01 декабря 2016, 16:46

Интервью с главой Домодедова Леонидом Ковалевским

Читать 360tv в

-

Город Домодедово был когда-то окраиной соседнего Подольского района и финансировался по остаточному принципу. Это было очень давно. Сегодня городской округ — один из самых динамично развивающихся муниципалитетов Подмосковья. Как удалось добиться таких показателей? Об этом рассказал глава Домодедово Леонид Ковалевский.

Реклама

— Домодедовский район был упразднен более 10 лет назад и преобразован в городской округ, каковы были предпосылки этого реформирования?

— 131-й федеральный закон, который в начале 2000-х вступил в силу. В 2003 году он был принят, начали его внедрять чуть-чуть попозже, он заложил, на мой взгляд, абсолютно неработающую схему — двухуровневую схему местного самоуправления.

Когда на одной и той же территории образуются два абсолютно независимых друг от друга уровня местного самоуправления. Первое — это поселение, второе — это муниципальный район.

Мы сразу поняли, что это схема неработающая, поэтому решили вписаться в существующий тогда уже 131-й закон и преобразовали свой муниципальный район, сразу формировали как городской округ. И мы не ошиблись!

— Сколько времени потребовалось на преобразование и с чего приходилось начинать?

— У нас было пять поселков, мы объединили по два поселка, потом эти поселки присоединили к городу Домодедово для того, чтобы формально вписаться в 131-й закон. Примерно полгода на все это мы затратили, а дальше в установленном порядке все как обычно. Нам пришлось, как всегда, доказывать, что мы правы, потому что появилась оппозиция, особенно перед выборами очередными начали судиться, и мы прошли все суды — два верховных суда — в общем, на это тоже ушло более двух лет.

Мы даже были одно время муниципальным образованием без статуса, но все-таки нас поддержала Московская областная дума, она и второй раз, и третий приняла закон о создании городского округа, и мы доказали, что, в общем, мы это делали не напрасно.

— А почему пришлось судиться? Какое участие вообще в единении в городской округ принимали жители Домодедовского района?

— Жители поддержали нас. Мы, прежде чем это все делать, мы провели референдум. Примерно 96% домодедовцев высказались за сохранение одноуровневой системы местного самоуправления. Собственно, это было основанием, которое нам позволило просить Московскую область поддержать нас. Наши предложения они были поддержаны.

— А как проводилась беседа с жителями? Что объяснялось, что говорилось? Ведь в нашей стране не очень любят реформы, особенно, которые касаются того, к чему привыкли многие-многие долгие годы.

— Видите, у нас в то время было более 140 сельских населенных пунктов, и в советское время сложилась определенная структура — это, прежде всего, центральная усадьба совхоза, колхоза, на которой сформирована какая-то инфраструктура.

Возьмем, например, Дом культуры. В Доме культуры есть спортивный зал, есть библиотека. Там 131-й закон предполагал, что, допустим, спортивный зал и библиотека уходят в первый уровень, а сам зрительный зал Дома культуры уходит во второй уровень — муниципальный район.

И таких несуразностей в законе было очень-очень много. Ведь в советское время формировалась вся социальная инфраструктура. Было такое понятие «узловое зерно» — это был районный центр. И образование, здравоохранение, культура, спорт — все формировалось с центром как раз в муниципальном районе. А в первый уровень отдали ЖКХ.

Я помню первую же зиму, когда это случилось, отдали. В Московской области начали вдруг ни с того, ни с сего рваться батареи в жилых домах. Целый поселок в Люберецком районе разморозили в зиму. Невозможно на уровне муниципального образования первого уровня сельского поселения создать нормальную инфраструктуру, никаких средств на это не хватит.

Поэтому мы сразу решили, что мы будем продолжать то, что мы начинали. А мы ведь создавались не так давно — в 1969 году, в прошлом веке — мы вышли из состава Подольского района. И мы еще вот только-только эту инфраструктуру даже до конца не создали. И нам было очень важно, чтобы это все работало, а не начинать все сначала. И вот мы доказали, что это работает.

— Насколько было тяжело тогда все это начинать, все это «поднимать»? Первые реакции жителей можете вспомнить?

