Вадим Сидоренков, генеральный директор ГУП МО «Мострансавто». Общественный транспорт и грузоперевозки в Подмосковье

Новый транспорт - новая корпоративная культура. Так охарактеризовал Зампред Правительства Пётр Иванов новый стиль общественного транспорта Подмосковья. Чем еще Мострансавто порадует пассажиров, узнаем сегодня, у генерального директора предприятия.  У нас в студии Вадим Сидоренков, это "Интервью 360".  

 - Новый фирменный стиль вы презентовали совсем недавно, на специальной выставке, что он из себя представляет? 

 - Новый стиль - это 3 основных компонента: это внешний вид автобуса, это внутреннее его наполнение и внешний вид водителя. Мы решили, что 3 эти компонента должны дополнять друг друга, и поэтому в едином стиле у нас оформлен как экстерьер автобуса, так и в тех же тонах оформлено внутреннее информационное пространство. Мы добавили туда больше информации по расписанию, добавили расписание совместное с электричками, добавили новую инфографику, схемы маршрутов, и, самый важный элемент, мы постарались, чтобы водитель не отличался от автобуса и был основной его частью. Мы подобрали форму водителя в тех же тонах и в том же стиле. На мой взгляд, это очень важно, потому что водитель должен ощущать, что он несет ответственность за себя, за пассажира, за качественную перевозку. 

 - Давайте о стиле, вот какие цвета, чтобы люди сразу понимали, что едет автобус областной?

 - Когда мы разрабатывали стиль, мы хотели, чтобы он был максимально функционален, технологичен и удобен. Поэтому, мы взяли за основу белый цвет, который хорошо виден в тёмное время суток, и в этом есть определенная практичность. С точки зрения безопасности мы дополнили автобус желтой полосой, которая проходит по всем бортам и является дополнительным сигналом о всяких возможных эффектах, которые возникают в процессе движения, более заметные. Кроме того, это отражает стиль - это дорога. С точки зрения практичности, у нас используются серые тона, которые…

 - Не маркие!

 - Не маркие, да, которые помогают экономить  на определенных затратах по эксплуатации автобуса. Но это не означает, что автобусы у нас будут грязные, неубранные, нечистые. У нас разработан новый логотип названия, оно осталось прежним, но изменилось немножко оформление. Очень важно в названии подчеркнуть основные направления деятельности нашего предприятия. Мы работаем для МО, поэтому у нас характерно выделяются 2 буквы: "М" и "О", и проходит полоса по названию нашей компании - это дорога, которая соединяет Московскую область.  Они выполняются регулярными маршрутами, которые должны работать по расписанию. Вот этот смысл мы закладывали в новый наш стиль и наше новое брендирование. 

 - Но всё таки, безусловно, важна  визуальная картинка, безусловно важно, чтобы приятно было войти в автобус, но Пётр Иванов (Зампред Правительства) сказал, что это будет новая корпоративная культура,  как это можно объяснить? Наверное, в автобусе и перевозках  главное безопасность? 

 - Есть набор критериев, которые необходимо обеспечивать при перевозке пассажиров, и, конечно, безопасность. Очень многое зависит от водителя. Мы хотели поднять уровень качества обслуживания пассажиров, это во многом зависит от водителя. Это и та манера вождения, в которой он работает, и то, как он относится, и вежливость, которую он проявляет к пассажирам, оказывая услуги по перевозке. Поэтому, мы хотели создать наиболее комфортные условия для водителей. То есть, в новом автобусе созданы эргономические органы управления, есть удобные кресла, хороший климат-контроль. И, соответственно,  мы посчитали, что у водителя должна быть удобная и комфортная форма одежды, поэтому мы и разработали несколько комплектов одежды на разные погодные условия.   Это рубашка и с коротким рукавом, и с длинным, и трикотажный джемпер, и поло, чтобы водитель,  был в форме, чтобы у него не было возможности надеть какую-то другую цветастую рубашку. Чтобы на все сезоны он всегда был опрятный,  и этим подчеркивал степень своей ответственности и правильно относился к пассажирам. 

 - Опытным путём проверяли, понравилась ли водителям форма? Учитывалось ли их мнение?

