29 октября 2015, 01:14

Стоимость поездки в московском такси оказалась на 34 месте в мире

Читать 360tv в

-

Если считать в долларах США, то услуги московского такси за последние три года подешевели на 5,4 доллара, и в 2015 году обходились в среднем 7,88 доллара за поездку на пять километров. Такие выводы своего исследования обнародовал швейцарский финансовый холдинг UBS. Московское такси оказалось дороже пражского, варшавского, рижского, таллиннского, дубайского и токийского.

Реклама

Исследование UBS под названием Prices and Earnings оценивало стоимость различных потребительских услуг в 71 городе Европы, Америки, Азии и Африки, и проводилось с конца марта по конец апреля 2015 года. При пересчете брался курс около 53 рублей за один доллар США. За единицу измерения была взята цена за поездку на такси на расстояние пять километров в пределах города плюс чаевые таксисту, сообщил свежий номер газеты "Известия".

Подобные исследования проводятся раз в 3 года по традиционной выборке городов. В прошлом, проведенном в мае 2012 года, московские таксисты со стоимостью 13,24 долларов США занимали 22-е место в рейтинге UBS при курсе 30,9 рубля за один доллар. 

Согласно свежему исследованию, самыми дорогими оказались услуги таксистов из Осло -32,1 доллара, Цюриха 27,59 долларов и Люксембурга - 22,34 доллара. А наиболее дешевыми признаны услуги такси Нью-Дели -1,54доллара, Киева -1,59 доллара, Боготы -1,71 доллара и Мумбая -1,81 доллара. Москва со стоимостью 7,88 долларов за поездку заняла 34-е место из 71 городов мира. Российская столица оказалась в рейтинге выше ряда европейских городов, а также Токио, и это - притом, что цены в Европе на бензин существенно выше. По мнению профессора Центра экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, Татьяны Кулаковой, кроме сложно вычисляемой себестоимости поездки, важен еще и спрос на нее. Согласно рейтингу общих расходов на товары и услуги, который UBS рассчитывает по 122 видам товаров и услуг для средней европейской семьи из трех человек, Москва занимает в рейтинге 56-е место с 1735 долларами США в 2015 году, в то время как в 2012 году столица России оказалась на 40-м месте с 2604 долларами. Показатель этот действительно выше, чем в нескольких перечисленных городах: для семьи из Праги он составляет в месяц 1523 долларов, Риги -1529, Варшавы -1632, Таллина -1819. Правда, в Дубае уже 2375 долларов, а в Токио - 2776. Почти все опрошенные газетой представители московских компаний такси заявили, что показатель, приведенный UBS, сильно завышен, хотя им хотелось бы видеть его именно таким.

"Сейчас это на самом деле 250-300 рублей. Многие компании работают фактически на уровне себестоимости, а некоторые даже ниже. Сегодня кризис, не все могут позволить езду в булочную на такси, спрос растет с достатком населения. Но самое главное, новые участники рынка начали нас прессовать и демпинговать. Я говорю о компаниях Uber, "Яндекс.Такси" и Gett (бывшая Gettaxi) - их доля оценивается сейчас на уровне 70%, что позволяет им контролировать ценообразование. Мы, как профсоюз, акцентируем внимание не только на трудовых отношениях, но и на квотировании рынка", - цитирует газета слова заместителя председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Андрея Попкова.

"Стоимость в 400 рублей за 5 километров пути - завышенная. К примеру, у нас в среднем за 5 километров тариф составляет 222 рубля", приводятся слова заместителя руководителя службы такси "Москва 24" Дениса Воронова.

С ним согласен Александр Орлов из компании "Миллениум Такси".

"Цены на услуги такси останутся на том же уровне, поскольку повышать их смысла нет, снижать не позволят расценки на горюче-смазочные материалы", - сказал он.

Татьяна Кулакова из ВШЭ подтверждает, что когда на рынок приходят такие участники, как Uber, Gett, "Яндекс", таксисты "воспринимают это в штыки во всех странах, доходит до забастовок". В 2015 году российские таксисты уже выясняли отношения с этими новыми игроками, безуспешно пытались бастовать, но агрегаторы довольно быстро получили контроль над отраслью.

