Сергей Крюков, председатель правления МСП Банка. Инвестиции в малый и средний бизнес

Подмосковье выбилось в лидеры по поддержке малого и среднего бизнеса. Планку поставили высокую. Удержать её без банковской помощи вряд ли удастся. Так ли это, узнаем прямо сейчас, у нас в студии председатель правления МСП Банка Сергей Крюков, это «Интервью 360».

- Ваш банк существует уже довольно давно. Поддерживаете малый и средний бизнес, в вашем названии заложена сама суть вашей основной работы, насколько активно работаете с Московской областью и как давно?
- Давно работаем, и вообще основная часть программ -  это, конечно же, российские регионы, хотя Подмосковье совсем близко от Москвы, но, тем не менее, это тоже такой один из регионов, наряду со всеми остальными нашими регионами РФ. Работаем с 2004-го года, причем всегда Подмосковье было в числе лидеров. Где-то в тройку-пятёрку лидеров регионов по работе по программе поддержки предпринимательства входило. Ну, были разные, конечно, периоды, были и кризисные годы, были и периоды бурного развития, всегда Подмосковье отличалось в положительную сторону, причем, отрадно отметить, тут важны не только количественные показатели, но так же и качественные. У нас ряд новых направлений программ впервые начинался именно в Подмосковье. В частности вот в прошлом году Правительство назначило наш банк оператором гарантийного механизма, то есть, когда наш банк гарантирует перед коммерческими банками до 50% инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства.

- Это высокий показатель? 
- В основном, кто как считает, для начала это очень хорошо. То есть, гарантийная поддержка - это достаточно существенный канал поддержки государства и программ развития бизнеса, наряду с кредитной поддержкой. Поэтому, когда с прошлого года этот механизм был запущен, только здесь нужно внести ряд уточнений. Во-первых, это всё-таки только средний бизнес, это только компании среднего бизнеса и только на инвестиционные цели. То есть, это долгосрочные проекты. Так вот, первая гарантия была выдана нашему банку-партнёру, банку Возрождение, среднему предприятию именно Московской области, это был город Жуковский. И для нас отрада, что сейчас эта программа уже набирает обороты, мы приближаемся уже к 2 миллиардам выданных таких гарантий, но первая  гарантия была выдана здесь, в Подмосковье.

- Как мне кажется, работать с предприятиями и предпринимателями не так уж и просто в современных условиях, как Вы заявляете, как Вы рассказываете о своих программах, насколько активно Вы контактируете непосредственно с предприятиями, или есть какие-то посредники, которые рассказывают о Вашем продукте?
- И так, и так. Во-первых, опыт реализации программ основан на лучших международных практиках, институтах развития, в частности мы работаем через инфраструктуру поддержки бизнеса - это лизинговые, факторинговые компании, центры микрофинансирования, региональные фонды. И через банки-партнёры. Как бы двухуровневая система. То есть, мы не вмешиваемся в рыночные взаимоотношения «клиент-банк», или, скажем, «партнер-предприятие малого и среднего бизнеса», но в то же время стимулируем кредитование и поддержку предпринимателей за счет долгосрочного фондирования. Именно такая цель программы. Поэтому, у нас предприниматель здесь узнает опосредованно, через наших партнёров. Но этого, мы считаем, недостаточно, поэтому мы используем и другие механизмы, в частности, вот, СМИ. Это тоже очень важный канал, поэтому мы стараемся всегда по приглашению приходить, когда нас приглашают, вот ваш уважаемый канал пригласил поговорить на тему поддержки предпринимательства - наша основная задача и мы с удовольствием это делаем. Мы проводим достаточно много мероприятий, в год у нас таких мероприятий более 20-25 проходит, региональные мероприятия, когда мы вместе с нашими партнерами из числа общественных организаций по поддержке бизнеса: это «Опора», это «Деловая Россия»; с банковскими ассоциациями, с ассоциациями региональных банков, ассоциациями российских банков. В регионах проводим совместные мероприятия, где мы рассказываем о том, какие виды поддержки и как её получить в частности по нашей программе. Это очень важный канал доведения информации. Активно работает наш информационный портал, на котором есть информация не только о том, какие виды поддержки и как мы оказываем, но, так же, есть интерактивная карта нашей страны, где можно выбрать регион и увидеть, кто наши партнеры и как происходит поддержка. Так же мы, естественно, участвуем во всех, я вот упоминал взаимодействие с общественными организациями поддержки бизнеса, у них есть тоже ряд своих мероприятий: и президиумы, и круглые столы. Мы так же приходим к ним,  рассказываем и встречаемся с партнёрами там, ну и непосредственно с бизнесом, поскольку эти организации, они как раз призваны защищать интересы самого малого и среднего предпринимательства. Так же есть наши внутренние мероприятия, которые мы проводим в банке, и на эти круглые столы мы обычно приглашаем представителей бизнеса и наших партнеров для того, чтобы обсудить на предварительном этапе, скажем, по выработке нового кредитного или гарантийного продукта, обсудить с ними основные параметры с тем, чтобы выслушать уже первичные замечания, какие-то предложения, и по ходу реализации этого продукта мы его корректируем.