 - Да, мы собрали несколько водителей из разных филиалов, обсуждали  с ними, было много споров даже о том, сколько нужно карманов, куда класть, но хотелось бы, чтобы  форма была не только удобной, но и практичной, и хорошо смотрелась. Очень долго обсуждали цвета и покрой, и пришли к выводу, что форма, с учетом  возраста наших водителей, должна носить классический характер, чтобы она была удобной и подходила. Ну и, мне кажется, классика, она всегда остается в моде. 

 - Вы очень интересные слова сказали: "учитывая возраст наших водителей". Это какой?

 - Ну, наш возраст водителей, он постепенно молодеет, но он уже всё - таки за 40, я отвечу так. Поэтому, нам бы хотелось, чтобы к нам приходили новые молодые кадры. У  нас очень большие перспективы развития транспорта в Мо, очень много реализуется программ -  и программа развития дорожно-транспортного комплекса, в которой запланирована трёхлетняя поставка автобусов, и программы развития навигации - региональный навигационный интеллектуальный центр, который будет позволять оптимизировать и  трафик движения, и планировать перевозку. У нас планируется в 2015  году внедрение системы безналичной оплаты проезда, что, на мой взгляд, будет хорошим стимулом в части увеличения сбора доходов и соответствующего повышения зарплаты водителей.  Поэтому, я с большим удовольствием хотел  бы пригласить и с большой надеждой жду, что молодые люди будут обращаться в транспортные предприятия с учетом тех перспектив, которые  есть у транспортников МО. 

- Ну, формой уже обеспечиваете, поэтому, уже хорошо. Последний вопрос про новый фирменный стиль:  сколько сегодня таких автобусов уже есть в Подмосковье, на каких маршрутах их можно увидеть?

- Вот, как я уже говорил, в рамках губернаторской программы “Наше Подмосковье”, в 2014 году  мы получили 455 автобусов, мы решили всё - таки не торопиться и именно лучших водителей закрепить  за этими машинами, сшили 1100 комплектов,  которые будут предоставлены  этим водителям. 

- А всего сколько нужно?

- На 1 автобус планируется 2,2 водителя, поэтому 455 автобусов - 1100 комплектов, то есть, все новые автобусы будут укомплектованы водителями, которые будут носить новую фирменную корпоративную  одежду. И хотим отработать зимний сезон, чтобы всё -таки выслушать мнения водителей о составе ткани, о качестве, и конечно, нам очень важно мнение наших пассажиров, которые тоже нам могут что-то подсказать, чтобы доработать. Программа по поставке автобусов, она на 3 года, и соответственно, в 2015 году мы планируем, уже после высказанных замечаний, максимально дооснастить весь подвижной состав. 

- То есть, полностью обновиться? Или процентно?

- Дооснастить корпоративным стилем и внешнее оформление автобусов, и внутреннее оформление, и, соответственно, одеть уже всех остальных водителей. 

- Внутреннее оформление - одна из новинок. Вы говорили, что и информации сейчас в салоне будет больше. Одна из новинок - это Wi-Fi, который появится в автобусах, сегодня  он где -то якобы уже есть. 

- Он не якобы, он действительно есть. Мы проводим первый пилотный проект на маршруте Рошаль-Шатура-Москва, специально  выбрали один из самых протяженных маршрутов, где время поездки составляет более 2-х часов, и пассажир в более комфортных условиях с Wi-Fi сможет провести это время. Проводит эту компанию совместно с нами группа (название группы, уточните, Немет-групп?), проект полностью инвестиционный, поэтому, нам очень важно понять, какое количество людей воспользуется этой услугой и насколько она будет востребована. 

- Но это бесплатный Wi-Fi?

- Это бесплатный Wi-Fi, конечно. И важно отметить, что первые результаты очень обнадеживают, и это хороший момент для того, чтобы компании воспользовались этой услугой и развивался беспроводной интернет.  Я думаю, что в 2015 году мы значительно увеличим объемы маршрутов, и в этом есть хорошие перспективы. Кроме того, у нас  Wi-Fi уже действует на основных автовокзалах и автостанциях всех линейных пунктов, поэтому, в процессе ожидания автобуса пассажиры могут тоже пользоваться Wi-Fi свободно. 