— Жители нас поддержали, было очень много скептиков и среди политиков различного уровня. Нас критиковали, с нами судились, наша оппозиция. Я давно работаю, я пять раз избирался всенародно, это, наверное, второй раз или третий раз было, не хотели меня в общем-то, как всегда идет борьба политическая. И вот начали играть на этом, что у нас там формальные какие-то мелочи были не учтены, как всегда, формальным основанием отменили через суд наш областной закон, который приняла Московская областная дума, и нам пришлось доказывать.

— Я думаю, разговоров много было. Что от этого выиграли жители непосредственно от этого объединения? То есть, как поменялась их жизнь?

— Начнем с того, что когда формировали новую структуру, и не только в Московской области, везде, и создавали два уровня местных независимого самоуправления, то было, огромное количество сельских советов сокращено. Их объединили — было 20, сделали 10.

Когда декларировалось, что власть приближается к народу, на самом деле она отдалялась, потому что, когда два сельсовета объединили в одно сельское поселение, конечно, народу дальше надо ехать и там непонятно, как с транспортом и доступностью, и так далее.

Мы этого ничего не делали. Мы все традиционные места, где у нас были администрации, сохранили. Единственно, что мы резко сократили численность тех, кто работает — это, во-первых.

Мы выровняли бюджетную обеспеченность всех жителей, и мы делим поровну на душу примерно, все, что мы зарабатываем. Понимаете? Для народа это очень важно. Есть регионы, которые не могут самостоятельно себя поддержать экономически — там нет экономики. У нас 140 деревень. Естественно, мы их должны содержать, и мы их прилично содержим, поэтому мы выбрали именно тот вариант, который больше всего народу нравился.

— Жители сельских районов России имеют определенные льготы. Сохранились ли эти льготы после преобразования? Жители ничего не потеряли?

— Безусловно, ведь и в городских округах местное самоуправление это в законе прямо федеральном записано. Оно осуществляется в городах и на иных территориях. Иная территория — это сельская территория. Если она имеет статус сельской, то все льготы, которые есть для сельских жителей, они сохраняются. И по сегодняшний день эти все льготы сохранились, но народ еще и выиграл.

Когда было пригородное сообщение, то народ платил по пригородному маршруту. Когда стал городской округ, то все маршруты стали городскими. И народ выиграл. Примерно в три раза дешевле сегодня доехать, например, из города Домодедово и Барыбино — это одна из таких самых дальних точек. И все платят по городскому тарифу, естественно.

— Вы находитесь в тройке лидеров. Сегодня Домодедово считается одним из очень динамично развивающихся районов Подмосковья. Какую роль в этом сыграла реорганизация? Как это повлияло на бизнес? На развитие?

— Самую непосредственную и прямую. Во-первых, что такое два уровня местного самоуправления, которые не подчиняются друг другу? Невозможно выстроить нормальную систему по привлечению инвестиций и вообще руководить территорией. Руководить можно только тем, что тебе подчиняется.

ЖКХ в первом уровне, у бабушки течет кровля, она идет в первый уровень, к главе муниципального образования сельского. Он говорит: «А у меня денег нет». Она говорит: «Хорошо, я пойду на тебя жаловаться» — такие постоянно в Московской области были случаи. «В район пойду на тебя жаловаться!» — бабушка, иди, но я району не подчиняюсь, я подчиняюсь только сам себе. Понимаете? Это нонсенс! Это что касается удобства населения.

Что касается привлечения инвестиций, то еще проще. Мы когда вот это все делали, сразу утвердили первыми в РФ в новой редакции генеральный план городского округа. Это было требование такое. И это дало нам возможность в ускоренном порядке решать все вопросы привлечения инвестиций.

Мы буквально крупные производства строили за год-полтора, потому что все вопросы предварительно были уже проработаны. А в муниципальном районе нужно сходить в первый уровень, нужно там сначала договориться. Вроде, «да», но выставляют какие-то условия.

