бухгалтерии, и по квалификации, для того, чтобы пройти процесс лицензирования.

- Что директор управляющей компании непосредственно должен будет сделать для получения лицензии?  Вы сказали, он должен пройти некую аттестацию, расскажите поподробнее об этом.

- Основное требование к самой организации - раскрыть информацию по федеральному постановлению 731 (это вся информация ее деятельности). Это достаточно большая работа, и если эта работа проведена качественно, любой житель, который живет в доме, управляемом этой организацией, в любой момент либо на информационном стенде, либо в Интернете может получить информацию, как расходуется каждая копейка. Это принципиально важно для жителя. На какие виды работ, какой есть план ремонта, что будет делаться в этом году, что уже сделано. Вот это наш основной критерий работы, в том числе, там учитываются жалобы граждан, жалобы контрольных органов, это для самой организации. Теперь мы говорим про руководителя. Опять же, условия определены: есть 200 вопросов, связанных с жилищным законодательством, гражданским законодательством и т. д. Дается 120 минут на то, чтобы ответить на 100 из этих вопросов, выполнить в произвольном порядке в режиме теста. Разные варианты ответов предлагаются, надо набрать 86% правильных ответов -  это требование к руководителю. Поэтому, по такому направлению - 731, для организации и личная квалификация руководителя, мы и будем оценивать, готова организация или нет.

- На Ваш взгляд, вопросы сложные, которые будут? И достаточно ли того времени, которое дается для их решения?

- Я считаю, что времени достаточно, это однозначно, все-таки 2 часа - большой промежуток времени. Вопросы, но как сложные? Их должен руководитель и знать. Вопрос, как размещать информацию об организации, как организовывать работу спецсчета - это его прямая обязанность. Как планировать ремонтные работы по текущему ремонту в доме, какие документы готовить для капитального ремонта, он это должен знать, потому что он эти документы формирует, подписывает. Выносить собственникам на согласование - его ежедневная прямая работа.

- Я читала, что по закону, если будет несколько предписаний о том, что управляющая компания сделала что-то не так, то после этого они вообще могут лишиться лицензии. На Ваш взгляд, не слишком ли это жесткая мера?

- Здесь всегда решение принимает суд, поэтому, суд рассмотрит две стороны. Здесь нет никакого произвола с точки зрения того, что какой-то чиновник пришел, дал предписание, и потом после этого изъяли лицензию. Все равно прекращение действия лицензии осуществляется через суд. И сторона может дать свои обоснованные претензии. И к тому же этот процесс достаточно растянут во времени. То есть, есть предписание, есть время на его устранение, там как правило месяц дается, то есть, можно провести работу и его устранить, снять это предписание. А вот если организация это не делает, тогда действительно надзорный орган должен идти в суд и приостанавливать деятельность такой организации. Зачем мучить наших граждан нерадивой организацией?

- А непосредственно жители, население, как могут регулировать вопрос, могут они тоже смещать управляющую организацию, менять ее?

- Это всегда право собственников, они в любой момент могут провести собрание по выбору управляющей организации. Даже если они не в состоянии это сделать. Ведь людям бывает тяжело организоваться - люди на работе, у кого-то дети. Сейчас жилищный кодекс предусматривает, что по жалобе гражданина такое собрание могут провести органы местного самоуправления, то есть, сами организовать собрание, и помочь жителям поменять управляющую организацию.

-А возможна ситуация, например, для управляющей компании выносится предписание, что они не могут больше работать, а жители, наоборот, хотят, чтобы именно эта компания работала? Может быть такое? Что в этой ситуации делать?

- Я себе слабо представляю такой случай, потому что даже с точки зрения эксплуатации здания, управления домов, как правило, приход инспекции начинается с обращения граждан, а не наоборот. Потому что управляющая организация попадает под 294 закон о надзоре, и там сказано четко, что все плановые проверки идут только по согласованию с прокуратурой в соответствии с планом. И если инспекция выходит во внеочередном порядке, то это как правило на основании обращения жителей.

Если возвращаться к тому, что после двух предписаний возможно управляющая компания будет лишаться лицензии, есть мнение, что многие не станут рисковать и брать на свой баланс дома, требующие капитального ремонта. Что Вы скажете об этом? Просто это риск, что ты можешь лишиться лицензии.

