Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Мигранты

Россия и Таджикистан усиливают партнерские отношения. Делегация из республики побывала на встрече с губернатором Подмосковья, а уже на следующий день гостей принимали в Совете Федерации. О чем шла речь -  узнаем прямо сейчас у председателя верхней палаты Парламента Валентины Матвиенко, это «Интервью 360». 

Валентина Ивановна, здравствуйте. О миграционных вопросах говорили не только на встрече с Андреем Юрьевичем, я знаю, что на форуме поднимался этот вопрос. На Ваш взгляд, как сейчас складывается ситуация с приезжими гражданами, где проблемы?

Прежде всего, я хочу сказать, что состоялось действительно очень важное мероприятие для взаимоотношений России и Таджикистана – форум межрегионального сотрудничества. Таджикистан сегодня для России является важным стратегическим партнёром в Центральной Азии, мы строим сотруднические отношения. В рамках этого форума мы обсуждали самый широкий спектр взаимодействия, экономического сотрудничества, и гуманитарного, и, конечно же, вопросы регулирования миграции. Сегодня по России более миллиона граждан Таджикистана работают в самых разных сферах, мы знаем, что это проблемная сфера, она вызывает иногда острую реакцию в нашем обществе, поэтому, мы обсуждали в целом проблему. Конечно, мы должны делать всё для того, чтобы это была цивилизованная миграция. Нужно принимать все  меры по борьбе  нелегальной миграцией, и государство должно четко и законодательно и административно регулировать этот процесс. Я понимаю, что эта тема была в повестке двусторонних переговоров  губернатора Московской области.

У нас, конечно же, есть перекос, наибольшее количество мигрантов находится в Москве, в Московской области, в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области. Одна из задач - сделать так, чтобы рассредоточить трудовые ресурсы по трудовым регионам. На мой взгляд  - это правильно. Миграционная служба за последнее время очень многое сделала для законодательного урегулирования этих процессов, и это уже дает свои результаты. С одной стороны, мы делаем наше законодательство цивилизованным по отношению к тем людям, которые приезжают к нам работать, а с другой стороны, мы ужесточили требования к работодателям, которые позволяют себе принимать нелегальных мигрантов. Мы требуем от мигрантов соблюдения нашего законодательства, владения основами русского языка, знания основ государственного устройства, традиций России и строгого их соблюдения. 

Валентина Ивановна, на пространстве стран СНГ в перспективе возможно формирование общего рынка трудовых ресурсов - это нормально. Как сделать так, чтобы в Россию не хлынул чрезмерный поток неквалифицированных работников, и в то же время страны, которые поставляют нам трудовые ресурсы, не остались без профессионалов?

С 1-го января заработает уже такое мощное экономическое интеграционное объединение, как Евразийский экономический союз, и все страны, которые станут его членами, будут иметь абсолютно равные права. Граждане этих стран будут иметь ряд привилегий: свободу передвижения, свободу трудоустройства, обучения и т.д. Сегодня миграционная служба подготовила межправительственные соглашения (и они уже заключены с рядом стран), которые подразумевают подготовку специалистов в системе профессионально-технических училищ, средних учебных заведений и, предположительно, отправку трудовых мигрантов в РФ. Второе - это языковая подготовка, организованный подбор граждан. Проблема, которая вызывает справедливое недовольство населения, в том, что гастарбайтеры приезжают к нам, и уже на вокзале их встречают посредники, которые делают свой теневой бизнес. 

 Как от них избавиться, куда их деть? 

Один из путей - это организованный набор работников. Когда людей приглашают по каналам миграционной службы и официальных правительственных органов стран, им предлагают конкретный регион и места работы, говорят, какая будет и условия, и таким образом, формируются группы работников и направляют точно в те бизнес структуры, где они будут работать. Тогда этот процесс будет прозрачным. И, главное, они должны понимали свою ответственность. Недопустимо, непозволительно нарушать российское законодательство, игнорировать наши традиции, нашу культуру. Надо себя вести адекватно, находясь в чужой стране. 

