"Смотришь куда-то и видишь фигу": недосып пилотов мог привести к крушению Ту-154 | 360°

14 марта 2017, 14:13

"Смотришь куда-то и видишь фигу": недосып пилотов мог привести к крушению Ту-154

Читать 360 в

-

Усталость, боязнь второго пилота сделать замечание командиру и назначение рейса на ночь могли стать причинами крушения самолета Минобороны РФ Ту-154 под Сочи. Президент Шереметьевского профсоюза летного состава, летчик Игорь Дельдюжов прокомментировал телеканалу «360» последние данные об авиакатастрофе, произошедшей 25 декабря 2016 года.

Реклама

Как сообщили источники «Коммерсанта», техническая часть расследования крушения завершена. Согласно полученным данным и составленной 3D-модели, самолет сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа Романа Волкова.

Пилот мог быть дезориентирован в темноте из-за плохой видимости. Возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты, в то время как самолет снижался.

Всевозможные иллюзии бывают, поэтому, конечно, надо выполнять полет по приборам и не полагаться на свое зрение и внешние какие-то объекты. Надо лететь, глядя внутрь кабины, на указатель скорости, на авиагоризонт — летчик Игорь Дельдюжов.

По его мнению, главной причиной крушения могла стать усталость пилотов. Самолет Минобороны вылетел с военного аэродрома Чкаловский (Подмосковье) в Хмеймим (Сирия) в ночь на 25 декабря. В Моздоке (Северная Осетия) он должен был дозаправиться, но из-за погоды сел в аэропорту Сочи. Оттуда он вылетел в 2:25 ночи (5:25 по московскому времени).

У меня другая версия. Это усталость. <…> Днем что они делали? Они на службе были, скорее всего, а не отдыхали. Зачем надо было [назначать] этот рейс ночной, какой смысл? Военный самолет, что он, летает круглые сутки? Вот это мне было с самого начала непонятно, кто это поставил и планировал, лететь в Сирию в полвторого ночи — летчик Игорь Дельдюжов.

Учитывая, что Волков мог быть дезориентирован, по мнению Дельдюжова, среагировать должен был второй пилот. Это относится к методике обучения персонала Crew Resource Management (CRM) или управлению возможностями экипажа, которая учитывает человеческую ошибку в качестве главного фактора катастрофы.

Почему второй пилот не вмешался? Странно, он должен, естественно, тоже следить за параметрами полета и докладывать. И если другой летчик не реагирует на эти замечания, то он должен взять управление. Это обычное CRM. Не знаю, как в армии проходит это, делают это или нет. В Гражданской авиации такие вещи отрабатывают на тренажере. <…> А как военных готовят, я не знаю. Может, у них сильное почитание командира — летчик Игорь Дельдюжов.

Эксперт считает, что это был «абсолютно нелогичный ночной полет». Он привел данные Международной организации гражданской авиации (ИКАО), согласно которым в 30% катастроф сопутствующим фактором является усталость. Дельдюжов еще раз обратил внимание на отдых экипажа перед полетом, который стоит проверить.

Я бы на это внимание обратил. Проверить их предполетный отдых. А там совсем другие реакции, если бы он выспался, он бы среагировал. А тут смотришь куда-то и видишь фигу — летчик Игорь Дельдюжов.

Самолет Минобороны РФ Ту-154 потерпел крушение утром, 25 декабря, в акватории Черного моря. Лайнер выполнял рейс в Сирию. На его борту находились 92 человека. В авиакатастрофе погибли съемочные группы Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда», знаменитая Доктор Лиза, а также солисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова.

 

Реклама

Реклама