- В любом даже административном производстве по жилищному и лицензионному надзору инспектор должен всегда рассматривать все обстоятельства. Опять же, какие меры приняли для того, чтобы по дому провелся капитальный ремонт: есть ли решение собственников, внесен ли дом в региональную программу. То есть, в этом случае это является смягчающими обстоятельствами, какие работы текущего характера сделаны для того, чтобы дом безаварийно существовал. У нас пока ситуаций, при которых управляющие организации сами отказываются от управления домами, даже самыми тяжелыми, практически нет. И как резервная система, в большинстве районов муниципальных сейчас есть ГУПы, которые как бы на "поле", как один из участников на рынке. При необходимости они могут перехватить проблемные дома до капитального ремонта.

- Еще одна важная тема, о которой бы хотелось поговорить, это строительство станций обезжелезивания и котельных. Расскажите, реализованы ли эти планы?

-Да, у нас действительно был план ввести и модернизировать 110 котельных и ввести 28 новых водозаборных узлов. Это не только станции обезжелезивания, но и комплекс водозаборных узлов и другая чистка тоже, подъем воды и т. д. И мы сейчас в декабре видим небольшое перевыполнение, то есть, мы планируем ввести 112 котельных и модернизировать, уже сейчас начались открытия. Мы планируем на 1 больше ввести водозаборных узлов, то есть, 29, даже может быть успеем 30 ввести, потому что задел есть.

- А как получилось, что у вас даже с таким заделом так быстро сроки подошли?

- Здесь совместная работа. Строители дали возможность инвесторам ввести новые мощности, и муниципалитеты в рамках программы развития ЖКХ МО. Практически все эти объекты по всем источникам и направлениям финансирования были учтены. Но там, где как обычно власть активно помогала, по землеотводам, по получениям технических условий, мы ввели там не 2, а 3 котельных. То есть, такие примеры есть, и благодаря этому идем с опережением графика.

- А на следующий год есть понимание, какое будет строительство котельных?

- Мы пока планируем и собираем информацию. Мы выявляем самые "болевые" точки, где самая плохая вода, где проблемы с теплом.

- Как проходит отопительный сезон, какую оценку Вы можете дать сейчас службам отопления?

- Скажем так, отопительный сезон проходит удовлетворительно. Сейчас все дома под теплом. На сегодняшний момент у нас не было ни одной крупной аварии с начала отопительного сезона. Есть технологические перерывы, мы каждый час мониторим диспетчерские вообще в режиме он-лайн. Но у нас практически ни одного дома больше 2-х часов без отопления за весь зимний сезон не оставалось. К сожалению, опять же, вот это начало нашего разговора - работа с управляющими организациями, у нас при подключенном к теплу доме имеются проблемы с непродувкой стояков. Есть жалобы граждан, когда они пишут, что дом подключен, а у нас холодно. Это работа, которую мы делаем практически в ручном режиме. К сожалению, очень изношены у нас и домовые сети, и котельные. Почему мы так много вводим, строим, и очень активно занимаемся этим вопросом, потому что, пока мы хотя бы процентов на 20 не модернизируем это хозяйство, у нас все это будет в ручном режиме.

- А большой износ? О каком проценте мы говорим?

- Вот износ здесь - понятие достаточно эвфемерное, потому что, например, есть износ по бухгалтерии и по всяким параметрам, например, канализационных труб. Но если это царский чугун, он как лежал 100 лет, так еще и будет лежать 100 лет, и ничего с ним не случиться, если там не было никаких сдвижек грунта. По отоплению ситуация сложнее. Это порядка 70% у нас износа. Но сейчас начали развиваться механизмы по привлечению инвестиций в этот процесс, то есть, везде, куда заходят строители, они делают сеть не только, как раньше было, только к своему дому, но и, как правило, все разводящие сети в близлежащей жилой застройке тоже меняют либо ремонтируют. Это очень важный момент. И вот именно благодаря таким инвестициям мы проводим модернизацию опережающими темпами.

- Если говорить про жителей, которые зимуют сейчас в аварийных домах, ветхих домах. У них с отоплением какие проблемы?

- Все равно все дома, и ветхие, и аварийные, которые не расселены, подключили к теплу. Это каждодневный режим обходчиков, это контроль всех систем, они все под теплом находятся.

