facebook_pixel
  • 17 февраля 2018, 12:14

    Месяц призывов и день тишины: что нужно знать об агитации на выборах‐2018

    17 февраля в России начнется предвыборная агитации кандидатов на пост президента России. Она продлится ровно месяц вплоть до 17 марта, объявленного днем тишины. Что нужно знать о правилах агитации во время президентских выборов ‐ в материале «360».

    Когда стартует агитационный период?

    Кандидаты в президенты России могут приступать к предвыборной агитации сразу после передачи заявления о готовности баллотироваться на высший пост в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). Затем претенденты смогут проводить встречи и митинги, покупать рекламные места для своих плакатов, а также раздавать всем желающим агитационную продукцию, например, календари и листовки. При этом стоимость одного буклета или значка не может превышать 100 рублей.

    Согласно действующему законодательству, ровно за четыре недели до дня голосования агитационный период стартует в средствах массовой информации. В этом году журналисты могут приступить к агитации 17 февраля. Некоторые кандидаты в президенты в это время проводят публичные дебаты, на которых обязаны присутствовать лично. Только в случае болезни или чрезмерной занятости претенденты на высший пост могут возложить эту обязанность на своих доверенных лиц. При этом на региональных телеканалах им разрешат участвовать в полемике без каких-либо ограничений.

    Не позднее чем за 10 дней до дня голосования, политические партии, которые выдвинули на президентские выборы своих кандидатов, должны разместить предвыборную программу претендента хотя бы в одном государственном общероссийском периодическом печатном издании. Текст программы также должен появиться в интернете. Непосредственно в день выборов и в так называемый день тишины, которым являются предшествующие голосованию сутки, любая агитация официально запрещена. Если ЦИК решит провести повторное голосование, кандидаты смогут вновь приступить к агитации в день опубликования этого решения. Очередной агитационный период закончится за день до нового дня голосования.

    Что считается предвыборной агитацией?

    Официально предвыборной агитацией принято считать публичные призывы голосовать за того или иного кандидата, выражение предпочтения определенному претенденту, не считая публикаций результатов социологических опросов. К предвыборной агитации также относят описание предполагаемых последствий избрания или не избрания какого-либо кандидата, а также распространение информации исключительно об одном претенденте. Агитацией считается информации с очевидным преобладанием позитивных или же негативных комментариев относительно кандидата. Помимо этого предвыборной агитацией признается распространение информации о деятельности претендента на пост президента России, которая никак не связана с его исполнением своих профессиональных, служебных и других обязанностей.

    Как агитировать правильно?

    Все кандидаты на высший пост обязаны предоставлять в Центризбирком образцы агитационных материалов. При этом такая деятельность должна оплачиваться избирательным фондом претендента. У зарегистрированных кандидатов в президенты нет возможности агитировать за других, а участвовать в этом не могут государственные и муниципальные органы, их служащие и члены органов управления различных организаций при исполнении должностных обязанностей. К проведению агитации также не допускаются воинские учреждения и части, религиозные, благотворительные и международные организации, иностранцы и апатриды, представители СМИ при осуществлении профессиональной деятельности, члены избиркомов, обладающие правом решающего голоса, и лица моложе 18 лет.

    Определенные правила должны соблюдать СМИ. Журналисты не могут публиковать результаты социологических опросов, прогнозы результатов голосования и другие подобные материалы в течение пяти дней до и в сам день выборов. При этом непосредственно в день голосования СМИ запрещается публиковать информацию об итогах выборов до их непосредственного окончания.

    Можно агитировать в СМИ бесплатно?

    Кандидаты и политические партии, которые их выдвинули, могут получить бесплатное эфирное время на телеканалах и радиостанциях, принадлежащих государству. Помимо этого им предоставляется бесплатная площадь в печатных изданиях, выходящих на всей территории России как минимум раз в неделю. Всем претендентам выделяются равные объемы печатной площади и эфирного времени. При этом такого права лишаются кандидаты от партий, чьи прошлые претенденты не смогли преодолеть на выборах двухпроцентный порог голосов.

    Агитационные программы на теле- и радиоканалах могут выходить в эфир только в рабочие дни и в установленное рейтинговое время. Их запрещено прерывать рекламой. Сама программа не должна содержать призывов голосовать против остальных кандидатов, описаний различных негативных последствий избрания другого претендента и распространению информации, которая призвана сформировать у избирателей отрицательное отношение к его соперникам.