27 апреля 2018, 14:07

Поставить диагноз и вылечить через Интернет

Читать 360tv в

-

Внедрение информационных технологий в область здравоохранения происходит давно: это и консультации специалистов по телефону, и видеоконференцсвязь, и даже возможность трансляций некоторых операций. Сейчас круг возможностей современных технологий значительно расширился, и использование их в медицинских целях закрепилось юридически, получив название «телемедицинские технологии», или просто «телемедицина». На днях проект по внедрению телемедицины был запущен в двух московских поликлиниках.

Реклама

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от 29.07.2017 № 242-ФЗ, который действует в России с 1 января 2018 года, «телемедицинские технологии — информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».

Телемедицина включает в себя различные формы взаимодействия как между врачом и пациентом, так и между врачами.

Телемедицина — это безграничный инструмент современного врача. Ее может и должен использовать каждый: научный сотрудник, практический врач, медсестра, даже пациент. Включает она прежде всего следующее: общение двух врачей, общение обучающегося с обучающим, общение больного с лечащим врачом. — анестезиолог, основатель технологии web-интеграции в операционной, с 2000 по 2016 — заведующий лабораторией телемедицины и интраоперационного мониторинга Российского научного центра хирургии РАМН Евгений Флеров

Пациенты от такого взаимодействия получают возможность дистанционных консультаций со специалистом, причем не просто по телефону, а с помощью видеоконференцсвязи они могут видеть друг друга, обмениваться данными. Это делает возможным общение на больших расстояниях. Например, пациент из отдаленного региона может связаться со специалистом из центральной больницы. В пределах одного города у пациентов теперь нет необходимости тратить время на дорогу к врачу, на передачу различных документов. Также врач дистанционно может наблюдать за состоянием здоровья своего пациента при помощи специальных датчиков. В частности, активно развивается домашняя телемедицина, когда состояние здоровья людей, требующих регулярных обследований, или пожилых людей постоянно находится под контролем специалистов.

Используется телемедицина и для общения врачей между собой, в том числе для экстренных консультаций, когда жизни пациента угрожает опасность, его нельзя транспортировать (или нет такой возможности). Такой вид телемедицинских технологий, как видеотрансляция хирургических операций, необходим и для обучения менее опытных врачей: они имеют возможность не только наблюдать за ходом операции в целом, но и получать информацию с разного медицинского оборудования, по возможности — задавать вопросы по ходу операции. Видеоконференцсвязь применяется и для проведения дистанционного обучения, научно-практических семинаров, конференций, что дает возможность участвовать в них людям из отдаленных мест.

Телемедицина полностью может заменить живое общение, даже современную диагностику можно провести дистанционно, для этого есть специальные телемедицинские инструменты. Даже анестезия возможна дистанционно. Но это пока в мире, в России нет. Но телемедицинские технологии будут развиваться и у нас — жизнь заставит. — Евгений Флеров

Стоит отметить, что организация работы с телемедицинскими технологиями требует не только высокого уровня технического развития, разработки специального программного обеспечения (чтобы изображения и звук были высокого качества, не было перебоев со связью и т. д.), но и учета юридических нюансов, в частности связанных с врачебной тайной, обработкой персональных данных.

В целом, телемедицинские технологии оцениваются врачами и пациентами положительно. Однако отмечаются и негативные моменты, связанные, в первую очередь, с ненадлежащим качеством связи при общении врача и пациента, в частности, качеством изображения, невозможностью потрогать пациента, что во многих случаях является важной составляющей осмотра. Все это может сделать постановку точного диагноза затруднительным. Часто говорится о телемедицине как о дополнительной, но не основной форме общения между врачом и пациентом.

Скептически настроенные люди проводят сравнения дистанционного медицинского взаимодействия с деятельностью Кашпировского и Чумака. И чтобы таких аналогий не было, необходимо повышать как профессионализм врачей, так и активно развивать электронные технологии, используемые в медицине.

Как будет развиваться телемедицина в России и сколько времени понадобится, чтобы вывести ее на высокий уровень, чтобы врачи и пациенты привыкли к таким формам взаимодействия, пока сказать сложно. Но положительная оценка многих специалистов дает ей шанс.

Две поликлиники Москвы в тестовом режиме запустили проект по внедрению телемедицины.

Реклама

Реклама