Исторические колеса. Для чего россияне покупают ретро-автомобили | 360°

12 ноября 2018, 13:24

Исторические колеса. Для чего россияне покупают ретро-автомобили

Читать 360 в

Автомобилисты в Москве испытывают много стрессов: они, нервничают и скучают, когда стоят в пробках, сетуют на повышение цен на бензин, злятся на грубых гаишников. Однако, есть люди, нашедшие средство от серости и печали — они купили ретро-автомобили. «360» пообщался с несколькими любителями раритетных машины и выяснил, что толкает их на приобретение старинного автомобиля и какие эмоции они испытывают во время поездок.

Философия советских машин

Юрий, юрист, владелец ГАЗ13 «Чайка».

Реклама

Можно сказать, что «Чайка» и советские машины вообще — это мое хобби. Благодаря нему я познакомился и подружился с совершенно разными людьми и в России, и за границей. Там этим обычно увлекаются выходцы из бывшего СССР или люди, у которых родственники жили в Союзе. Вот как бывает: страны на геополитической карте уже нет, а теплые чувства к ее автомобилям остались.

Владельцы таких машин обычно помогают друг другу, поддерживают. Это очень интересно, когда тебе нужна какая-либо деталь, при этом у тебя на руках оказываются две коробки передач, а потом ты находишь человека, у которого есть две необходимые тебе запчасти, и вы обмениваетесь.

Процесс реставрации всегда захватывает. Ты покупаешь ветхий автомобиль, а потом ловишь легкую эйфорию, когда находишь нужный оригинальный узел или другой агрегат где-нибудь в Нижнем Новгороде или вообще в другой стране.

Кроме того, у владельцев советских машин, есть своя «тусовка», мы стараемся друг друга информировать о приближении того или иного мероприятия, на котором могли бы собраться. Обычно ретро-заезды бывают на городских праздниках, например, на Дне города. В этом году был крупный выезд на 9 мая. Я катал ветеранов на открытом кабриолете.

Вообще несомненным плюсом ретро машины является то, что автомобиль всегда вызывает положительные эмоции. На моей практике и по рассказам людей никогда не было случаев озлобленности со стороны населения. Все уступают дорогу, показывают большой палец.

Если сравнивать с современным автомобилем в том же ценовом диапазоне, то «Чайка» выиграет значительно больше внимания. Жителя Москвы уже никаким новым Rolls-Royce или Lamborghini не удивишь. А когда припаркуешь советскую машину где-нибудь около театра, обязательно кто-нибудь подойдет, сфотографирует или попросит открыть капот.

У меня часто спрашивают, удобно ли управлять этой машиной. Отвечаю: с точки зрения советского автомобиля, от которого ожидают равномерное ускорение, движение, плавный ход, он полностью отвечает поставленным задачам. Но, конечно, ход времени нельзя остановить, у современных авто больше мощности, удобства, к тому же всякие электронные гаджеты играют роль.

Основная разница между советскими и современными автомобилями заключается в самой философии вождения. Когда создавали машины 60−70-х годов, отталкивались от того, что «рулить» — это просто работа.

По большому счету, «Чайка» предназначена не для водителя, а для пассажиров. А водитель — это исполнитель. На сегодняшний день вождение автомобиля такого же класса обрело функцию управления, отдыха, игры. Именно поэтому философия отношения к машине и к перемещению в пространстве сразу изменилась.

Так и с моей «Чайкой». Кто был ее водителем в СССР — неизвестно. Я запрашивал архивы завода имени Лихачева и выяснил, что она принадлежала Совету министров. Их машины отличало наличие внутрисалонной перегородки, таких было выпущено всего двенадцать. Когда наступила эпоха приватизации, один из бывших партработников выкупил «Чайку», а дальше история ее владельцев легко прослеживается.

Верх пафоса

Сергей, учитель, 29 лет, владелец Cadillac Brougham.

Я долго выбирал себе машину, хотелось что-то старое и необычное, но совершенно не задумывался о лимузине. А потом нашел этот Cadillac в Козельске. Посмотрел, цена приглянулась, состояние хорошее. Когда возвращался на ней в Москву, понял, каким может быть наслаждение от управления. Машина весит две с половиной тонны, идет, как утюг, ни кочек не замечает, ни ямочек. Но и минус есть — больше 90 километров в час не разгонишься.

