• 20 июня 2019, 12:15

    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе

    В Жуковском установят памятник самолету Ту-144. Сейчас над авиалайнером завершают реставрационные работы и готовят его к транспортировке на место. Один из немногих самолетов сверхзвуковой гражданской авиации будет жить на улице Туполева.
    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе

    «Это единственный самолет у нас в стране, у которого основной режим полета, крейсерский режим, проходил на сверхзвуковой скорости. И в то же время на высоте 15-18 километров, где ничего, по сути, не летает», — говорит обслуживающий специалист Ту-144 Алексей Амелюшкин.

    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе | Изображение 1
    Источник фото: телеканал «360»

    Идея создать сверхзвуковой самолет для гражданской авиации родилась в 60-х годах. Тогда британо-французские конструкторы уже работали над «Конкордом», чуть позже в конструкторском бюро Туполева приступили к работе над Ту-144.

    «Это действительно легенда. Здесь было очень интересно всем: конструкторам, инженерам, техникам», — рассказывает Алексей Амелюшкин.

    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе | Изображение 2
    Источник фото: телеканал «360»

    Его хотели использовать почти как телепорт. Полеты в Хабаровск, Гавану, Токио стремились сделать короче в разы. Самолет в Жуковском был последним из 144-х, использовался как летающая лаборатория для исследований NASA.

    «Все системы здесь выстроены очень продуманно. Системы кондиционирования на одной стороне, топливные баки на другой. 14 топливных баков, вся система работает с этого пульта», — говорит обслуживающий специалист Ту-144 Алексей Амелюшкин.

    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе | Изображение 3
    Источник фото: телеканал «360»

    Чем могли обеспечить этот борт тогда — всем обеспечили. Даже установили автопилот на взлет и посадку, чего не было почти ни на одном советском самолете. Да и все остальное было сделано специально для него. Но у самолета были и очевидные минусы. Возможно, из-за холодной войны его стремились сделать максимально быстро. Потом произошла катастрофа на авиасалоне под Парижем.

    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе | Изображение 4
    Источник фото: телеканал «360»

    После этого фиаско стало значительно сложнее продвигать идею сверхзвуковой гражданской авиации. На первый план стал выходить очевидный минус не только Ту-144, а вообще сверхзвука: безумная дороговизна во всем.

    От сверхзвуковой гражданской авиации полностью отказались в 2000-х годах. Тогда же один из своих последних полетов совершил и Ту-144 в Жуковском. Теперь этот самолет, с бортовым номером 77-115, готовят к тому, чтобы сделать памятником. После завершения работ машину транспортируют на место.

    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе | Изображение 5
    Источник фото: телеканал «360»

    «Памятник мы установим в августе. Хотим, чтобы он стал точкой притяжения, туристическим местом, которое будет привлекать туристов не только из Москвы, но и со всей России», — сказал председатель совета фонда «Легенды авиации» Михаил Агафонов.

    «Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе | Изображение 6
    Источник фото: телеканал «360»

    В планах у организаторов — создать лучший памятник такого типа в стране. После установки внутри хотят сделать интерактивный музей, а вокруг самолета уютный сквер.