- Опередили тему, я как раз про вокзалы хотела спросить. Новые автобусы, новые водители, новая форма, больше информации, Wi-Fi, насколько вокзалы сегодня модернизированы и готовы в едином стиле работать на жителей Подмосковья?

- К сожалению, в предыдущие годы единых подходов к формированию таких линейных сооружений, как автовокзалы, автостанции, диспетчерские пункты, не было, и они сформированы недостаточно экономически правильно, с точки зрения объемов, площадей, и сейчас, с учетом изменения вообще направления пассажиропотоков, увеличения перевозок железнодорожным транспортом, требуют значительных изменений. Разрабатывается большая программа по строительству транспортно  -пересадочных узлов, когда люди могут пересаживаться с одного вида транспорта на другой в пределах одного помещения,  при этом в этих помещениях будет развита вся инфраструктура. Поэтому, часть линейных сооружений будут трансформироваться в такие транспортно-пересадочные узлы. Всего у нас 96 таких линейных объектов. Сейчас мы проводим их инвентаризацию и определяем инвестиционную привлекательность. Часть объектов будет реконструирована с точки зрения увеличения доходов, чтобы покрыть те расходы, которые есть, снять нагрузку с бюджета "Мострансавто", и, соответственно, с бюджета региона. И, естественно, так же надо разработать единый стиль. И в рамках 2015 года такая задача стоит, и мы её будем выполнять. Кроме того, параллельно с развитием инфраструктуры этих автотранспортных линейных сооружений будут развиваться такие вопросы, как доступная среда, улучшение возможности воспользоваться этими объектами людей-инвалидов или маломобильных групп граждан. 

- Насколько в Подмосковье эта проблема стоит остро?

- Эта проблема остро стоит везде, она требует комплексного решения, потому что каждый из этапов необходим для того, чтобы человек, который имеет ограничения по передвижению, был более активен.

- Ну вот, например, новые автобусы, которые сегодня есть в Подмосковье, они все с низкой посадкой? 

-  У нас  идет поставка новых автобусов только с низким уровнем пола, кроме того, они оборудованы специальной системой, которая может  изменять угол наклона автобуса для заезда, у них есть аппарели.  В должностной инструкции водителя мы вносим обязательные требования, что он должен помогать инвалиду, или сопровождающему лицу воспользоваться этими устройствами, для того, чтобы человек мог воспользоваться транспортным средством. У нас состоялся конкурс, и в дополнении к программе развития дорожно-транспортного комплекса, у нас запланирована поставка автобусов в период с ноября 2014 года по апрель 2018 года, 198 автобусов в рамках именно этой программы развития доступной среды. Мы планируем их размещение во всех районах МО, чтобы была возможность обеспечить транспортную доступность для инвалидов практически в каждом городе, каждом поселении до каждого объекта, который был бы нужен. Но здесь нужно проводить работу по изучению этих направлений, и мы планируем такую работу проводить совместно со всеми заинтересованными. 

- В первую очередь, с министерством социальной защиты. 

- Социальной защиты, да, с различными организациями, которые оказывают помощь инвалидам по разным направлениям. 

- Сегодня очень большая, что касается столичного региона, автомобилизация, машин с каждым днем становится всё больше, и железнодорожный транспорт развивается, у соседей в Столице каждый год открывается несколько станций метро. Насколько уменьшается пассажиропоток именно на автобусах, на общественном транспорте?

- Понимаете, учитывать пассажиропоток - задача очень сложная. Та система безналичной оплаты проезда, которая будет внедряться с 2015 года, она даст более точный ответ на этот вопрос. Общая тенденция сейчас идет о том, что уменьшается длина поездок. Как вы знаете, идет очень большое строительство, реконструкция дорог и путепроводов, и, к сожалению, это сказалось на трафике на определенных дорогах, и это привело к увеличению времени поездок. 

- И люди отказываются от автобусов. 