Когда я еще выбирал машину, я думал построить с ее помощью небольшой бизнес, арендовать для свадеб или фотосессий. С Cadillac так и получилось, он пользуется спросом. Первым делом я отпраздновал на нем свою свадьбу, а потом у меня еще был ряд заказов, причем люди, как правило, попадались неординарные, интересные.

Такую машину обычные люди на свою свадьбу не выберут: это будут либо поклонники ретро, либо те, кто хочет что-то совершенно изысканное на своей свадьбе. С такими людьми и пообщаться интересно, и попытаться вместе сделать праздник.

Как-то раз ребята захотели отпраздновать мальчишник и посчитали, что верхом пафоса будет взять такой старый кадиллак-лимузин. Они распечатали кучу купюр и мы ездили по центру Москвы и выбрасывали «деньги» из окон.

А однажды пришел клиент в ковбойской шляпе. Правда, у них что-то расстроилось, и на свадьбе я не покатался.

Но бывают и курьезные случаи. Один раз во время свадьбы я застрял на резком подъеме вверх по дороге из-за того, что машина целиком нагружена. Пришлось всем выйти и идти пешком.

Один раз приехал в Химки на свадьбу, все загрузились, проехали 50 метров, вдруг автомобиль задымился, пошел запах гари. Женщины вышли, а мужчины в смокингах попрыгали под машину разбираться. Оказалось, отвалился глушитель прижался к колесу, от этого и пошел такой дым. Сначала все поворчали, конечно, но потом выпили и под конец свадьбы уже благодарили меня за такое яркое приключение в такой важный день.

Однако, честно сказать, соорудить свой маленький бизнес у меня не получилось, так как весь заработок от машины шел на ее обслуживание. Да и каждый выезд требует больших психологических затрат, иными словами, нервы выматывает.

К слову, я нередко выхожу во двор и замечаю кучу дворовых мальчишек возле кадиллака. Я их с удовольствием катаю по району, всем радостно, но как только мы подъезжаем к дому, весь мой энтузиазм заканчивается — уже очень трудно припарковать лимузин.

Как и во всем, в моей машине есть и плюсы, и минусы. Одним из больших плюсов являются отношения с гибэдэдэшниками. Ведь со всеми бывает: когда видишь сотрудника на дороге, сердце замирает, даже если ничего не нарушил. А теперь они хоть и провожают меня пристальным взглядом, но не штрафуют, а порой и «класс!» показывают.

Возможно, за два года вождения за рулем кадиллака 1985-го года я еще не стал истинным ценителем ретро, но могу точно сказать, что наличие такой машины позволяет накапливать различные интересные истории гораздо быстрее, чем обычный автомобиль.

Символ эпохи хиппи

Дмитрий, музыкант, 29 лет, владелец Volkswagen T1

Семь лет назад я все бросил, собрал рюкзак и уехал путешествовать в Латинскую Америку. Жил в Эквадоре на берегу Тихого океана, понемногу занимался серфингом. В один прекрасный день в эту деревушку приехали ребята на хиппи-автобусе с досками на крыше. Они путешествовали на нем из Аргентины. Когда я увидел их — счастливых серфингистов-путешественников — у меня появилась мечта, что когда-нибудь у меня тоже будет такой автобус и я поеду на нем к океану.

Спустя полгода мне пришлось вернуться в Москву. Здесь многое изменилось, пока я жил на другом конце земного шара. Многое стало непривычно. Первое время было много забот, много денежных трат, поэтому о своей мечте, казавшейся тогда очень далекой, я вспоминал все реже.

Но спустя какое-то время я наткнулся в интернете на фото хиппи-автобуса и снова загорелся. Начал читать про них, искать варианты и так, на одном из форумов, познакомился с Юлием, у которого на тот момент уже было несколько ретро-Volkswagen. Со временем наше общение переросло в полноценную дружбу.

На тот момент в продаже не было подходящих вариантов, машина ведь редкая. Но как-то раз мне неожиданно позвонил Юлий и предложил продать один из своих «бусов», так как у него возникла острая необходимость в финансах.

Это была модель Т2 — второе поколение легендарных микроавтобусов Volkswagen. Я не раздумывал ни секунды, продал свою обычную машину, занял немного денег — и стал счастливым обладателем автомобиля, который не ездил. Однако, вложившись еще немного в ремонт двигателя, я сумел это исправить.