Одна из инициатив - лишать тех граждан, которые нарушили временные рамки визы, права въезда в РФ на 10 лет. 

Да, закон принят соответствующий. Уже сегодня большое количество трудовых мигрантов внесены в чёрные списки тех, кому запрещен въезд на 10 лет на территорию России. Те, кто совершил уголовное преступление, грубое правонарушение, отмеченное в законе как угрожающее безопасности страны, и т. д.,  они, безусловно, должны быть незамедлительно депортированы, и им должен быть запрещен въезд. Но есть человеческий фактор: в эти списки включали людей за мелкие административные нарушения. Если кто-то не так перешел улицу, я думаю, что это издержки переходного периода, и здесь тоже надо нашу политику поправить. Может быть, еще раз посмотреть внимательно на правоприменительную практику и отрегулировать этот вопрос, чтобы он не вызывал справедливых нареканий со стороны государств, о которых мы говорим. И, главное, еще раз  хочу сказать: Московская область должна принимать ровно столько, сколько  ей нужно для развития экономики, и не более того. Надо регулировать, направлять потоки мигрантов туда, где в них есть необходимость. 

Если говорить об экономическом сотрудничестве, что тоже немаловажно, и эти вопросы тоже поднимались  на межпарламентском форуме, что мы можем дать друг  другу?

Торгово-экономическое сотрудничество России и Таджикистана развивается очень успешно. Вот по итогам 8 месяцев этого года взаимный товарооборот вырос на 50%, и он уже перешагнул планку в один миллиард долларов США. У нас есть очень хорошая перспектива расширения торгово-экономического сотрудничества. Прежде всего, появилась возможность увеличения поставок сельскохозяйственной продукции на рынок России, в том числе Московской области, из Таджикистана, но для этого тоже надо многое сделать. Эта продукция должна быть сертифицирована, должны быть единые требования санитарного, ветеринарного надзора. Надо создать логистические центры, для того, чтобы были цивилизованные поставки продукции, свежевыращенной в Таджикистане. Надо создавать условия для наращивания объема сельхозпродукции. Российский бизнес проявляет большой интерес к этому. Я думаю, что Московская область заинтересована в увеличении поставок и готова создать условия для размещения логистических  центров для участия бизнеса области в сельхозпроизводстве, в инвестициях. 

Межрегиональное сотрудничество тоже имеет большое значение. Как сейчас идут переговоры между регионами? Вы уже говорили о Московской области. Если говорить о дальнейшем сотрудничестве, чем мы еще можем быть полезны друг другу?

Вообще, на долю межрегионального сотрудничества ложится основной объем взаимного  товарооборота. Сегодня более 60 субъектов РФ в том или ином объеме сотрудничают с регионами и в целом с Таджикистаном. В ходе форума было подписано еще 5 соглашений между субъектами РФ и регионам Таджикистана. В 2016 году мы планируем вообще организовать такой форум стран СНГ, форум регионов, на котором подведем итоги сделанного и определим, в каком направлении нам двигаться дальше. 

И, завершая наш разговор. По позиции Таджикистана и России на общемировые проблемы – у нас есть точки соприкосновения, и мы смотрим в одну сторону всё-таки, или у нас есть какие-то разногласия?

Позиции внешней политики Таджикистана и России либо полностью совпадают, либо очень близки. У нас нет никаких серьезных противоречий с Таджикистаном, у нас урегулированы все вопросы, это хорошая основа для дальнейшего укрепления нашего сотрудничества. В том числе, и на международных площадках:  и в ООН, и в ШОС, в и рамках ОДКБ.

Валентина Ивановна, спасибо Вам большое за интересный разговор! Будем надеяться, что рамки сотрудничества с дружественными государствами будут только расширяться, а дружба укрепляться.

Это в интересах, в первую очередь, наших народов, правда. 




ВСЕ НОВОСТИ