"Если раньше люди в Москве и Санкт-Петербурге предпочитали пользоваться услугами так называемых "бомбил", потому что это быстро, то сейчас благодаря "Яндекс.Такси" они могут получить легальное такси в рекордно короткие сроки (4-5 минут в Москве и 9 минут в Санкт-Петербурге), Минимальная поездка в "Яндекс.Такси" во всех классах составляет 10 минут и стоит 199 рублей в "экономе", 299 рублей в "комфорте" и 399 рублей в "бизнесе". Стоимость дополнительных минут - 15, 16 и 25 рублей соответственно. Тарифы в аэропорт: 850 - 1050 рублей в зависимости от района. Максимальная комиссия, которую "Яндекс.Такси" взимает с партнеров, - 11%.", - сообщили в пресс-службе "Яндекса".

Но с 10–15% комиссии агрегатору, налогами, лицензией, которая стоит 18 тысяч рублей в год, платой за аренду автомобиля они догоняют легального московского таксиста, и фактически он сегодня отдает даже не 50%, а 65-70% от того, что зарабатывает, считает эксперт в области такси, блогер Владимир Амплеев.

"Заработок с приходом агрегаторов и их ценовой политики снизился. Если раньше таксист за нормальную смену зарабатывал в месяц, не перерабатывая, чистыми примерно 40-50 тысяч, то сейчас он при 8-9-часовом графике имеет на руках за вычетом издержек 20-30 тысяч", - считает Амплеев.

Если в рейтинге такси от UBS Москва находится в середине, то общественный транспорт удерживает город на 50-й строчке. Согласно исследованию, средняя стоимость билета на поездку на метро, автобусе и трамвае в Москве на расстояние около 10 километров, или 10 остановок, весной 2015 года была 0,88 долларов США (около 46 рублей). Самые дорогие автобусы, трамваи и метро в Копенгагене (4,63 доллара), Стокгольме (4,11 доллара), Лондоне (4,04 доллара). Самые дешевые - в Киеве (0,16 доллара), Каире (0,22 доллара) и Джакарте (0,28 доллара).

Средняя стоимость билета на автобус, метро и трамвай в 2012 году, по подсчетам UBS, составляла в Москве 0,85 доллара, на поезде 10,56 доллара (при среднем курсе за май 2012 года - 30,9 рубля за один доллар). 

В рейтинге UBS по стоимости проезда в поезде, Москва заняла 30-е место. Сейчас билет на поездку на поезде на расстояние 200 километров от Москвы, по оценкам UBS обойдется в среднем в 24,6 доллара (около 1,3 тысяч рублей по весеннему курсу). Но это всё еще ниже среднего значения по таблице для 61 города, которое составляет 27 долларов. Самые дорогие услуги в Женеве (77,55 доллара), Лондоне (74,02 доллара) и Цюрихе (73,39 доллара). Самые дешевые железнодорожные билеты - в Маниле (1,01 доллара), Мумбае (1,75 доллара), Бангкоке (3,26 доллара) и Киеве (3,28 доллара).

"В конечной стоимости проезда по любой системе пассажирского транспорта, прежде всего, учитывается пропускная способность (то есть какое количество людей в час можно провести и с какой скоростью), стоимость строительства и эксплуатации. Метро - абсолютный лидер в пассажирских перевозках столицы. 75% москвичей либо постоянно, либо периодически им пользуются. Затем идет «Мосгортранс», то есть все автобусы, троллейбусы, трамваи. Далее электрички, а следом за ними частные перевозчики, маршрутчики и такси. Механизмы ценообразования непрозрачны - что у государственных, что у частных перевозчиков. Крупные перевозчики, такие как метро или "Мосгортранс", все-таки учитывают, что они выполняют прежде всего социальную функцию, исходят из покупательной способности населения и макроэкономических показателей"- сказал директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко.

Он не считает, цену на общественный транспорт завышенной или заниженой за пределы окупаемости.

"Таксисты говорят, что цена на перевозки сейчас занижена, но она занижена относительно желаемой маржи, а не относительно предела окупаемости. Наоборот, как мы видим, на таксомоторный рынок идет приток. А что касается стоимости билетов в метро, то там все засекречено и объективных данных нет. Я думаю, что они работают на пределе окупаемости. У мосгортрансовских автобусов и троллейбусов цена билетов, возможно, даже завышена, но это связано с новым подвижным составом, с тем как они его эксплуатируют, плюс у них еще ремонтные работы ведутся на некоторых объектах. Электрички Центральной пассажирской пригородной компании работают в небольшом плюсе в отличие от всех перевозчиков в этом сегменте", - сказал Трофименко.

Реклама

Реклама