Приходят в район, там тоже надо договариваться, процедуры свои. Другие совершенно условия, они не сопоставимы. Инвестор походит-походит, разворачивается и уходит, понимаете? Это ненормально. Мы как только перешли вот на эту структуру, начали интенсивно расти. Мы росли, в отдельные годы экономические рост наш был до 30%. Мы в семь-восемь раз увеличили по некоторым показателям, в 10 раз увеличили объемы своей экономики. У нас сегодня по продукции собственного производства, работам, услугам самая крупная экономика в Московской области.

Мы начали очень серьезно привлекать инвестиции. Вот представьте себе, пик инвестиций у нас был 2007 год, перед кризисом, было 37 миллиардов рублей. Мы всегда в тройке лидеров Московской области. Потом мы упали до 25 после кризиса. В этом году мы ожидаем 40 миллиардов, рекордные, в общем-то, показатели по привлечению инвестиций.

Экономический рост, несмотря на то, что кризис на улице и все жалуются, у нас 13−15% в этом году. Прошлый год для нас тяжелый был, «Трансаэро» потеряли, три завода, СУ-155, но мы сейчас ставим задачу наверстать и перекрыть те объемы, которые были потеряны, и мы в следующем году уже выходим практически на плюс.

— А кого теперь ожидаете в своем районе? У вас довольно интересное географическое положение — недалеко от Москвы, плюс, это городской округ.

— У нас центром является, безусловно, аэропорт. Это привлекательная такая фишка наша и вокруг этого формируется инфраструктура. Наша задача — максимально разнообразить экономику, чтобы она была максимально разнообразной. И мы поддерживаем все. Мы являемся одним из лидеров по производству сельскохозяйственной продукции.

В 1990-м году мы производили 50 тысяч тонн молока — это лучшие советский год. И сейчас мы производим 50 тысяч тонн, сохранили. При этом очень много земли ушло на сады, огороды, индивидуальное жилищное строительство, под бизнес.

Мясо в 1990 году мы производили восемь тысяч тонн, сейчас мы 20 тысяч тонн мяса производим, притом такого, которого раньше не производили. У нас крупный комплекс — курятину мы производим, «Моссельпром» торговая марка.

У нас сегодня крупная промышленность появилась. И, несмотря на тяжелые отношения, например, с американцами, у нас два американских производства. «Пепси-Кола», вот Андрей Юрьевич Воробьев открывал линию по производству хлебного кваса, они чай холодный производят. Очень крупное производство. Одно из крупнейших в мире у нас в Домодедово. И вторая американская известнейшая компания, у нас производит сборку сельскохозяйственной техники: это тракторы, комбайны и другая техника.

— От объединения говорили, что будет экономия, что будут какие-то свободные средства. Что это были за свободные средства и на что они были потрачены? Где их удалось сэкономить и на что пустить?

— Очень важный вопрос, и все бои которые идут в Московской области, они идут вокруг этого. У нас Андрей Юрьевич последовательно проводит эту политику, что нужно оптимизировать затраты на управление. Очень правильная политика! И на уровне Московской области и на всех остальных уровнях это надо делать.

Представьте себе, сегодня в городском округе Домодедово, а это все-таки у нас большая территория, 140 деревень, город. У нас аппарат 260 человек всего лишь, и если чистый аппарат брать, то это 5% от бюджета мы тратим на управление.

Если брать МФЦ и другие структуры, которые мы финансируем, получается все равно не больше 10%. А Вы посмотрите в других. Я участвую в этих беседах, которые сегодня губернатор проводит.

Вот последний регион мы смотрели — Люберецкий район. Он маленький абсолютно, там шесть поселений всего. У них 840 человек аппарат. Вы представляете? У нас в таком поселке один-три человека максимум сидит, у них — 60 человек.

Вот Томилино мне запомнилось — 60 человек аппарат: глава, совет. Ну, совет, наверное, бесплатно все-таки депутаты выполняют свои обязанности. Что там делают 60 человек? Если они 45% местного дохода тратят на себя, там на остальное не остается, Вы понимаете? Есть сельские поселения, где 90% тратят на себя, а некоторым и этого не хватает. Это же ненормально абсолютно.

Нужно эти деньги сэкономить, а экономия приличная, там три миллиарда в среднем так, в год. Это же очень большие деньги. Полмиллиарда — это хорошая школа, это три детских садика замечательных, это огромное количество новых дорог. Если полмиллиарда в любом районе вложить в ЖКХ, тоже получится замечательный результат. Это очень солидные деньги.

