facebook_pixel
  • 15 октября 2015, 02:06

    Авиакомпании могут обязать платить пассажирам больше и чаще

    В Госдуму внесен проект изменения Воздушного кодекса РФ.

    Авиакомпании могут обязать платить пассажирам больше и чаще

    Депутатами Госдумы подготовлен законопроект, предусматривающий серьезное ужесточение ответственности авиаперевозчика перед пассажиром в случае задержки рейса, опоздания в пункт назначения пассажиров или их багажа. Предлагается обязать авиакомпании не только возвращать стоимость билета за задержку рейса, но и выплачивать неустойку. Законопроект "О внесении изменений в статьи 108, 120 Воздушного кодекса РФ" подготовлен депутатами фракции ЛДПР, сообщила в своем свежем номере газета "Известия".

    Сейчас, согласно пункту второму статьи 108 Воздушного кодекса России, авиакомпания возвращает стоимость платы за перевозку, в случае если произошла задержка отправления самолета, но в статье не оговорено, по чьей вине должна произойти данная задержка. Это порождает судебные споры, которые, по мнению депутатов, удастся избежать, если внести поправку о том, что компания не отвечает за задержку рейса лишь "по не зависящим от перевозчика причинам, в том числе вследствие непреодолимой силы и по погодным условиям".

    Кроме этого депутат считают, что в статью следует включить новый пункт, который будет четко оговаривать ответственность авиаперевозчика в случае задержки и отмены рейсов по его вине. Так, за вынужденный отказ пассажира от полета в связи с задержкой рейса по техническим или иным зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращается не только стоимость перевозки, но и выплачивается неустойка в размере 25% от суммы провозной платы.

    Положение о возврате стоимости билета и неустойки в 25% за невыполненные рейсы, по словам законодателей, в будущем может коснуться случаев, которые сегодня наблюдаются в связи с банкротством компании "Трансаэро", ежедневно отменяющей десятки рейсов.

    "От срыва сроков отправления-прибытия страдают только наши граждане, а вовсе не компании, которые получают хорошие прибыли. Например, "Трансаэро" отменяет десятки рейсов ежедневно - и вновь это ударяет по людям. Пока компании получают огромные деньги, наши граждане, чтобы просто вернуть стоимость билета, должны обивать пороги многих инстанций. Стоимость билетов у отечественных авиакомпаний, как правило, велика. Поэтому мы пытаемся справиться с этой болезнью, путем внесения изменений в Воздушный кодекс, которые установят справедливость во взаимоотношениях пассажира и перевозчика, дав пассажиру право на компенсацию в случае недобросовестности перевозчика по отношению к нему", цитируют "Известия" слова одного из авторов законопроекта - депутата Ивана Сухарева.

    Также проект закона предусматривает повышение штрафных санкций в отношении авиакомпаний допустивших задержки рейсов и опоздания в пункт назначения.

    В настоящий момент в случае опоздания авиалайнера в пункт назначения по вине перевозчика, на компанию налагается штраф в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% от величины платы за перевозку. Депутаты предлагают поднять потолок штрафа до 75%.

    Партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич считает, что данная законодательная инициатива позволит избежать двояких толкований норм.

    "Нововведения направлены на более четкое регулирование ситуаций, когда имеет место задержка отправления воздушного судна. Так, новая редакция пункта второго статьи 108 Воздушного кодекса во избежание каких-либо сомнений устанавливает право пассажира на возврат провозной платы в случае, когда задержка вылета произошла по независящим от авиаперевозчика причинам, в том числе при наличии обстоятельств непреодолимой силы. Новый пункт 2.1 статьи 108 Воздушного кодекса вводит фиксированную неустойку в размере 25% от провозной платы, подлежащую выплате пассажиру при задержке рейса по вине авиакомпании, а новая редакция статьи 120 Воздушного кодекса увеличивает предельный размер штрафа за задержку в доставке пассажира и багажа с 50 до 75% от провозной платы. В целом вводятся дополнительные гарантии прав пассажиров", - считает юрист.

    По мнению генерального директора "Уральских авиалиний" Кирилла Скуратова, основной причиной задержек рейсов в России являются погодные условия.

    " У нас есть зоны, в основном в восточной части России, где традиционны, например, туманы - это серьезный фактор для задержки рейса. Также задержки рейсов традиционны и для некоторых аэропортов, например в Геленджике. Там так построена полоса, что когда начинается ветер, его обязательно необходимо переждать - и рейс задерживается. Бывают задержки и по причине опозданий пассажиров или снятия багажа тех пассажиров, которые не явились на рейс. По технологии мы должны снимать багаж, но этот процесс, когда уже остается 10 минут до вылета, занимает около получаса. Технические причины тоже могут повлиять на сдвиг времени вылета самолета, но эти причины не являются основными", - цитируют "Известия" слова Скуратова.

    Анастасия Асташкевич - руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов "Чаадаев, Хейфец и партнеры" полагает, что в если законопроект будет принят, авиакомпаниям станет крайне невыгодно задерживать рейсы.

    "Такая редакция Воздушного кодекса вызовет позитивные отклики у пассажиров. Так как они будут себя чувствовать защищенными перед авиаперевозчиком. Более того, таким образом, большинство пассажиров избавляется от головной боли по поводу того, как вернуть деньги, если рейс перенесен на поздний срок, а лететь надо именно сейчас. То есть человек может купить билет на другой рейс и при этом спустя время получить деньги за несостоявшийся полет. Деньги на возмещение средств за несостоявшийся полет компании, разумеется, найдут. Другой вопрос, каким будет процесс возмещения, он может оказаться очень затянут вследствие долгих согласований", - сказала Асташкевич.