10 февраля 2017, 13:39

Телескоп «Хаббл» увидел, как белый карлик разрывает гигантскую комету

Исследователи обнаружили в созвездии Волопаса белый карлик, который разорвал на части и поглотил комету невероятных размеров. Размеры кометы в десятки раз больше аналогичных в нашей Солнечной системе. Об этом сообщает «РИА Новости».

Белые карлики обладают свойством распределять всю поглощенную ими материю по своей поверхности слоями. Такие тяжелые элементы, как кислород или кремний, оседают в нижний слой, а водород или гелий поднимаются и оказываются в верхнем.

Материя оседает довольно быстро. Таким образом, следы тяжелых элементов, вне зависимости от их количества, можно будет увидеть только в момент, когда звезда будет поглощать этот материал, полученный из комет, астероидов или остатков планет. Только в этот момент эти элементы можно будет заметить, так как они еще не успеют осесть, и их следы можно будет обнаружить по линиям излучения и поглощения.

Белые карлики буквально перемалывают и съедают планеты. Это было выяснено, когда обнаружили огромное количество горных пород и воды в окрестностях нескольких таких звезд. Ученые также нашли еще один пример подобного хищного поведения звезды, изучив окрестности белого карлика WD 1425+540, который находится от Земли на расстоянии около 170 световых лет в стороны созвездия «Волопас». В спектре звезды обнаружены ярчайшие линии поглощения, связанные с ионами и атомами азота. Факт наличия азота в верхних слоях атмосферы бывших звезд ранее никто не замечал.

«Мы впервые увидели следы азота в спектре белого карлика. Азот является очень важным элементом для нас, одним из основных кирпичиков жизни на Земле. В этом белом карлике содержится очень большое количество азота, гораздо больше, чем мы наблюдали в любом другом объекте в Солнечной системе», — рассказал ученый из Европейской южной обсерватории в Гархине (Германия) Сы-и Сюй.

На звезду «упало» около 200 триллионов тонн азота. Это практически 2% от массы поверхности всего карлика. Масса объекта, который разорвала звезда, примерно равна триллиарду тонн. Это равно массе всей атмосферы Земли, либо 3−4% от массы крупной карликовой планеты.

Особенность замеченного явления обусловлена тем, что подобные объекты такой огромной массы и химического состава еще не были обнаружены ни в пределах Солнечной системы, ни за ее примерными пределами.

Ранее был замечен подобный случай такого поглощения. Жертвой звезды WD 1425+540 стала комета Галлея, чье ядро и газовый хвост содержат большое количество соединений азота, частицы кремния, магния, кальция и других найденных в атмосфере звезды элементов. Разница кроется лишь в том, что масса кометы Галлея была меньше в 100 тысяч раз. По словам ученых, размеры кометы и высокое содержание азота указывают на то, что тело сформировалось на огромном расстоянии от звездной системы, где были достаточно низкие температуры для формирования аммиачного и азотного льда.

Из этого открытия ученые сделали вывод, что они открыли первую крупную комету из аналога пояса Койпера у далекой звезды. Комета пережила смерть светила, у которого сформировалась много миллиардов лет назад.

Если догадка ученых подтвердится, то это докажет, что планеты в этой части звездных систем могут переживать смерть звезды, сброс ее внешних оболочек и трансформацию в белых карликов, а это повышает вероятность найти внеземную жизнь.