Фади Джабри, партнер архитектурного бюро Nikken Sekkei. Умная архитектура

О концепции "умных городов", пересадочных узлов, тематической застройки, этих и других вопросах поговорим прямо сейчас. У нас в студии партнер японского архитектурного бюро Nikken Sekkei, Фади Джабри. Это "Интервью 360". 

 - Здравствуйте, Фади. Расскажите о впечатлениях, которые на Вас произвела выставка. 

 - Вообще-то я здесь в первый раз, и я по-настоящему впечатлен тем объемом работы, который сейчас разворачивается на территории МО. Я так понимаю, что это уже 16-я выставка?

 - Да. 

 - Я очень впечатлен!

 - А что нового для себя Вы здесь обнаружили?

 - Меня удивило, что большинство проектов связаны с загородной недвижимостью. Было бы  интересно увидеть и другие проекты на территории Подмосковья. Практика показывает, что города, где преобладает только жилая застройка, не могут долго функционировать. Рано или поздно люди устают от этого, молодому поколению становится скучно, им хочется большей активности. Люди предпочитают быть ближе к работе. Все эти проблемы можно избежать в городе смешанного типа, поэтому с долгосрочной точки зрения я считаю неверным концентрироваться на чем-то одном. 

 - А что такое многофункциональные города? В чем их составляющие?

 - Я представляю японскую компанию, поэтому могу рассказать об опыте Токио. Посмотрите, как изменилась Токийская агломерация. Я не говорю сейчас о самом Токио, именно области, которые его окружают. Вокруг очень много интересных городов. Есть населенный пункт, специализирующийся на образовании. Это город для спокойной жизни, где вы можете комфортно растить своих детей, сконцентрироваться на исследованиях и образовании. Другие города могут быть заточены на бизнес. У вас тоже есть деловой район Сити, но он в центре города. Почему бы не создать деловой центр на территории МО? Именно это создаст рабочие места, и, конечно, это будет просто интересно жителям. Что меня очень удивило, так это наличие требований со стороны правительства области, что проекты должны обеспечивать 50% рабочих мест в регионе. Но мы не видим этого на выставке, потому что здесь одна загородная недвижимость. 

 -  Вы считаете, это нужно регулировать на уровне правительства, или просто тенденция рынка это диктует? 

 - В целом, девелоперы всегда пытаются ориентироваться на тот бизнес, который им больше всего знаком. Поэтому, если у него хорошо получается строить дома, то он сконцентрируется на этом сегменте и не будет заниматься, к примеру, розницей или строительством деловой инфраструктуры. Поэтому, определенно, это вопрос государственного планирования и регулирования. Должны быть инициативы, которые бы стимулировали развитие в этих отраслях. 

 - Может, поэтому на выставке так много иностранных архитекторов-урбанистов? Возможно, это попытка перенять опыт иностранных коллег? 

 -  Почему бы нет? Мы будем очень рады, если окажемся полезными. 

 - В одном из Ваших интервью Вы сказали, что если бы Вам пришлось жить в России, Вы бы предпочли бы центр города. Вы сказали, что в новых районах большие пространства, которые приходится преодолевать пешком. Вы, действительно, считаете, что это проблема современных российских городов? 

 - Я объясню, почему сказал, что предпочел бы жить в центре.  Я жил в разных городах и всегда старался жить в центре, потому что там концентрация жизни и информации. Если вы создадите район с такой же концентрацией, я смог бы жить и там, вот почему я предпочитаю Москву - она источник информации. 

 - Вы считаете, что мегаполисы в целом должны быть ориентированы на бизнес и развлечения?

 - Необязательно. Опять посмотрим на опыте Токио. Там есть район Мараночи, который все очень любят. Когда я приехал в Японию в 1994 году, это был очень скучный деловой квартал, когда все разъезжались по выходным, он становился пустынным. И при этом располагался в одном из лучших мест Токио. Теперь вы можете увидеть, как преобразили этот район Mitsubishi и другие расположенные там компании. Они проделали огромную работу, чтобы превратить это скучное место в  сосредоточение развлечений. 

 - А что конкретно они сделали?

 - Во-первых, они отстроили высокие здания, но первые этажи этих зданий сделали интересными для пешеходов, для развлечения. А верхние этажи - это рестораны и  банкетные залы. Все для публики. Что мы видим вместо зданий с очень большими массивными лобби? Они сделали их совсем маленькими, а остальное место отдали под кафе, рестораны, подиумы, где выставляются, например, автомобили. Вы можете пойти в любое другое место, и везде будет какое-то событие. В целом, это приятное место, где можно провести время. Это и есть смешанный тип района. 

 - Говоря о больших городах и мегаполисах, невозможно не обсудить транспортную тему. Я знаю, что Вы строите транспортные пересадочные узлы, они уже показали свою эффективность в других странах. Как это может помочь Московскому региону? В чем их преимущество?

 - Транспорт - это основной элемент любого города. Я Вам кое-что расскажу. В нашей архитектурной компании работает 2500 человек, и около 95% из них добираются на работу на общественном транспорте, оставшиеся 3% - это те, кто пришли пешком, потому что живут рядом, и только 1%, в основном управляющие, приезжают на машине. Никто не ездит на машинах, это иллюстрирует, насколько хорошо развит общественный транспорт в Токио.  На своем выступлении архитектор Брайан Эйванс сказал о том, что транспорт не только должен быть удобным, важно, как станции интегрированы в окружающую архитектуру. Я всегда это подчеркивал. В Москве суровый климат, постоянно идет дождь или снег, тем не менее, вам нужно подняться из станции метро на улицу, чтобы попасть в какое-нибудь здание. Почему бы не создать схему, при которой, не выходя с самой станции, вы уже можете попасть в некоторое общественное пространство? 

 - А много таких успешных примеров?

 - Множество. К примеру, Токио. 

- Всегда Токио. Все примеры  - только Токио. 

 - Да, потому что я работаю в японской компании, но Вы также можете посетить Берлин. В Азии тоже. Я часто сравниваю их с Москвой. Это не просто большой город. Москва - это мегаполис, а в Азии часто используется этот формат мега-города. Опыт азиатских городов больше всего подходит в качестве примера Москве, поэтому я так часто привожу пример Токио. 

 - Вы координировали в Петербурге работу по строительству "умного поселка". Это очень амбициозное и модное направление. Какие преимущества есть у этих самых "умных городов"? 

 - Это направление сейчас занимает важное место в Японии. Всегда было важно, как оптимизировать город, с точки зрения энергоэффективности. Как изменить сознание людей, чтобы они стали внимательнее к энергопотреблению. Это то, что сейчас происходит в Японии. Россия - совсем другая история. У вас больше общего с Дубаем или Саудовской Аравией, я там тоже работал. У вас много газовых и нефтяных ресурсов, дешевая электроэнергия. Но если выстроить систему энергоэффективности, вы получите много ресурсов для создания, например, социальных объектов. Экономить необходимо - это та идея, которую мы пытаемся донести здесь в России. 

 - Насколько долгосрочный этот план?

 - Это займет определенное время. Когда мы начали развивать это в Петербурге, это был большой проект, все двигалось очень медленно. То же самое в Москве, потому что это крупные города. И еще мы работаем в Красноярске. Этот город сам по себе располагает к энергоэффективности. Вместе с девелоперами мы создали прекрасную технологию, которую можно применять в любых условиях. Главное, мы создали двухлетний план, как распространить эту технологию в масштабах всего города. 


ВСЕ НОВОСТИ