- Люди выбирают частично железнодорожный транспорт, и увеличивается нагрузка на подвозящие направления к железнодорожным станциям. Потому что оптимальным получается движение по таким совмещенным поездкам на нескольких видах транспорта. 

-  Вы оперативно реагируете? Насколько это  легко изменить маршрут в соответствии с необходимостью. Вы знаете, например, что там, на Новой Риге идет ремонт, и естественно, будут пробки.  Так быстро меняем и перекидываем сюда 5 автобусов? 

- Мы работаем по государственным контрактам, параметры этих контрактов определены, и, к сожалению, большой оперативности здесь не всегда получается. Но мы стараемся все эти ситуации отслеживать, оперативно реагировать и требуется определенный период согласования изменений. И мы всегда стараемся это сделать. Сейчас разрабатывается регуляторная модель, которая позволит опять – таки, вместе с программой внедрения безналичной оплаты проезда, с внедрением региональной навигационной интеллектуальной системы, более оперативно на это реагировать. И я уверен, что оптимизация маршрутной сети и удовлетворение запросов, пожеланий наших пассажиров, в 15 году будут удовлетворяться лучше. 

- Неоднократно поступали жалобы, письма, и в Правительство, и в другие органы государственной власти, даже просьбы, установить автобусную остановку между деревней,  от  Иваново до деревни Петрово. А я знаю, что процесс согласования очень сложный - это и сотрудники госавтоинспекции должны подключаться, и вы, и дорожники, и муниципальная власть. Вот насколько часто меняются маршруты и насколько часто слышатся просьбы граждан?  

- Есть движение маршрутное, оно должно быть организовано по определенным правилам. Есть строительные нормы и правила по устройству дорог, есть нормы по нахождению остановочных пунктов, есть требования к этим остановочным пунктам. В данном случае ввести остановку для нас, как транспортников, не проблема, но важно, чтобы были реализованы все предшествующие меры. И поэтому это вопрос комплексный. И еще хотел бы напомнить, что идет большая программа по реконструкции  дорог, путепроводов, есть много подпрограмм по безопасному переходу, по остановкам тоже. Мы сейчас открыли горячую линию генерального директора "Мострансавто", и она довольно таки активно работает. Наши жители обращаются с просьбами, например, у садового товарищества сделать дополнительную остановку, абсолютно правильно. Мы сейчас собираем всю эту информацию, готовим обобщенный материал, и вопросы бывают разные. То есть, там, где  это реально сделать по дорожным условиям, мы стараемся сделать оперативно. Где требуется комплексного решения, сначала, допустим, ремонт дороги, расширение, или устройство разворотного круга, мы готовим совместно с министерством транспорта обращение, и включаем в программы, в планы,  этот вопрос находится у нас на контроле. Поэтому, я могу сказать, что, пожалуйста, обращайтесь, мы обязательно это рассмотрим, но, может быть, не всегда это удастся сделать оперативно по тем причинам, которые я сейчас сказал. 

- А с какими еще просьбами, жалобами обращаются на горячую линию? 

- Есть обращения с просьбой организовать заезд в какое-то поселение. Одно из частых таких обращений. Здесь с большим пониманием мы относимся к таким обращениям, но здесь опять – таки, есть ограничения в части тех параметров по контрактам, которые есть, и второе ограничение - это основной пассажиропоток - любое отклонение от основного маршрута вызывает…

- Я так понимаю, даже штрафы. 

- За отклонение от параметров грозят штрафы, да. Но отклонение от маршрута вызывает у основных пассажиров, которые движутся по основной магистрали, задержку во времени, соответственно, есть моменты. Мы стараемся найти компромиссные решения, опять - таки, «Минтранс» в этом плане очень доброжелателен и всегда нам идет  навстречу, и  вопросы делятся на те, которые нам удается решить, и те вопросы, которые мы откладываем для проработки на будущее.  Потому что, те инструменты, которые у нас появятся в 15-м году, позволят нам более оперативно реагировать на решение этих вопросов. 

- У вас грандиозные планы на 15-й, действительно, Вы в самом начале сказали, что подвижной состав будет очень меняться, обновляться, насколько я понимаю, это  про длинные маршруты сейчас шла речь. Или про межмуниципальные?

