14 июня 2015, 11:00

Заболеть небом: где и как получить удостоверение пилота

Читать 360tv в

-

В небольшом подмосковном городе Лыткарино группа энтузиастов при поддержке властей создала авиационный клуб, в котором молодых людей обучают теории и практике полетов. О том, с чего все начиналось, как проходят занятия и с какого возраста можно получить удостоверение пилота сверхлегкого самолета "360 Подмосковье" рассказал полковник запаса, директор спортивного комплекса "Арена Лыткарино" Алексей Георгиевич Петухов.

Фото: http://pixabay.com/

Расскажите, как вы сами увлеклись небом?

–  Я сам в прошлом военный авиатор. Не летчик, но, тем не менее – бортовой авиатор. Есть такие специальности, о которых мы сейчас не будем рассказывать. Моя мечта – летать воплотилась в жизнь буквально в 2010 году, когда я узнал о том, что есть возможность полетать даже таким взрослым дяденькам, как я, в Подмосковье на легких и сверхлегких самолетах. Я этим очень заболел и очень увлекся.

– Приходилось ли вам сталкиваться с аэрофобией?

 – Да, но это не самая страшная фобия. Я считаю, что это интересная фобия. На этой фобии в 30-е годы мы подняли нашу страну в передовые, лидирующие страны мира в вопросах авиации. "Комсомолец на самолет" – этот лозунг до сих пор существует, и я его не списываю. Пусть нет комсомольцев, но самолеты-то остались, молодежь осталась.  Их всех на самолет!

Фото: http://pixabay.com/

– Как возникла идея летной школы для детей?

– Это идея главы города Евгения Викторовича Серегина. Так совпало, что глава города – мой хороший друг. Он сам служил в авиации – механиком, а у тех, кто попадает в авиацию – это на всю жизнь. Когда волею судеб я начал работать в городе Лыткарино, меня пригласил Евгений Викторович, в том числе для того, чтобы организовать здесь авиационный клуб, кружок, – как угодно это можно назвать. Лыткарино – авиационный город, у нас два крупнейших авиационных предприятия, два крупнейших предприятия космической отрасли. Жители города – это в основном те, кто закончили МАИ, МАТИ, Бауманку, авиационно-космические факультеты. То есть, в принципе, город авиаторов. А в городе не то, чтобы авиационного кружка нет. Даже техникумы, которые в 70-е годы готовили специалистов по авиационным специальностям, сейчас этим не занимаются. Город, имеющий рядом такой прекрасный авиационный комплекс – аэродром Мячково, это просто люди мечтают о том, чтобы быть рядом с аэродромом. И не иметь своего аэроклуба – это смешно!

У нас очень много в городе друзей. "Русские Витязи", "Стрижи" – все наши друзья, мы постоянно с ними встречаемся. Летчики-испытатели из Жуковского (он же тоже рядом) –  Пугачев, Богдан, много-много других фамилий, герои Советского Союза, герои России, –  они часто бывают у нас в городе в гостях. Встречаются с горожанами, разговаривают. И для детей это прекрасный опыт, это реальные герои, они с ними общаются, им очень интересно, они хотят быть такими. Пусть хотят! Я не хочу отбивать у мальчика желание стать летчиком! Судьба сама распорядится, быть ему им или нет. Мало ли там, может, здоровье не позволит, но пусть он этим загорится. Не обязательно пилотировать летательный аппарат. Быть в авиации – это тоже наслаждение. В авиации столько прекрасных профессий! Наземных профессий! И штурманы наведения, и диспетчеры, и обслуживающий персонал – это все равно быть в авиации! 

Фото: http://pixabay.com/

– Обучение взрослого пилота – большая ответственность, не говоря уже о детях! Как вам удается их увлечь, как вообще удается с ними работать?

– Глава города попросил меня выяснить, есть ли у нас интерес к тому, чтобы как-то развить это направление, оторвать ребят от улицы, пива и наркотиков и привить интерес к чему-то другому. Например, к авиации. Мы создали инициативную группу из трех человек – авиационных фанатов, бывших военных летчиков. Мы все дядьки возрастные, опытные. Обошли все семь школ города, собрали девятые, десятые, одиннадцатые классы, переговорили. Получили потрясающие результаты! Порядка 500 человек изъявили желание заниматься авиацией. Причем не только самолетами, там и парашютисты были, некоторые захотели воздухоплавание. Было предложение даже обучать девочек на стюардесс, хотя, конечно, этим вопросом надо заниматься с 18 лет.

