Владислав Чебурашкин, совладелец семейной фермы «Братья Чебурашкины». Тенденции в подмосковном молочном бизнесе

Ферма братьев Чебурашкиных. Себя они позиционируют как новая семейная компания. Помогает ли им известная фамилия и какие инновационные методы используются для производства молока, узнаем прямо сейчас, у нас в студии фермер и совладелец компании Владислав Чебурашкин. Это совместный проект телеканала "360 Подмосковье" и радио "Наше Подмосковье".

 - Кто такие братья Чебурашкины, помогает ли Вам действительно Ваша известная фамилия?

 - Спасибо, что дали мне возможность поговорить с Вами. Мы в молочном животноводстве работаем как минимум уже 7-8 лет. Это тяжелый бизнес, это нестабильный рынок, это множество трудностей, с которыми сталкивается фермер. Наше предприятие сейчас насчитывает около 300 человек, то есть, наш коллектив довольно большой. Мы недавно открыли молочный завод,  буквально в прошлом месяце начали поставки в сети. Кроме того, пару лет назад мы запустили проект автоматизированной продажи молока - это а-молоко, вендинг, мы сейчас имеем около 45 астоматов, которые продают свежее, непастеризованное молоко в Москве и МО. Этот путь был довольно не простой, как я сказал. Начали с восстановления ферм, с завоза животных из-за границы, с поиска персонала, с отработки бизнес-модели. Когда Вы работаете с фермами, с молоком, когда вы производите сырое молоко и продаете его переработчику, ваша фамилия вам не помогает никак, кем бы вы ни были. Начав продавать молоко через молочные автоматы, мы почувствовали, что да, у нас получается отличное молоко, качественное, за которое мы недополучаем прибыль, на наш взгляд. И мы решили пойти дальше и дать возможность нашему покупателю пробовать наш продукт, исключая  переработчиков-посредников, и мы начали продавать через молочные автоматы. У нас это получилось, мы решили на этом не останавливаться и построить завод, что мы и сделали. У нас заняло около 3-х лет, чтобы спроектировать, заказать оборудование и построить завод рядом с нашей фермой, в чистом поле. Это современный, красивый, комфортный, удобный, высококачественный молочный завод по производству широкой линейки продуктов: это и молоко, и кефир, сметана, творог, различные виды йогуртов, в том числе питьевой, - то есть, это широкий спектр, с которым мы выходим, как раз таки со свежим продуктом, который мы производим здесь же из своего молока, в Подмосковье, мы выходим на Москву и Московскую область. Суть нашей торговой марки не заключается в том, чтобы  копировать что-то или вызывать какие-то эмоции. Мы, наоборот, хотим ставить себя и свой подход к фермерству и пищевому производству как современному, ответственному, и мы хотим немножко на нашем уровне поднять планку фермерства и показать, что человек, который работает с землей, с животными, который производит такой базисный, основной продукт, как молоко, должен гордиться тем, что он делает. Стараемся создавать изо всех сил комфортные рабочие места, хорошее оборудование, стараемся обучать людей. Специалисты, которые работают на нашей ферме, выезжают за границу, в Европу. 

 - Я знаю, что у вас даже есть свой детский садик и домик для сотрудников, верно?

 - Это да, социальная часть нашего проекта, конечно, очень важна. Потому что найти специалистов, чтобы люди работали и понимали, что они делают, и умели это делать, и хотели это делать, нужно привлекать специалистов, в том числе и молодых ребят, из разных областей нашей страны, и для этого мы построили 24-квартирный дом, на новом месте, то  есть, рядом с фермами. это комфортное жилье, которое мы будем передавать в собственность нашим специалистам, по истечении 10 лет они будут получать это в собственность. Этим мы надеемся привлекать людей, которые были бы заинтересованы в успехе всего предприятия и в своём успехе тоже. 

 - Но это достаточно успешный результат. Если говорить о том пути, который Вы прошли, насколько он был сложным, с того  первого шага, когда только все начиналось, конечно, что-то не получалось. 

 - Трудностей много и у нас, и у людей, которые работают в этой индустрии, но это заслуга именно нашего отца, что мы пошли в этот бизнес, пошли в это направление. Мы взялись за это, почувствовали, что это не так просто, у нас получилось найти хорошую команду - это люди-профессионалы, которые имеют большой опыт, это молодежь, которая хочет работать, умеет работать, имеет образование, как раз людей, которых мы привлекли откуда-то еще. И у нас стало получаться, мы стали производить отличное сырое молоко. 

 - Министр сельского хозяйства сказал, что молочное производство достаточно нерентабельный вид бизнеса. Ваши слова подтверждают это. 

