«Вандал из Третьяковки» арестован на два месяца. Толкают ли шедевры на безумие? | 360°

29 мая 2018, 17:55

«Вандал из Третьяковки» арестован на два месяца. Толкают ли шедевры на безумие?

Читать 360 в

Произведения искусства уже не первый раз страдают от рук вандалов. Так, в минувшую пятницу житель Воронежа напал на известную картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Вандала арестовали на два месяца. «360» поговорил с врачами о том, могут ли знаковые картины притягивать подобное внимание психически нездоровых людей, и существует ли «весеннее обострение» в действительности.

Психическое расстройство

Напавший на шедевр 37‐летний Игорь Подпорин объяснил свой поступок тем, что на нем «изображена ложь». Специалисты в области психиатрии, в свою очередь, разошлись во мнении по поводу причин произошедшего. По словам доктора медицинских наук, врача высшей категории, заведующего кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Андрея Шмиловича, нет такого заболевания, симптомом которого является намеренная порча произведений искусства. «Психические расстройства достаточно четкие, хорошо очерчены проверенными критериями, которые не возникают ниоткуда. И они всегда имеют причину. Тем не менее, с этим случаем все неоднозначно, и говорить о том, может ли это быть психическим расстройством или нет — совершенно преждевременно», — Андрей Шмилович.

Реклама

В свою очередь, психиатр-криминалист, постоянный эксперт шоу "Битва экстрасенсов" на телеканале ТНТ Михаил Виноградов отмечает, что психическое отклонение, направленное на уничтожение произведений искусства, существует. Однако в данном случае, по мнению эксперта, говорить об истинных мотивах поступка "вандала из Третьяковки" можно будет только после проведения экспертизы.

«В данном случае, наверное, имеет место что-то другое. Это личная реакция человека на картину. Потому что такие нарушения за ним раньше не замечали, а здесь было очень конкретное действие, направленное на уничтожение полотна. Моя точка зрения, что это болезненная реакция психически нездорового человека», - Михаил Виноградов.

Перейти грань

Психически здоровый человек не пойдет на уничтожение. Ему не понравится, и он уйдет. Может быть, напишет статью или пожалуется в какую-нибудь редакцию: «Какое безобразие людям показывают!»

Михаил Виноградов

Без проведения полного обследования понять мотивы преступника невозможно. Причиной его поступка могло быть, в том числе, желание привлечь к себе внимание и алкогольное опьянение. Михаил Виноградов считает, что перейти грань способен только определенный тип людей. В данном случае необходимо опираться на очевидные факты — агрессия была проявлена публично.

«Но он не спрятался где-нибудь, чтобы остаться на ночь, нет, он сделал это при всех», — Михаил Виноградов.

Объясняя возможные мотивы, эксперт указал, что натуралистичность самой картины и жестокость, которая на ней изображена, также могли повлиять на человека. «В одежде, в жестах, выражении лица, мимике, пантомимике, все написано настолько точно, что есть ощущение, что видишь происходящее не со стороны, а сам присутствуешь при этом событии», — Михаил Виноградов.

Сезонное обострение

Мнения экспертов вновь разошлись по вопросу существования «сезонного обострения». Андрей Шипелов отметил, что не встречал исследований, которые бы указывали на определенную зависимость между временем года и усилением симптомов заболеваний.

«С моей точки зрения не существует каких-то периодов, месяцев, в которые поведение людей становится более агрессивным или более «вандальным», — Андрей Шмилович.

Михаил Виноградов, в свою очередь, привел примерные временные границы такого явления и добавил, что участившееся за последние годы колебания погоды сильно влияют на людей с неустойчивой психикой.

«Психические обострения проявляются весной и где-то в середине лета, ближе к осени идут на убыль. Осенью опять идет всплеск и длится почти до зимы, в зависимости от погоды, температуры, солнечного влияния», - Михаил Виноградов.

По словам Андрея Шмиловича, психиатрия – это проекция общества. То, что происходит в среде душевнобольных, по большому счету является гипертрофированными проблемами здоровых людей. Как считает эксперт, не нужно проводить каких-то границ между нормой и патологией, потому что они (границы) чрезвычайно размыты.

Реклама

Реклама