- Мы специально предоставили новые автобусы во все наши автотранспортные предприятия, чтобы эти автобусы увидели без исключения все районы МО. Конечно, пропорции разные. Больше всех, 52 автобуса мы поставили в Люберцы, 38 в Одинцово, то есть, в города, которые находятся на небольшом удалении от Москвы, потому что там и пассажиропоток больше, и потребность  в этих перевозках больше. Но мы хотели бы, что бы жители  МО увидели  те изменения, которые начались в транспорте, и которые обязательно будут продолжены. Еще раз напомню, что у нас трёхлетняя программа поставки автобусов, и в рамках программы развития дорожно-транспортного комплекса, и поставка автобусов в рамках программы "Доступная среда", и поставка автобусов  планируется в рамках развития газомоторной техники. 

- Правильно я понимаю, что через 3 года подвижной состав будет полностью сменен?

- К сожалению, нет. Будет обновлено порядка 60% подвижного состава, но в нашем арсенале есть автобусы, которые работали на Олимпиаде в Сочи, на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх, и которые сейчас трудятся в МО. Есть автобусы трёх  - четырёхлетние, поэтому, очень хорошее обновление подвижного состава, которое дало толчок и возможность  на операционную эффективность работы “Мострансавто”, и вот уже в этом году мы планируем снижение расходов в размере порядка полутора миллиардов. Это хороший залог того, что  у нас будет конкурентоспособность с коммерческими перевозчиками, и мы сможем с перспективой смотреть в будущее. 

- А сегодня мы с перспективой смотрим или пока еще убыточны?

- У нас есть существенные улучшения по финансовому результату, мы работаем без прямого убытка, мы смогли обеспечить себе амортизационный фонд, и в 2015 году мы планируем  часть подвижного состава приобретать уже из собственных источников. 

- Действительно, конкурировать будет проще, я надеюсь, что житель будет голосовать рублём именно за “Мострансавто”.  А зайцев, меня всегда очень интересовал вопрос,  зайцев больше не становится? Или меньше?

- Вопрос, скажем, актуальный. Здесь  важен комплексный подход, который реализуется в транспортной отрасли, внедрение системы безналичной оплаты проезда - это будет исключать наличную оплату, что существенным образом  снизит вероятность бесплатного проезда.  Повышается финансовая дисциплина и со стороны кондуктора, и водителя, мало того, мы создали централизованную службу сбора доходов, и сейчас работаем над повышением эффективности контроля за учетом потерь от сбора доходов.  Потому что потери, к сожалению, бывают двух видов: когда пассажир не платит и когда, почему-то, и ошибается и водитель, и кондуктор в оплате. Мы с этим боремся, и это будет нашей основной задачей на 15-й год. 

- Огромные планы. Последний вопрос, до 15-го года осталось совсем немного, нас ждет зима, насколько сегодня готовы все предприятия? 

- У нас проведен полный комплекс подготовки подвижного состава. Основное внимание уделялось, конечно, вопросам, связанным с безопасностью движения, это в первую очередь колёса, резина, все знают, что её надо менять, за ней надо следить, она должна быть в хорошем состоянии. Мы проверяли системы отопления на эффективность работы, проверяли другие узлы, которые влияют на качественное обслуживание в зимний период. У нас большая уверенность в работе нового подвижного состава, но если сравнивать новый подвижной состав и состав, который отработал 7-8 лет, конечно, эффективность систем отопления отличается. Мы провели полный  комплекс ревизии, но, тем не менее, созданы бригады, усилен контроль, и мы следим за тем, чтобы подвижной состав с неработающим отоплением на линию не выпускался. 

- То есть, это всё отслеживается  при выезде. 

- Отслеживается на выпуске, на линейных проверках. И если, внезапно будут возникать обращения, мы оперативно будем реагировать и исправлять все неисправности, у нас есть и потенциал, и желание, и возможности  обеспечить качественную работу подвижного состава. 

- Спасибо Вам большое, я надеюсь, что эта зима будет безопасной, и все Ваши планы  на 15-й год обязательно исполнятся, потому что это очень важно.




ВСЕ НОВОСТИ