15 мая 2019, 16:08

Сберечь дороги или собрать побольше штрафов? Ограничение скорости для авто зимой раскритиковали

Читать 360tv в

Российские ученые выяснили, что если снизить скорость движения автомобилей на шипованной резине зимой, то износ дорог уменьшится, а безопасность на них повысится. Однако не все опрошенные «360» автоэксперты с ними согласились. Некоторые уверены — кроме дополнительного дискомфорта и роста числа штрафов, это ни к чему не приведет.

Эксперимент провели в Российском дорожном научно-исследовательском институте. Один из участников исследования, завкафедрой «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты» Российского университета транспорта (МИИТ) Николай Лушников, рассказал RT, что ограничение скорости автомобилей с шипованной резиной поможет лучше сохранять покрытие и меньше тратить денег на ремонт дорог.

«После 70—80 километров в час износ увеличивается значительно. В связи с этим, если мы ограничим скорость, то это приведет не только к уменьшению износа дорожного покрытия, но и к повышению безопасности движения», — сообщил Лушников.

Кроме этого, минимизация воздействия шипованной резины на асфальт поспособствует уменьшению влияния машин на экологию. К такому выводу исследователи пришли, проанализировав данные столичных автоматических станций контроля загрязнения воздуха за 2013–2015 годы. Оказалось, что самая высокая концентрация частиц, образующихся при разрушении дорожного покрытия, фиксировалась в период использования шипованной резины. А наибольшее скопление частиц наблюдалось у скоростных магистралей.

«Пока мы не можем сказать, на сколько именно [километров] нужно снизить скорость, для этого потребуется дополнительное исследование. Но такая мера уже распространена в зарубежных странах и признана успешной», — заключил Лушников.

Все дело в физике

Доктор технических наук, профессор, завкафедрой «Дорожно-строительные материалы» МАДИ Юрий Васильев выводы коллег подтвердил. В физике, напомнил он, есть такое понятие, как «кинетическая энергия». Величина зависит от массы и скорости движущегося объекта. С учетом массы энергия, с которой шип ударяет о покрытие, пропорциональна квадрату скорости, с которой он с асфальтом взаимодействует.

«Чем больше скорость, тем больше эффект от взаимодействия шипа с асфальтом. За рубежом, во многих странах, шипы просто запрещены. В тех, где разрешены, в обязательном порядке существует ограничение на скоростной режим транспортных средств с шипованной резиной», — пояснил профессор.

В некоторых — 60 километров в час, в других — 90 километров в час. Но такой ситуации, подчеркнул Васильев, как в России, когда авто на шипованной резине может ехать практически с любой скоростью, нигде больше нет. В других странах действует еще одно правило, которое в России только-только начинают применять. Это календарный срок использования шипованной резины.

«А у нас на протяжении многих лет мы и летом могли видеть машины на шипованной резине. Это недопустимо, потому что это сильно портит дорожное покрытие. Хотя шипы эффективны только на обледенелом дорожном покрытии, а на сухом асфальте они снижают безопасность движения, так как зачастую увеличивают тормозной путь», — отметил Васильев.

Водители этот фактор не учитывают и считают, что шипованная резина увеличивает безопасность, а значит, ездить можно, как захочется. Поэтому он не сомневается, что ограничение скорости авто с шипованной резиной в зимнее время поможет как сохранить дороги, так и повысить безопасность на них.

Дополнительный дискомфорт

Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин сообщил «360», что сведения о том, что «шипы убивают дороги», не открытие, а давно известная всем истина. И этот фактор износа дорожного покрытия не ключевой. Гораздо сильнее, по его словам, влияют воровство в дорожном строительстве, использование некачественных материалов, проведение работ в непригодных для этого погодных условиях или установление нереальных сроков ремонта или прокладки дороги.

«И снова, по сути, обвинять автомобилистов в том, что у нас плохие дороги, и создавать им дополнительный дискомфорт я не поддерживаю. Я считаю, что дороги строятся для того, чтобы их использовали, а шипы в наших погодных условиях — вещь необходимая», — заявил парламентарий.

Из-за того, что фактор влияния шипов на дороги в сравнении с другими незначительный, то зимнее ограничение скорости создаст неудобство для водителей, но проблемы износа дорог не решит. Точно так же это не повысит безопасность.

«Я считаю, что это повысит неформальные поборы с автомобилистов. Нужен баланс между комфортными условиями для вождения авто и безопасностью. Иначе вообще можно договориться до того, чтобы ездить со скоростью пять километров в час», — заключил он.

Способ отъема денег

Координатор московского отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин сообщил «360», что в стране с похожим на российский климатом Финляндии использование зимней резины обязательно на всех транспортных средствах с 1 декабря по 1 марта, а в некоторых районах дольше.

«Судя по тому, что состояние дорог у них после зимы лучше, чем у нас, где асфальт сходит вместе со снегом, дело вовсе не в резине и уж тем более не в скорости, с которой водители ездят. Мне кажется, это очередная инициатива для того, чтобы выписывать больше штрафов за нарушение. И не имеет ничего общего с сохранностью дорожного покрытия», — уверен он.

Гораздо эффективнее бороться с сохранностью дорог можно было бы введением санкций против тех, кто ездит на зимней, а то и шипованной резине весной и летом. Это, по мнению Самарина, изнашивает асфальт гораздо сильнее, чем быстрая езда зимой. К тому же на многих дорогах, например, на Минском шоссе, в холодное время года выставляют ограничение в 90 километров в час вместо летних 110. Но это связано с погодными условиями, а не использованием шипованной резины.

Реклама

Реклама