Ученые поняли, почему ВИЧ может вызывать рак

Российские ученые из МГУ и французские исследователи выяснили, почему заражение организма вирусом иммунодефицита может приводить к развитию острых форм рака крови и лимфоузлов. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Биолог из МГУ имени М. В. Ломоносова Егор Васецкий рассказал, что развитие лимфомы Беркитта можно объяснить транслокацией, суть которой в перестройке генетического материала. В ходе этого процесса восьмая и 14-я хромосомы разрываются, а это может происходить с ошибкой. Таким образом, в итоге получается часть восьмой и часть 14-й хромосомы. Такой гибрид и является причиной злокачественного перерождения клеток.

Ученые выяснили, как именно возникает лимфома Беркитта при проникновении ВИЧ в организм. Они наблюдали за В-клетками (родоначальниками лимфомы) при взаимодействии с клетками ВИЧ. Оказалось, что сам ВИЧ в указанные клетки не попадает. Однако это делает часть белков, производимых другими зараженными клетками. Один из таких белков стал Tat. Он и является причиной развития рака.

Когда данный белок попадает в лимфоциты, он пытается выполнять свою роль — «раскручивать» ДНК клетки, чтобы максимально быстро производить новые частицы вируса. В одиночку с задачей он справиться не может, однако ему помогают уже существующие в клетке белки, такие как RAG1. Этот процесс приводит к нежелательным последствиям: разорвавшиеся хромосомы неправильно соединяются и образуют химерную хромосому, которая состоит из частей нитей ДНК. Иногда это приводит к гибели клетки, а иногда — становится основой для образования раковой опухоли.

Однако ученые считают, что не обязательно создавать специальное лекарство для лечения этого явления. Многие антиретровирусные препараты, которые мешают ВИЧ проникать в ДНК человека, блокируют работу гена RAG1, но почему так происходит, ученые не имеют представления. Однако прием указанных лекарств все равно не мешал появлению таких мутаций в клетках, выращенных не в пробирке, а в теле пациентов.

Как считают исследователи, несмотря на низкие концентрации вирусного белка, в организме появляется большое число В-клеток с дефективными хромосомами или накоплением Tat во время, когда пациенты не начали прием лекарств или отказались от терапии.

Ранее американские биологи выяснили, что ВИЧ «прячется» не только в иммунных, но и в защитных клетках, которые находятся во всех органах и тканях человека. Читать далее >>