— Вы уже рассказали об этом, удалось сохранить доступность, чтобы люди могли прийти и рассказать о своей проблеме. Как же все-таки вам удалось найти хотя бы одного человека, но чтобы он был всегда на связи с жителями отдаленно?

— Власть должна чувствовать настроения народа. Должна быть постоянно в связи, в неразрывной связи — в этом успех любого дела! У нас выстроена система, которая десятилетиями уже работает. У нас в каждой деревне есть староста. Он всенародно избирается на два года.

В каждом многоэтажном доме у нас есть старший по дому, а сейчас еще председатель совета дома. В частном секторе председатель уличного комитета, который на улице один, также избирается всенародно жителями улицы. Они объединяются в совет микрорайона.

У нас 15 территорий — это бывшие сельские и поселковые администрации. Сегодня это теротделы, и даже система выстроена так, что начальник один возглавляет два теротдела, у него два заместителя. Мы экономим деньги максимально!

И вот получается, что мы еще формируем на каждой территории, есть и молодежный совет, мы с молодежью работаем. У нее свои задачи, интересы и свои требования к нам, и мы вот с этими категориями работаем постоянно.

— Помимо того, что, просто, скажем, сократить людей Вы еще придумали алгоритм общения с жителями?

— Конечно, у нас работает система, постоянно. И это все в системе. Есть регулярные встречи. Я принимаю первый понедельник в городе — приемный день. Три следующих понедельника я по очереди в сельской местности принимаю обязательно население, все об этом знают. Ко мне приходят и рядовые жители, и старосты сел, деревень и председатели уличных комитетов, у нас постоянный диалог.

— Расскажите о своих планах на следующий год. Наверняка, уже тоже все расписано, и не сомневаюсь, что Вы в тройке лидеров останетесь по-прежнему.

— Безусловно, у нас этот тяжелый год был связан и с тем, что мы в прошлом году потеряли крупнейшую авиакомпанию «Трансаэро», это была вторая в России компания. Она не полностью была наша, но в Домодедово она базировалась и она платила нам взносы, вернее, налоги за три тысячи человек, и три завода СУ-155. Вы знаете эту компанию, которая тоже обанкротилась, тоже пять тысяч человек.

Мы потеряли много. Наша задача была в этом году и в следующем все-таки нарастить объемы экономики и пойти дальше. Мы это обязательно сделаем. 40 миллиардов инвестиций, которые мы в этом году ожидаем, дадут рост новых рабочих мест, естественно, и подъем экономики дальнейшей. И есть заделы на последующие годы, это главное.

Следующий год — это год 2017-й, накануне футбола, чемпионата мира. Наш город принимает одну из сборных, которая будет на нашем стадионе тренироваться, поэтому мы, заканчивая в этом году в декабре, получим экспертизу документации, начинаем реконструкцию стадиона своего.

— Для тренировок, да, я так понимаю?

— Для тренировок, да. Естественно, мы не должны подвести ни себя, ни страну, ни губернатора. Мы должны сделать, это основной наш проект в следующем году. Под это дело мы еще должны две улицы реконструировать. Одну в этом году мы сделали, улицу Советскую, Каширское шоссе — это центральная улица наша, в следующем году начнем другую усиленно делать.

У нас выстроены приоритеты, в зависимости от количества денег, которые мы получим. Приоритет номер один, последние, наверное, лет семь-восемь, если не больше — это здравоохранение. Но у нас есть проблемы, связанные еще и с кадрами, и с материальной базой, поэтому мы целую программу намечаем за счет местного бюджета объектов по капитальному ремонту, хотим еще один филиал детской поликлиники открыть, отремонтировать две поликлиники, амбулаторию и так далее, женскую консультацию — целая программа есть.

Безусловно, у нас новые микрорайоны есть, где требуется также внимание со стороны, именно по медицине. И, конечно, традиционные вопросы — это реконструкция дворов, детские, спортивные площадки, весь комплекс дорожный, ЖКХ — мы развиваемся интенсивно.

Реклама

Реклама