facebook_pixel
  • 14 мая 2018, 18:40

    Кудрин назвал борьбу с коррупцией одним из принципов Счетной палаты. Что она может сделать?

    Глава Центра стратегических разработок, экс‐министр финансов Алексей Кудрин согласился стать главой Счетной палаты. Он рассказал, чем займется орган под его руководством и каким принципам будет следовать. Среди принципов работы органа Кудрин выделил борьбу с коррупцией. По просьбе «360» эксперты объяснили, какими способами Счетная палата может снизить уровень взяточничества в стране.

    Кудрин назвал борьбу с коррупцией одним из принципов Счетной палаты. Что она может сделать?

    Кудрин опубликовал заявление на личном сайте. Бывший министр напомнил, что в задачи Счетной палаты входит, в том числе, аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ и противодействие коррупции.

    «Напомню, что Счетная палата, в соответствии с законом, призвана обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита», — заявил он.

    Кудрин подчеркнул, что перед страной стоят амбициозные цели, и задача палаты — помочь их добиться. Бывший глава Минфина назвал четыре принципа, по которым будет строить работу Счетной палаты.

    Контроль задач и убытков

    Важна четкая увязка стратегических целей и результатов управления с бюджетными механизмами, включая госпрограммы и национальные проекты. «Современное управление государственными инвестициями — один из важнейших элементов перехода к новому качеству экономики», — считает Кудрин.

    Контроль в этой области должен быть не только количественным, но и качественным. Важно знать, оправдывают ли работы потраченные на них деньги, приближают ли страну к национальным целям и могут ли улучшить жизнь россиян.

    Перевод деятельности в «цифру»

    Кудрин призвал усовершенствовать методы контроля: перевести в «цифру» больше контрольных процессов. Следует чаще использовать риск-ориентированные подходы, а также более гибко контролировать выполнение инновационных программ.

    Открытость для народа

    Необходима полная открытость аудита. Орган должен постоянно и честно информировать общество о выполнении поставленных национальных целей и задач.

    Кроме того, последние годы тестируются механизмы, позволяющие гражданам участвовать в бюджетном процессе и контроле над ним. «Необходимо продолжать развивать эти институты», — считает Кудрин.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/1383_RIAN_5472563.LR.ru.jpg
    Алексей Кудрин на заседании «Перспективы российской экономики». РИА «Новости»/Евгения Новоженина

    Не «ловить», а «связывать»

    Недостаточно просто «ловить за руку» коррупционеров. Важно обрубить все возможности для осуществления этой противоправной деятельности. То есть не только ловить подозреваемых, но и «связывать» руки еще не пойманным.

    «Вывести на белый свет некрасивые схемы»

    В разговоре с «360» политологи оценили названные Кудриным принципы. Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов считает, что пункты решают декларативные задачи. «Полагаю, что Кудрин стремится убедить общество в том, что он на этом посту не принесет большого вреда, а, наоборот, окажется полезен как технически грамотный, обладающий антикоррупционными принципами человек с большим опытом, и его назначение должно вызывать доверие», — подчеркнул политолог.

    На вопрос, как Счетная палата может снижать уровень коррупции, Колташов сказал, что это происходит посредством проверок. «Проверять бюджет, проверять бюджетные расходы, региональные бюджеты. Она может госкорпорации копнуть где-то. Просто вывести на белый свет некие некрасивые схемы», — поделился специалист.

    Директор Института новейших государств, политолог Алексей Мартынов отметил, что искренне рад за Кудрина по поводу его назначения. «Наконец обрел место службы в соответствии своим компетенциям и опыту государственной службы. А то он в подвешенном состоянии был несколько лет, занимаясь то ли общественной, то ли полезной деятельностью в своем этом ЦСР (Центр стратегических разработок — прим. „360“) и в качестве общественного председателя Пенсионного фонда. Непонятные и невнятные позиции. Кудрин человек вполне конкретный, бухгалтерского склада ума, характера. В этом смысле Счетная палата — идеальное место, чтобы проявить себя в качестве такого парламентского контролера за правительством», — уверен Мартынов.

    Отвечая на вопрос о возможности Счетной палаты повлиять на уровень коррупции, Мартынов заявил, что органу по силам выявить потенциальных преступников посредством проверок.

    Счетная палата может посчитать количество потраченных государственных денег на те или иные нужды, проекты и определить целевое или нецелевое использование тех или иных средств. Полученные данные Счетная палата представляет парламенту. И уже парламент может принять какие-то решения, сделать заявления или, наоборот, похвалить за блестящую работу тех или иных структурных подразделений правительства. Никакой политической составляющей в деятельности Счетной палаты нет.

    Специалист подчеркнул, что в Федеральном законе четко прописаны работы, сроки проведения тех или иных проверок и аудитов. Поэтому что-либо изменить без изменения законодательства невозможно.

    Высокая должность

    Десятого мая Кудрин сообщил, что партия «Единая Россия» предложила ему встать во главе Счетной палаты. Он назвал предложение неожиданным и завил, что «серьезно подумает» и встретится с руководителями думских фракций. День спустя СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Кудрин принял предложение.

    Еще в начале мая газета Financial Times со ссылкой на источники писала, что после вступление в должность президента России Владимир Путин может назначить Кудрина на высокую должность, поручив разработку экономической стратегии. Один из источников уверял, что Кудрина назначал на пост в администрации президента. В понедельник, 14 мая, Кудрин заявил, что таких предложений ему не поступало.

    Председатель Счетной палаты РФ по законодательству назначается на шесть лет. Госдума предлагает президенту не менее трех кандидатов, из которых глава государства выбирает одного и вносит на утверждение в Госдуму. Если же президенту не понравился ни один из кандидатов, то он может выдвинуть своего.