- А как относятся в банковских кругах к призывам Государства сделать более доступным кредитный  сектор для малого и среднего бизнеса? Какая-то критика встречается же наверняка?
- Конечно, встречается, вообще, зачастую, мы даже говорим - «заставить», потому что это направление кредитования - оно тяжелое. Тяжелое в плане того, что высокие риски, и, конечно же, банки, они не очень охотно и не все проекты малого и среднего бизнеса кредитуют.

- Что учитывают в первую очередь, просчитывая эти риски?
- Учитывают рыночное позиционирование данного предприятия. Насколько адекватна та финансовая модель, которая заложена в бизнес-план, будут ли достигнуты эти ключевые показатели, потому что это является основным для оборачиваемости ресурсов, банки ведь работают на возвратном ресурсе, наша программа тоже, кредитная, она возвратная, то есть, нужно деньги обернуть и вернуть с процентами, и естественно, мы и банки-партнеры, заинтересованы в успешной реализации этих проектов, а проекты достаточно долгосрочные, сейчас средний возраст таких проектов по нашей программе уже перевалил за 5 лет - это достаточно длинный период времени, на этом горизонте могут изменяться подходы государства по налоговой политике, могут измениться административные барьеры, и, к сожалению, сегодняшняя практика показывает, что здесь происходят изменения, и не всегда в лучшую сторону для бизнеса, а это всё повышает риски такого рода проектов, и чем выше риск, тем желание банка кредитовать, естественно, меньше. И, учитывая, что сейчас особенно сложности есть у банков именно с привлечением долгосрочного фондирования, вот это есть наш такой действенный рычаг стимулирования кредитования данного направления, предоставления долгосрочных ресурсов для банков-партнеров с тем, чтобы они кредитовали такие проекты.

- Вы упомянули о процентах, это нормально, естественно, для банковской среды, максимальная и оптимальная, правильнее сказать, на ваш взгляд, какая?
- Очень хороший вопрос по процентам. Всегда бизнес, конечно, говорит, что всё очень дорого, банки говорят, нет, всё очень дешево, потому что высокие риски, потому что мы очень дорого привлекаем ресурсы. Мы, силами нашего аналитического центра в банке, постоянно мониторим эту ситуацию с процентными ставками на рынке.  Проводили не так давно очередной опрос предпринимателей, достаточно большое количество предпринимателей было опрошено: «Какова для вас комфортная  процентная ставка в нынешних условиях?» И предприниматели назвали шкалу 12-14%, вот это приблизительно схоже с нашими ожиданиями, которые у нас были, именно такая процентная политика заложена в наши кредитные продукты. Сейчас  средняя ставка кредитования по нашей программе 12,75% - это как раз ближе к нижней границе, при этом по приоритетным направлениям поддержки, как у нас есть даже такое название в рамках нашей программы, как подпрограмма «ФИМ» - (финансирование, инновации, модернизация) когда мы поддерживаем инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса,  направленные на расширение развития производства, внедрение новых технологий, создание новых видов товаров и продуктов, и по этому направлению ставка чуть ниже, она где-то, скажем так, от 10% до 11,5%. Это именно ставка конечного заёмщика. То есть, мы стараемся быть на нижней планке и даже чуть-чуть ниже тех даже лучших ожиданий малого и среднего бизнеса, хотя я абсолютно соглашусь с мнением, что, конечно же, двузначная ставка, она очень тяжела для бизнеса, но, к сожалению, экономика пока других возможностей не предоставляет.

- Сергей Павлович, спасибо Вам большое за интересный разговор, очень хочется, чтобы всё-таки и банкам было комфортно, и предпринимателям брать доступные кредиты.


ВСЕ НОВОСТИ