- На Правительстве уже не один раз рассматривался закон о благоустройстве. Расскажите, когда же он вступит в силу?

- Мы встречались в этой студии, обсуждали. Действительно, есть определенный порядок. Сначала мы выходили с концепцией закона, разработали закон, в прошлый вторник Правительство утвердило проект закона, и внесло его в Думу. Завтра в Думе большое заседание, пленарное рассмотрение закона, как я Вам обещал, до конца года мы этот закон примем.

- Давайте еще раз напомним для телезрителей, что это за закон, в чем будет его суть, и почему он был необходим. Что он регламентирует?

- Он был необходим потому, что не было установлено единых требований по тем объектам благоустройства, которые у нас есть в каждом муниципальном образовании: детские площадки, игровые площадки, контейнерные площадки. Не были решены вопросы со схемами уборки и вывоза мусора, не только в жилой застройке, но и в садоводческих товариществах, в промышленных предприятиях. В процессе благоустройства никаким образом не были вовлечены собственники земельных участков, которые имеют территории и обязаны ее содержать. Мы все это достаточно четко регламентировали, описали, и как новшество очень важное на наш взгляд, ввели такое понятие, как трехлетний план благоустройства, который будет публичен и доступен в каждом муниципальном образовании для жителей. Его принятие, так и его реализация должны проводиться обязательно с участием общественности, то есть, каждый житель должен участвовать в процессе того, какую площадку и где будут делать в этом году и в следующем.

- А как сейчас муниципальные образования работают с Вами в этом направлении? Помогают ли, что от них вообще требуется?

- От муниципальных образований требуется до 1-го февраля утвердить правила благоустройства на основании нашего закона, с теми же стандартами, которые мы определили в законе.То есть, каждая дворовая территория должна иметь 6 обязательных элементов: это детская площадка, это освещение, зеленая сеть и тропинки, это парковочные места и площадка для вывоза мусора. То есть, это минимум, мы устанавливаем его для всех. Дальше мы говорим, что если есть частные организации на территории, которые готовы участвовать в благоустройстве. С ними до 15 апреля должны быть подписаны соответствующие соглашения, и власти обязаны им предоставить землю для установки площадок, согласовать вопросы, связанные с содержанием. Все ремонтные работы и установку новых элементов благоустройства мы начинаем в единый срок: 10 мая. Для этого все наши муниципалитеты до 1 марта должны объявить соответствующие торги, это комплексные процедуры, соответственно, по ним работать. Дальше, после, как только сойдет снег, мы должны провести будем провести месячник весеннего благоустройства, это 2 субботника, это участие жителей, это участие всех организаций на территории, когда мы приводим наше поселение в нормальный, красивый, эстетический вид: уборка мусора, покраска цоколей, ремонт ограждений, ремонт детских площадок, чтобы после зимы дети не натыкались на ржавые углы, чтобы это все было зачищено, покрашено, убрано.

- А за чей счет будет благоустройство проходить?

- Те территории, которые находятся в ведении муниципалитетов, соответственно, за счет муниципального бюджета, а собственники, это теперь предусмотрено законом, будут содержать территории, благоустраивать их за свой счет.

- Расскажите, как после принятия закона изменится облик городов МО?

- Я думаю, что у нас даже самые на сегодняшний день отсталые по благоустройству поселения будут подтягиваться до таких поселений, как в Раменском районе, Жуковский, где мы видим сегодня прекрасные примеры благоустройства, Химки и т.д. То есть, мы хотим, чтобы минимум был для всех одинаковый, невысокий, а дополнения, кому позволяет бюджет построить фонтан на дворовой территории, пожалуйста, мы всегда приветствуем. Кстати, такие моменты у нас уже были в этом году, и на отдельных территориях, в Мытищах, мы видели, стоит посреди двора фонтан. Да, он не стационарный, его сейчас на зимний период убрали, и вот в Чехове плавающий фонтан на прудах, как наступит летний сезон, их опять достанут и запустят.

- Давайте не будем уходить далеко от темы. Предлагаю поговорить о строительстве детских игровых площадок. Расскажите, сколько их было построено в этом году?

