05 октября 2016, 23:38

Ученые нашли предел человеческой жизни

Несмотря на существенные успехи современной медицины, срок жизни человека нельзя будет бесконечно увеличивать в дальнейшем. К такому выводу пришла группа ученых департамента генетики американского института в Бронксе. По их мнению, есть определенный предел, дальше которого смерть наступит вне зависимости от внешних или внутренних факторов. Эту черту исследователи определили в 100 лет, сообщил журнал Nature.

Средняя продолжительность человеческой жизни не является константой и постоянно менялась по мере развития медицины и улучшения условий жизни. На заре цивилизации она составляла всего 20−30 лет. В настоящее время в большинстве стран мира достигнут средний предел в 60 и более лет. В некоторых странах, например в Японии, свыше 80 лет.

В природе, как отмечают ученые, большинство животных также имеют довольно четкий предел срока жизни, перешагивают который ограниченное число особей. Большинство же умирает довольно быстро после достижения этой черты. В случае человека ситуация не такая простая, но схожая.

Ученые провели анализ данных по смертности за последние сто лет. Они предположили, что если предела жизни не существует, то черта, за которую не может перешагнуть большинство, будет плавно и постоянно смещаться в сторону более пожилого возраста. Если же предел есть, то она должна остановиться.

Результаты анализа показали, что смещение происходило до середины 1980 годов. Позже движение прекратилось. За последние 20 лет максимальный возраст людей в среднем не только не вырос, но заметно упал. Самая старая жительница планеты за последнее время скончалась в возрасте 122 года в 1997 году. Вероятность того, что хотя бы один человек доживет до 125 лет, ученые сейчас оценивают в 1 шанс из 10 000. И это говорит о том, что предел продолжительности жизни уже достигнут.

Исследователи полагают, что дальнейшие успехи медицины могут увеличить среднюю продолжительность жизни, но не максимальную. Возможно, прорыв способна совершить генетика, но и это ученые ставят под сомнение. Они считают, что генетическая программа старения организма не существует, поскольку и люди, и животные обычно умирают гораздо раньше реальной старости.

Напомним, что на 6 октября в одной из клиник столицы была запланирована операция, отдаленные последствия которой способны изменить представления о возможностях человеческого организма. Биофизик Алексей Карнаухов намерен поставить на себе эксперимент, который должен продлить ему жизнь.