facebook_pixel
  • 19 мая 2016, 01:17

    В Совете Федерации предложили ликвидировать систему обязательного медстрахования

    По мнению сенаторов, она не справляется со своими задачами в условиях кризиса.

    В Совете Федерации предложили ликвидировать систему обязательного медстрахования

    В Совете Федерации готовится проект ликвидации Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и возврата к финансированию медицинской помощи напрямую из государственного бюджета. Часть сенаторов считает, что в условиях кризиса такой шаг - необходимое условие для реализации права граждан на охрану здоровья согласно Конституции России, сообщил свежий номер газеты "Известия".

    По данным экспертов, в стране растет число жалоб на отказы в бесплатной медицинской помощи и на длительные сроки ее оказания.

    В документе, вынесенном на рассмотрение на пленарном заседании верхней палаты, идет речь об обеспечении социальной защищенности населения в условиях кризиса. Кроме того, в нем указана необходимость отказа от существующей системы финансирования медицинской помощи.

    Председатель комиссии Сергей Калашников считает, что нужно принять закон "О финансировании медицинской помощи в Российской Федерации", упраздняющий ФОМС и возлагающий медицинские затраты на бюджет. Помимо этого, нужно перевести финансирование на федеральный и региональный уровни.

    "Правительство пока не идет на то, чтобы коренным образом поменять систему. Оно боится любых изменений, надеясь, что все само рассосется. Критичность ситуации заставит принять это решение. Другое дело, что жить в это время прекрасное многим не придется. Страховые организации, по логике вещей, должны заниматься превентивной медициной, ведь легче предупредить болезнь, чем потом лечить. А у нас система профилактики полностью потеряна, хотя была главной особенностью семашковской модели медицины, перенятой половиной мира", - считает сенатор.

    В настоящее время в стране одновременно действуют две программы медицинской помощи. Общефедеральную программу-минимум обеспечивает ФОМС. Но и каждый регион принимает в дополнение к этому свою программу. Хуже всего приходится  регионам, решившим не снижать уровень медицинских гарантий и сохранившим социальные обязательства 2014 - 2015 годов. Но экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Регионы должны платить за неработающее население - пенсионеров, безработных и прочих, которые не платят в фонд. Это за них делает региональный бюджет, у которого зачастую нет денег.

    "Регионы в большинстве своем банкроты. В 2005 году, когда федеральная власть передала ряд полномочий, то есть своих социальных обязательств в регионы, их было 46. А на сегодняшний день их 105. И многие из них недофинансированы", рассказал Сергей Калашников.

    Чем больше в регионе пенсионеров и безработных, а также граждан, занятых в теневой экономике, тем больше региональный бюджет вынужден тратить денег. И по той же причине существует слабый приток в бюджет от налогов граждан, значит регион имеет меньше возможностей платить.

    "У нас фиктивная система ОМС. Ее нельзя назвать страховой, о чем сказал президент еще в 2012 году. Она была полезна в 1993 году, когда гарантировала целевые поступления в бюджет: тогда не было бюджета на медицину, а это были деньги чисто на здравоохранение, их никто не мог изъять. И тогда, в первой половине 1990-х, она спасла ситуацию. Но сейчас воспроизводить эту имитационную страховую модель нельзя, тем более в нашей стране. Согласно 41 статье Конституции, в России бесплатная медицинская помощь. Это значит, что здравоохранение нужно брать на госбюджет - и никаких вариантов! А мы придумали еще посредников, которые вообще непонятно за что отсасывают часть денег", - уверен Калашников.

    По словам профессора кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Любвьи Храпылиной, проведенный недавно мониторинг показал, что 98% россиян недовольны системой оказания медпомощи. Основные жалобы на то, что учреждения часто не оказывают качественную и своевременную помощь, ссылаясь на отсутствие денег. Часто это является предлогом для направления пациента в регистратуру платных услуг. Но люди заплатили налоги в бюджет, в котором есть статья о здравоохранении, заплатили в фонд ОМС. Получается, что в поликлинике их заставляют платить еще раз.

    "Платные услуги стали нормой жизни. Они в прямом смысле заполонили все, что связано с медицинской помощью. Но мы уже заплатили! А почему-то в больничных и поликлинических учреждениях считают, что это ничто", - негодует Храпылина.

    По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, нет внятных критериев оценки оказания медицинской помощи, которую оплачивают страховые компании. Если платить за лечение, то медицинские учреждения будут постоянно лечить, а если платить за результат, то больницы будут учитывать здоровых людей как больных, а потом записывать в здоровые.

    "Единственный оптимальный способ финансирования - система здравоохранения на содержании. Так же, как содержится армия. Если мы задумаемся, то это абсолютно правильно. Охрана здоровья - такая же функция, как охрана границ, безопасность, правопорядок. Не должно быть никаких товарно-денежных отношений в системе! Как армия у нас содержится? Люди получают зарплату, работают. То же самое здесь: врач в определенные часы находится на работе, и он за это должен получать нормальную зарплату. За счет бюджета. Система здравоохранения - это та же армия, которая борется с болезнями каждый день, это армия в действии, а не которая ждет войны. Финансирование такой системы - расчетная экономика, которую надо просто правильно спланировать", - уверен Саверский.

    Эксперт напомнил, что первичная помощь в СССР в 1970-х годах считалась лучшей в мире. В 1978 году СССР по оценкам ВОЗ был на 22-м месте. Для сравнения, США сейчас по тем же оценкам находятся на 37-м.

    "Потому что есть сферы государства, которые должны регулироваться не рынком, а планированием. Посчитали распределение больных - создали систему оказания медицинской помощи, и остается ее только поддерживать, внедрять новые технологии. Это и есть настоящий менеджмент. Мне возражают - дорого. А я отвечаю - а давайте проплатим дорогостоящие лекарства. В Кировской области так и сделали, и результат показал, что если они это делают, то у них нагрузка на стационарное и скоропомощное звено сокращаются на 20-25%. Уповать на рынок очень глупо - заплатите последние деньги, лишь бы жить", - считает эксперт.