На данный момент чему вы обучаете?

– Мы опирались на тот момент, что Россия – единственная страна в мире, которая законодательно разрешает заниматься авиационными видами спорта, любительской авиацией и получить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна. Я подчеркиваю, именно сверхлегкого воздушного судна – судна с подъемным весом до 495 килограммов. К этой категории относятся и дельталеты, и паралеты, и сверхлегкие самолеты. В сюжете, который снимал ваш телеканал, показаны эти самолеты. Это вполне приемлемый летательный аппарат, цельнометаллический, с полным оборудованием и оснащением. Для защиты экипажа есть встроенная парашютная система, что обеспечивает безопасность полета где-то на 98,9%, практически на 99%. В жизни, конечно, всякое бывает, но 99% – это очень хороший потенциал для защиты таких экипажей и самого самолета.  А вот легким воздушным судном,  вес которого выше 500 килограммов, можно управлять только с 18 лет. Но там и полеты другие, и количество налетов другое требуется. 

Фото: http://pixabay.com/

 – Что это может дать молодому человеку? 

 – Заболеть небом. Мы же не знаем, что это такое – летать! Как это – летать? Да, самолет – это интересно. Но потом что-то щелкает в груди. Начинается все с "я люблю самолеты", нравится сама машина – эта штука летает, как интересно ей управлять! Я родился и вырос в советское время, и нас тогда обучали немного по-другому. Профессия летчика, героизм летчиков истребителей, просто летчиков, героев войны – это было везде и всегда. Я другой профессии для себя и не видел. Не получилось стать летчиком из-за роста (я высокий дядька), а в авиации существуют пределы. Тем не менее, я все равно без неба не остался: пошел в авиационно-техническое училище, закончил по специальности бортового оператора, летал. Когда в 90-х годах мне пришлось уволиться из вооруженных сил,  я с авиацией не расстался, всегда был рядом. И на финишной прямой непосредственно в нее окунулся и ничем другим заниматься, честно говоря, не хочу. Пусть это будет моя лебединая песня, но я теперь этим буду заниматься уже до конца.  

– Как происходил отбор ребят для обучения?

– Учитывая большое количество желающих, мы провели более строгий отбор, поговорив персонально со всеми. Осталась солидная группа из 45 человек. Мы не рассчитывали на такой коллектив, потому что для успешного проведения занятий, в том числе теоретической подготовки, учебная группа должна состоять из 15-20 человек. А уж летная группа на одного пилота-инструктора, который будет заниматься в дальнейшем с ребятами, должна быть не более 4-5 человек. Исходя из того, что  12-15 человек – это вполне боеспособная учебная группа, с которой можно практически заниматься и доводить этот материал, мы и провели индивидуальные беседы. Так как в процессе обучения, как правило, уходит 30%, отобрали 17 человек, в том числе было 3 девушки. Начали занятия.

Фото: http://pixabay.com/

– Дорогое это удовольствие?

– Вообще, обучение авиации – вещь очень дорогая. Для граждан, которые сейчас работают в аэроклубах, это обходится где-то 270 тысяч рублей. Не каждая семья способна выделить такие средства, их просто нет для того, чтобы обучать ребенка, чтобы он на выходе получил свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна. Мы пошли по другому пути. Мы не ставили своей задачей получить свидетельство пилота. Нашей задачей было оторвать мальчика от улицы, привить ему интерес к авиации, увлечь его этим, дать ему первоначальную подготовку первого курса подготовки пилота сверхлегкого воздушного судна до первого самостоятельного вылета. А дальше – это уже его решение. Захочет он заниматься летным делом – ради Бога! Он может поступать в летное училище. Он просто почувствует, что такое небо, почувствует вкус полета. Мы об этом как раз конкретно с ребятами и их родителями говорили. По итогам всех этих наших разговоров у нас осталось в группе 12 человек.

– И сколько стоит обучение у вас?

– Мы заключили персональные договоры: родители от имени детей заключают договоры с авиакомпанией ЧелАвиа. Договор платный. Понятно, что это обучение ЧелАвия максимально снизила нам цену за час полета. На сегодняшний день она составляет 9300 рублей, хотя везде стоимость – от 10 тысяч рублей. Таким образом, 4 часа – это где-то порядка 36-38 тысяч рублей. Это более-менее приемлемая сумма, которая оплачивается не сразу, а по мере прохождения обучения: налетал мальчик в месяц какое-то количество часов, минут, ему выписывается счет, родители оплачивают. Первого октября глава города принял решение, что 50% суммы, которую оплачивают родители, он будет компенсировать за счет денег, выделенных на дополнительное образование для школьников.