 - Это правда. Я в целом соглашусь, официальные данные говорят о том, что в Подмосковье рентабельность молочного животноводства, по-моему, от 3% до 6%. Они берут среднее - 4,5%, но я думаю, что иногда это может быть ниже. И тем более важен молочный форум по причинам, по которым мы сегодня с вами здесь собрались, что-то необходимо сделать. Москва и Подмосковье для нас, фермеров, производителей молока, - это один рынок, куда мы хотим сбывать свою продукцию. Подмосковье - 7,5 млн, вместе с Москвой это будет примерно 15% населения России. В то же время, по официальным данным, в Подмосковье производится 2% всего молока, производимого в России. То есть, тут дисбаланс - 2% производится, а население 15%. В то же время мы должны обеспечить нашему покупателю, то есть, москвичам и людям, живущим в Подмосковье, свежий хороший продукт. Конечно, должна быть заинтересованность не только подмосковных властей, но, я думаю, и федеральных. Более того, господин Буцаев сказал вчера, что более 15% рентабельности - это примерно тот уровень, как они считают, который позволит привлечь новые деньги в молочное животноводство - то, чего сейчас не хватает. И это правда, я с ним соглашаюсь полностью, потому что  для нас, фермеров, очень важно иметь стабильный доход. Он не должен быть высоким, вот 15% - это то, что позволило бы нам окупать проекты в течение 7-8 лет. Быстрее, в принципе, нам и не надо, но нам хотелось бы иметь какую-то надежность, меньше рисков, на случаи засухи, неурожаев, чтобы мы были каким-то образом застрахованы, чтобы это было понятно любому фермеру, не только мне, но и людям, которые привыкли работать с утра до вечера, не сидят, как я сейчас с Вами, в студии, а работают именно на ферме. Потому что есть малые фермы, которые тоже нуждаются в помощи, эта помощь должна быть прозрачна, понятна. Мы это видим как субсидии государственные за килограмм произведенного молока, и  думаю, что правительство МО, министерство сельского хозяйства согласно с этим. 

 - Но помимо субсидий, те 15%, о которых говорил Денис Петрович, как их можно достичь при таком низком уровне на сегодняшний день?

 - Рассматривая опыт других стран, я, в общем, смотрел на Северную Америку, как они это делают, да и Европа, в принципе, без государственной помощи не обойтись. У правительства есть понимание того, что хороший, качественный продукт на полке должен быть, в какой-то момент, на каком-то уровне производства у этого продукта должна быть субсидия, и она должна быть существенная. Даже по тому, что мы, российские фермеры, находимся в худшем положении, потому что кредиты дорогие, кредиты короткие. Субсидии у соседних государств гораздо выше, то есть, мы находимся в неравных условиях, и, конечно, соперничать при таких условиях тяжело, плюс, не забудьте, Подмосковье не самый благополучный  район в плане погодных условий, то есть, здесь может рано начаться снегопады, поздно теплеет - у нас с урожаями проблемы, мы сами выращиваем корма, поэтому знаем это, это все не просто. 

 - Давайте предметно поговорим. лично Вы и ваша компания какие субсидии, помощь от государства получаете?

 - Мы по результатам 13-го года считали, что общие  субсидии на одном из фермерских хозяйств составили чуть меньше 10%. Это неплохо по сравнению с предыдущими годами, но существенно не дотягивает  до уровня Европы или Северной Америки, но и Белоруссию включая, потому что Белоруссия - это наш прямой конкурент. Они могут доставлять товары без всяких пошлин и используют этот  шанс. 

 - Агропромышленный молочный форум, который имеет место быть сейчас,  можно  назвать панацеей? 

 - Это один из первых важных шагов для налаживания диалога бизнеса фермеров и власти. 

 - Что ждете как предприниматель от него. 

 - Я жду внимания к нашим проблемам, потому что проблемы есть, и я жду понятной экономической модели, которая показала бы нам, как мы сможем работать без убытков, как мы сможем окупать свои проекты, как я сказал, за 7-8 лет. Если Правительство сможет представить эту модель, которая была бы стабильная, многолетняя, это было бы великолепно. 

 - Но можно назвать этот форум неким обменом опытом между коллегами и иностранными коллегами, или это все-таки пока попытка найти диалог. 

 - Нет, Вы знаете, диалог с коллегами был, с властью  есть, то есть, мы общаемся и это интересно. Мне хотелось бы, чтобы  на следующий год, когда мы здесь все соберемся второй раз, мы бы уже смогли посчитать, увидеть конкретные результаты. Наша цель в принципе - за полгода выйти на тысячу магазинов в Москве и Московской области. Много это или мало, сами судите, но это наша цель пока. 

 - Будем ждать качественного продукта от братьев Чебурашкиных, Вам большое спасибо!




ВСЕ НОВОСТИ