Игорь Брынцалов: "Реформа самоуправления в области – модель для страны" | 360°

10 июня 2014, 01:51

Игорь Брынцалов: "Реформа самоуправления в области – модель для страны"

Читать 360 в

-

Закон о местном самоуправлении поправили. Президент поставил свою подпись под документом, смысл которого продолжает вызывать споры. Одни эксперты считают, что изменения ни к чему хорошему не приведут. Другие уверены, что поправить закон о местном самоуправлении нужно было давно. Что изменится и как это отразится на Подмосковье, об этом поговорим с председателем Московской областной думы Игорем Брынцаловым в программе "Интервью 360". 

Реклама

- Давайте продолжим обсуждать реформу местного самоуправления. Читая различные мнения на этот счет, становится понятно, что чиновники на местах начинают паниковать. Можно прийти к выводу, что не все поправки понятны. Давайте разберемся, что должно измениться.  - Действительно, закон важный, поэтому он рождает очень много различных мнений, споров. Споры о том, как должно развиваться Подмосковье, как должно жить каждое из муниципальных образований. Мы должны понимать, что тот опыт, который сложился в течение последних пяти лет, когда этот закон уже имел прямое действие, когда избирались главы, что были различные мнения, предложения, в том числе от населения Московской области, как надо управлять. Все знают, как надо управлять, поэтому много предложений и жалоб звучало и в адрес Московской областной думы, и губернатора, особенно на прошедших выборах, когда руководителя региона избирали прямым голосованием населения. Конечно же, все хотели изменений, изменений, которые прежде всего касаются прямых жизненных ситуаций. Если мы возьмем социологию, то первый вопрос: наведите порядок в ЖКХ, дайте нам хорошие дороги, решите проблемы со стройкомплексом. У каждого муниципального образования свои большие или меньшие претензии к главам муниципальных образований, к тому, как исполняются полномочия.

 

Конечно же, вопросов много и они требуют персонального подхода. У нас на территории Московской области 359 муниципальных образований разного уровня. Прежде всего, это 36 муниципальных районов,  35 городских округов, 111 городских и 177 сельских поселений. Приведу простые цифры, из 71-го муниципального района в 56-ти муниципальных образованиях главы избираются напрямую. Та паника, которая была организована или зародилась без анализа тех принципиальных изменений, которые коснулись районов, естественно, требует объяснения. Поэтому мы и хотим пояснять и разъяснять гражданам, что делается всё для того, чтобы  наводить порядок, разделять ответственность, снять те политические напряженности во многих муниципальных образованиях, которые сегодня существуют. Существуют они потому, что некие политические, местные элиты делят совершенно не интересы граждан, а делят имущество, собственность, землю. Давайте по порядку. Допустим, тезис первый, о котором Вы уже упомянули, - регионам дано право самостоятельно определять способ избрания глав муниципальных образований. Когда жители напрямую выбирают из состава депутатов. А что предпочтительнее всего для Московской области? Вы сказали, в процентном соотношении есть какие-то приоритеты.  - В процентном соотношении мы видим, что абсолютное большинство избирается прямым голосованием. Я привел бы примеры, которые на сегодняшний день уже имеются на территории Московской области. Они показали себя с положительной стороны на одной части территории и с отрицательной на другой. Поэтому найти единый механизм избрания глав на всей территории Московской области невозможно. Исходя из специфики. - То есть, оптимального варианта быть не может. 

- Нужно подходить персонально и смотреть, что как будет происходить. Я повторюсь, эта часть закона коснется только тех глав, которые будут избираться из советов депутатов 14 сентября. С остальными мы будем работать дальше. У нас есть полгода для того, чтобы персонально подойти к каждому муниципальному образованию и прописать ту систему формирования советов депутатов, глав персонально. Это коснулось прежде всего 19 районов и 11 городских округов.

Абсолютное большинство глав районов, то есть в 11-ти из 19-ти, будет избираться прямым голосованием. Кроме того, 6 городских округов из 10 тоже будет избираться прямым голосованием. То есть, опять абсолютное большинство. Мы не ограничиваем граждан в прямом выборе. Однако те модели, которые себя уже зарекомендовали, повторились. Мы ничего нового не внесли по большинству муниципальных районов. Эти модели уже работали и в Ступине, и в Люберецком районе. Они себя зарекомендовали. Я не скажу, что у глав стопроцентный порядок во всём, но всё-таки есть положительные экономические показатели. На примере Ступино и Люберец приведу пример: показатели сегодня отвечают тем требованиям, которые хочет реализовать губернатор, и мы не видим, что есть необходимость модель менять. - То есть, эту модель можно перекладывать на другие районы Московской области.  - Естественно. Есть территории, где существует давний конфликт, давние проблемы. И их нужно как-то разрешать. Во многих территориях люди устали от выборов. На последних досрочных выборные кампании, которые проходили три недели назад во многих районах Московской области, была очень низкая явка. 15-17% пришедших граждан, мягко говоря, не соответствуют той массовости, которую объявляют в газетах или интернете политологи и специалисты муниципального управления. 

- Поправки внесут существенные изменения в саму систему. Главам объяснят, чем они должны заниматься: например, порядком во дворах, следить, чтобы все лавочки были на своём месте. Как мне кажется, здесь политики быть не может. А на Ваш взгляд, она имеет право на существование? Именно в Московской области.  -   Конечно, она имеет право на существование, но давайте её поднимем немножко на другой уровень. Хотя бы уровень районов и городских округов. В городских и сельских поселениях должны быть четко расставлены приоритеты. Городские поселения вместе с районом должны решать одни и те же вопросы, а мы зачастую видим, что глава района делает одно, глава городского поселения, которое является центром района, делает другое. Часто они даже не разговаривают друг с другом. А люди требуют простых, понятных решений: порядка в жилищно-коммунальной сфере, порядка в градостроительстве, на улицах, благоустройство, ремонт дорог и т.д.  Этого требует и губернатор, и министерства, которые отвечают за блок работ. 

- Давайте вернемся к началу нашего разговора. До подписания закона президентом глава Госсовета Татарстана обратился к Сергею Нарышкину с просьбой о том, чтобы не торопились с принятием закона именно в таком виде. Тем не менее закон был принят. Критики говорят, что принятые поправки укрепляют полномочия губернаторов.  При желании главы регионов могут сами манипулировать региональными изменениями. Насколько это вероятно в применении к Московской области? Вы согласны с такой позицией?  - Законодательная система начала широко и правильно формироваться в начале XXI века, с приходом к власти Владимира Владимировича Путина. Естественно, мы видели, как выстраивался механизм влияния президента на территории. Чтобы президент, избранный народом, мог также влиять и на тех руководителей, которые, как и он, избраны народом. Чтобы найти инструменты, которые бы помогали взаимодействию, взаимоответственности на территории.

Сегодня заложены механизмы для губернаторов, руководителей территорий, чтобы они несли солидарную ответственность перед гражданами. Губернатор выбирается народным голосованием, и, когда при обращении людей с проблемами, он не может принять четких, правильных решений в нужный момент, это тоже, согласитесь, не совсем верно. Вопрос не заключается в том, что кто-то у кого-то что-то хочет забрать, вопрос заключается в том, чтобы на условиях паритета с теми возможностями полномочий, которые заложены и у муниципалитетов, и у руководства регионов, системно, правильно управлять регионом, не вводя его ни в какие катаклизмы.

Реклама

Реклама