Фото: http://pixabay.com/

– Как построены занятия?

– В процессе занятий теоретическая подготовка для многих показалась скучной. Я знал, что мы работаем с детьми: взрослые люди целенаправленно идут получить какую-то специальность, а детей надо было заинтересовать. Поэтому в период обучения мы объездили практически все близлежащие к городу Лыткарино авиационные клубы. У меня, как у бывшего военного авиатора, очень много знакомых, которые имеют свои клубы, летают в них. По всем своим знакомым я прокатился – и с ними повидался, и ребятам показали, как это организовано, какая авиационная техника. Сделали прекрасный альбом. У нас в том числе и в интернете это все размещено. Ездили в музей авиации в Монино, в музей авиации в Ивановском. В общем, ребят это заинтересовало и очень хорошо легло на теоретическую подготовку. Потом мы договорились с прекрасной авиакомпанией ЧелАвия-Москва, которая пошла нам навстречу и выделила для изучения самолет, приближенный по своим тактико-техническим данным характеристикам к сверхлегкому воздушному судну, на котором ребятам, если они потом захотят, придется летать или сдавать экзамены в Росавиации. Стали его изучать, прошли полный курс теоретической и практической наземной подготовки. И вот мы подошли к полетам.

Все так же как в сюжете, где были показаны моменты, когда мы подошли к полетам.  Это была первая группа мальчиков, которые полетели. Мы не стали брать 25 часов налета, которые положены по программе легкого воздушного судна, выделив  всего 4 часа. То есть, мы не стали сокращать программы, но сократили количество полетов и налет часов по этим программам, просто чтобы дать обкатку по всем имеющимся программам до первого самостоятельного вылета.

Фото: http://pixabay.com/

– Расскажите про ребят, которые у вас занимаются?

– Коллектив у нас целенаправленный, очень увлеченный. У мальчишек глаза горят. Сейчас это им стало очень интересно. Все-таки самолеты, аэродром! Мне вот 65 лет, и то я всегда выхожу на аэродром, чувствую себя просто щенком – это такая радость видеть самолеты, шум, запах этой травы, подгорелой, жженой, керосин – это просто наслаждение! Лучшие духи! В группе осталось 7 человек – мы не всех допустили к полетам, потому что они сдавали по итогам нашей теоретической подготовки экзамены, зачеты. Кто слабо посещал, не ходил на занятия, не смог сдать эти зачеты и экзамены, тот не был допущен к полетам. А дальше у них вся жизнь перед глазами. Захотят летать дальше – пусть они уже самостоятельно с родителями, либо как-то какими-то путями, будут проходить это в частных авиакомпаниях, налет себе делать и сдавать экзамены в Росавиации. Либо это будет у них такой задел, потому что там у нас есть 2 мальчика – выпускники 11 класса, они собираются поступать в летное училище. Когда они будут поступать в летное училище с летной книжкой, где хотя бы 4 часа записано, это уже будет положительный проходной балл. Вот кратко о нашей идее, о практике, как выполняется. 

  – Где проходят ваши занятия?

 – Наша авиашкола существует при доме детского творчества, но я как директор спортивного комплекса "Арена Лыткарино" возьму ее под свое крыло. Сейчас дворец спорта находится в стадии строительства, которое в связи с санкциями немножко затягивается. В будущем это будет полновесный аэроклуб, в котором мы будем заниматься еще и парашютным спортом, и воздухоплаванием, и авиастроительством. Да, будем строить сверхлегкий воздушный аппарат своими силами: есть специалисты, которые готовы это дело возглавить, помочь, рассказать, как это делается. У нас в городе очень мощный авиамоделизм: чемпионат проводим, завоевываем лидирующие позиции. В общем, очень много интересного авиационного в Лыткарине. Приглашаю вас, приезжайте, покажу, расскажу, все увидите, везде побываете, зайдем к ребятам, заедем в ЧелАвиа. И я думаю, что вы тоже загоритесь этим. Это здорово! Многие мои друзья, которые первый раз поднимались в небо, говорили, что все, загорелись, несмотря ни на какие деньги хотят получать пилотское удостоверение. 

Реклама

Реклама