29 сентября 2016, 17:21

Эксперты объяснили, почему реформа ОСАГО нуждается в доработке

Читать 360tv в

-

Поправки к законопроекту об автостраховании, разработанные Минфином РФ и Центробанком, будут рассмотрены Госдумой после 5 октября Многие эксперты считают, что реформа может создать множество проблем всем троим участникам схемы страховой компенсации: страховщикам, автосервисам и автомобилистам. Специалисты объяснили, почему законопроект нуждается в доработке.

Реклама

Как в Европе: решают страховщики

Основное нововведение реформы состоит в том, что теперь страховые компании будут решать, получит потерпевший денежную компенсацию или его машина отправится на ремонт за счет страховщика. Ранее это решение принимали сами автовладельцы.

«Главная проблема, с которой столкнутся автовладельцы — отсутствие выбора между получением денежных компенсаций и проведением ремонта, то есть при возникновении ДТП в 90% случаев автомобиль будет отремонтирован. До настоящего момента в московском регионе только 25% автомобилистов, попадавших в ДТП, выбирали ремонт автомобиля при возникновении страховых случаев, остальные предпочитали получать выплаты в денежном эквиваленте. Вариант денежных возмещений остается, но получить их можно будет только в случае невозможности восстановления авто, если расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля или если у страховой компании не будет возможности осуществить восстановительный ремонт», — сказал генеральный директор «Ауди Центр Варшавка» Роман Приходько.

Почему это плохо

С одной стороны, перспектива оптимистичная: автомобилисты сами смогут выбрать автосервис, в котором будет «лечиться» его машина. Планируется, что в список аккредитованных Центробанком СТО для осуществления страхового ремонта войдет четыре тысячи сервисов. Но по факту итоговый перечень значительно сократится, считает заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Андрей Барсуков.

«Страховые компании почти никогда не делают предоплату за направленного клиента, а перечисляют деньги (зачастую с большой задержкой) только после того, как ремонт уже выполнен и клиент расписался во всех документах об этом. А для выполнения ремонта автосервису необходимо заранее закупить запчасти и материалы. С учетом доставки в регионы это может занимать до нескольких недель. Финансово это достаточно проблематично почти для большинства игроков рынка (банки предпочитают их не кредитовать). Все это может привести к нестабильности списка автосервисов, с которыми будет работать та или иная страховая компания. Кто-то будет отказываться от такого сотрудничества, другие же, наоборот, делать на него ставки. Поэтому пожелания многих автовладельцев, чтобы список мест ремонта, который они видят при выборе места покупки полиса ОСАГО, и тот, который окажется в момент направления на ремонт, был один и тот же, скорее всего несбыточные мечты», — пояснил эксперт.

Из-за увеличения загрузки в сервисах, вероятно, будут возникать очереди на несколько недель вперед, в таком случае вполне возможно, что разбитую фару владельцу будут менять месяц.

Кто крайний

Несмотря на то, что автомобилист может самостоятельно выбрать сервис, выбор запчастей остается за СТО, а от этого могут пострадать не только автомобилисты, но и страховщики. Отвечать за качество ремонта будет страховая компания. По мнению территориального директора АО «СОГАЗ» по ЦФО Алексея Кириенко, это не самое логичное решение.

«Страховщик не занимается технологическими процессами и поставкой запасных частей и материалов для ремонта. Не может он контролировать и работу сотрудников СТО. В этих условиях задача страховщика — предоставить клиенту список СТО, с которыми заключен договор на ремонт; в кратчайший срок согласовать выявленные в процессе работы скрытые повреждения и своевременно и в полном объеме оплатить счета СТО», — пояснил эксперт свою точку зрения.

По мнению Барсукова, по факту страховщики не смогут гарантировать, что вам добросовестно отремонтируют автомобиль, а отвечать за это им придется только в том случае, если клиенты начнут жаловаться.

«В каком размере и на основании чего страховщик будет отвечать за ремонтников — покажет практика (скорее всего, судебная). Во многих регионах автоюристы уже подготовились к нововведениям. Заметно больше стало экспертов, способных проводить независимую экспертизу качества выполненного ремонта. А вот страховые компании, видимо, о контроле качества и сроков ремонта пока и вовсе не задумываются. Во всяком случае, я не слышал ни об одном из фактов создания каких-то новых подразделений или найме дополнительных сотрудников (по данному направлению). Скорее всего, все будет как всегда — обо всех проблемах страховщики станут узнавать, только если клиент решится направлять претензию или подавать иск в суд», — сказал он.