Этот автобус очень классный, он подарил много приятных эмоций и мне, владельцу, и случайным прохожим… Но мы с Юлием мечтали иметь в гараже именно модель Т1, или как его называли Bulli (бычок), а в Америке просто Bus (автобус). Это «тот самый», первый микроавтобус, символ целой эпохи хиппи и серф-культуры.

Конечно, такая модель более редкая и дорогая. Сейчас в России около семи машин на ходу. Купить обоим по такому автобусу у нас не было возможности, поэтому мы решили объединиться.

Все мои друзья и многие родственники были уже в курсе насчет моей «болезни» на тему ретро-машин. Благодаря этому до меня дошел слух, что мой очень дальний родственник в Польше недавно привез себе Т1 из Бразилии. Их там очень много, так как в Бразилии находился завод Volkswagen по выпуску моделей Т1 и Т2. У моего родственника получилось привезти этот автомобиль благодаря его другу, тоже поляку, который живет в Бразилии. Он помог ему с покупкой и оформлением документов.

Мне самому, конечно, провернуть такую покупку было бы просто невозможно, поэтому я попросил своих польских товарищей о помощи и начал днями напролет изучать местные сайты по продаже автомобилей.

И не сразу, но нашел подходящий по состоянию и бюджету вариант. Его владельцем оказался очень приятный мужчина по имени Паоло. Он работает священником и настоятелем в местной католической церкви в деревушке недалеко от Сан-Паоло. Он возил на ней разные приходские вещи, свечи.

Автомобиль священника достался ему от отца. Он, конечно, был не в лучшем состоянии, учитывая годы, но оставался на ходу, в родной краске и не со сгнившим кузовом!

Используя онлайн-переводчик и знания испанского я долго переписывался с ним, уговорил подождать нас, пока мы по своей длинной цепочке с польской помощью сможет осуществить покупку.

Морем автомобиль прибыл в Польшу, где мы с Юлием его встретили и повезли в Москву. На таможне было много сложностей. Там потратили кучу денег, так как по правилам таможни нужно заранее оплачивать депозит в евро, равный сумме растаможивания автомобиля, а если курс изменится, машину просто не пропустят. Были и проблемы с эвакуатором.

На границе с Евросоюзом эвакуатор не пустили в Москву, так как через этот переход проезд грузового транспорта с недавнего времени запрещен. Изменить переход нельзя, так как его оформляешь еще в Москве. Белорусы эвакуатор пропустили, а поляки развернули. Благо, быстро нашли приятеля-белоруса, согласившегося срочно выехать в Европу и дотащить до границы с Беларусью Т1 на легковом автомобиле. Потом еще долго мучались на каждом посту, пока оформляли машину, проводили на каждом сутки, а то и больше.

Наконец, когда машина оказалась в Москве, начали ее реконструировать. Все детали искали оригинальные, заказывали их из США и Бразилии. Конечно, с нынешним курсом доллара каждый заказ, даже по мелочи выходил очень затратно. Для меня такие траты не проблема, я не женат, у меня нет детей, мне проще выделять средства на свое увлечение и тратить меньше на себя. А вот у Юлия семья, трое детей, наверное, его жена бывает не очень довольна покупкой Т1.

Хотя у нас есть один знакомый, который тоже занимается ретро-машинами. Когда его жену спросили, как она относится к увлечению мужа автомобилями, она ответила: «Пусть лучше тратит деньги на авто, чем на другую женщину».

Но несмотря на то, что содержать такую машину — дорогое удовольствие, она может еще и приносить доход. Она узнаваема, ее часто арендуют на серф-фестивали, хиппи-ярмарки, просто фотосессии. Недавно машина участвовала в съемках рекламы чипсов. Ролик отсняли, но обещали запустить в следующем году. Это было так интересно, никогда бы не подумал, что на съемках ролика может быть задействовано около пятидесяти человек.

Да, несомненно, автомобиль забирает много сил, но и многое дает. Очень радует, когда в пробке озлобленные, хмурые и серые лица вдруг начинают улыбаться, замечая твою машину — такой желтый луч света. А еще я стал ближе к своей мечте: когда-нибудь перестать бесконечно ремонтировать автомобиль, довести его до нормального состояния и уехать путешествовать.

Реклама

Реклама