- В этом году было построено 658 площадок. План у нас был порядка 500 с небольшим площадок, то есть, мы перевыполнили план. Это было по программам муниципалитетов. Но отдельно были установки детских площадок, причем, это не просто площадки, это многофункциональные игровые центры для всех групп, по программе губернатора. У нас была задача построить 65 таких площадок. Мы ввели 68. Организовывали эту работу таким образом: так как действительно оборудование достаточно дорогостоящее, районы обеспечили нас площадкой, мы ставили эту площадку, и дальше районные власти обеспечивали ее освещением, пешеходными дорожками, принятием в эксплуатацию, то есть, закреплением ответственных лиц. Мы эту работу так же перевыполнили по ранее намеченному плану. 68 площадок мы сделали.

- А игровые детские площадки, они по какому принципу ставятся, то есть, они должны быть в каждом дворе, или вы смотрите на то количество детей, которое проживает в доме?

- Есть федеральный норматив - от 0,5 до 0,7 квадратным метра площадь игровой детской площадки на 1 человека. Но у нас есть районы и поселения, где этот норматив 0,5 уже достигнут. Мы все таки стремимся к нормативу 0,7. Но наша задача в том стоит, чтобы в каждом дворе, несмотря на норматив, все равно была нормальная детская площадка, даже если это очень маленький дом и очень маленький двор, детям должно быть где играть в безопасной среде. Потому что детская площадка, это же не только элемент игры, это определенный элемент безопасности: там не должно быть рядом дороги или она должна быть ограждена,. То есть, дети не могут просто гулять по двору там, где ездят машины, где проходит какая-то уборка. Детская площадка - это то место, где они это могут делать безопасно. Естественно, под надзором родителей или тех, кто за ними следит.

- А если говорить про будущий год, ваши планы - это практически 900 детских площадок. Расскажите, точно ли Вы успеете все их построить?

- Задача у нас такая стоит. Все 880 площадок учтены в программах муниципальных районов. Мы в рабочем режиме будем отслеживать выполнение этих работ.

- В области непростая ситуация с задолженностью за газ. Каких результатов удалось добиться с начала года по этой проблеме, и как уменьшился размер долга?

- Мы действуем по графику, который подписан губернатором, и практически на 2 млрд за год  сократили задолженность, в соответствии с графиком. Это очень тяжелая работа, одна из самых тяжелых, и связана именно с тем, что практически 7 лет у нас управляющие организации были абсолютно бесконтрольны. И основная проблема долгов по газу - это не наше население, это именно недобросовестные действия управляющих организаций. Население платит на достаточно приемлемом уровне: 93%-95%. Это тот уровень, при котором можно работать уже с задолженностью по каждому конкретному случаю. Но проблема в том, что те деньги, которые мы забираем у жителей, уходили не поставщикам тепла и газа, а в карман тех или иных недобросовестных лиц. У нас достаточно серьезная статистика по уголовным делам в этой сфере, и по мерам, применяемым к должностным лицам. Но проблема эта требует решения трехлетнего, график подписан на 3 года, и мы, соответственно, в рамках этого графика действуем.

- А о каком долге мы говорим? Сколько еще осталось заплатить?

- Прядка 5 млрд.

- А как районы справляются? Можно ли говорить, что какие-то лучше справляются, выплачивают, какие-то хуже?

- Я не хотел бы сейчас говорить по существующей ситуации, потому что у нас есть районы, по которым задолженности нет. Там, где глава, несмотря ни на что, понимал, кто у него работает на территории, какие управляющие организации, лично этим вопросом занимался и сейчас продолжает заниматься, у нас практически нулевые долги. Где этот процесс был выпущен из-под контроля с попустительства властей, я тут хочу сказать однозначно, что все прекрасно понимают, что управляющая организация такой незаконной деятельностью на территории без попустительства властей заниматься не может. Поэтому мы должны смотреть по итогам следующего года, кто эту задолженность максимально сократит, вот те будут молодцы. Полностью эту задолженность за один год, я еще раз говорю, мы с ней не справимся. Нам нужно еще минимум 2 года, и так предусмотрено было графиком.

Евгений Акимович, благодарю Вас за беседу. Самое главное, что Вы понимаете, видимо, в силу объективных причин, что не удалось сделать в этом году. Поэтому, желаем и будем уверены, что в следующем году все получится, спасибо!


ВСЕ НОВОСТИ