А случаи некачественного ремонта, безусловно, будут. По оценкам экспертов РАМК, только треть действующих в России автосервисов, включая официальных дилеров и полулегальных гаражных мастеров, оказывают услуги, выдерживая все нормативы и стандарты, и не используя низкокачественные или уже бывшие в эксплуатации запчасти и материалы.

Эксперты считают, что инициатива об ответственности сторон при урегулировании убытков по ОСАГО в форме натурального возмещения (путем ремонта автомобиля) нуждается в доработке.

«Кидалово во всероссийском масштабе»

Реформа предполагает, что в ремонте могут использоваться бывшие в употреблении запчасти. Председатель комитета по независимой технической экспертизе транспортных средств Российского союза автостраховщиков Сергей Дорофеев утверждает, что восстановленные детали - это нормальная практика, б/у запчасти ставят на автомобили во всем мире. Но, по мнению координатора общественного движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, именно это главный недостаток будущих нововведений в РФ.

«То, что б/у запчасти будут использовать, это просто чудовищно. Это означает, что они только их и будут использовать, потому что это в два раза дешевле. Будет следующее: вы приезжаете в автосервис, они вам говорят, что страховая компания оплачивает б/у запчасть, соответственно, если ты захочешь, чтобы новые поставили, заплати, там, 50 тысяч рублей. В зависимости от ремонта. Натуральная схема убита полностью. Это просто катастрофа. Это кидалово во всероссийском масштабе, причем крайними здесь будут не страховые компании — они очень удачно перевели стрелки. Крайними здесь будут сервисы», — сказал он.

Деление полисов по лимиту

Пока что обсуждение предложения Минфина о разделении полисов по лимиту выплат решили отложить. И правильно сделали. Подобная градация, во-первых, уже существует, а во-вторых, не очень-то пользуется спросом, заявил представитель РАМК Андрей Барсуков. По его мнению, это может создать новую проблему для автомобилистов — страховые компании начнут навязывать им более дорогие варианты страхования.

«Предложение, конечно же, интересное. Но, как говорится, «все новое — это забытое старое». Уже давно существует добровольное страхование дополнительной ответственности ДОСАГО, предполагающее увеличение лимита выплат по ОСАГО за дополнительную небольшую доплату. К сожалению, за последние пять лет всего лишь менее 1% автовладельцев воспользовались такой возможностью. В связи с этим, на мой взгляд, вряд ли новые полисы ОСАГО с повышенными (по сравнению со стандартными) лимитами будут пользоваться спросом — если, конечно же, не будут «добровольно-принудительно» продаваться клиентам по аналогии с текущей ситуацией, когда купить обычное ОСАГО без приобретения какой-либо дополнительной страховки или ненужного сервиса во многих регионах очень проблематично», — пояснил Барсуков.

В этом с ним не согласен официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. Во-первых, он заявил, что такой вид страхования, как ДОСАГО — довольно популярный продукт.

«В Москве еще год-два назад подобный продукт приобретал (по разным оценкам) каждый третий — пятый водитель», — заявил Нехайчук.

Эксперт считает, что новые полисы, если они все-таки будут разделены, будут пользоваться спросом в некоторых регионах.

«Полисы будут пользоваться спросом, например, в Москве, где большая часть автопарка — это автомобили с рыночной стоимостью от миллиона и выше. Ответственные водители, которые понимают, что могут случайно в ДТП повредить чужой автомобиль стоимостью в два-три своих годовых заработка, несомненно, предпочтут использовать продукты с расширенными лимитами выплат. Стоит отметить, что и ДОСАГО справлялось с ролью такой защиты прекрасно», — добавил эксперт.

Старый советский бюрократ не верит в реформу

Подводя итог, можно сказать, что реформа имеет много «дыр», некоторые нововведения невыгодны страховщикам, другие — автосервисам, третьи — автомобилистам. По мнению председателя комитета по независимой технической экспертизе транспортных средств (РСА) Сергея Дорофеева, те поправки, которые планируют обсуждать ЦБ и Минфин не могут быть приняты в том виде, в каком они утверждены этими ведомствами.

«На мой взгляд, взгляд старого советского бюрократа, этот проект нельзя было принимать за основу. Он, к сожалению, не решает многих концептуальных проблем. Какие-то поправки Госдума примет, но удобоваримого варианта не будет, он создаст проблемы и страховщикам, и потерпевшим, и даже ремонтникам. <…> Сегодня система к массовому переходу на натуральное регулирование не готова и готова быть не может», — заявил Дорофеев.

Реклама

Реклама