08 ноября 2018, 01:00
«Жизнь ретро бурлит». Что ждать от аукциона раритетных авто в Москве
Выставка-аукцион старинных вещей и раритетных автомобилей откроется в московском Центральном доме художника 9 ноября. «360» пообщался с одним из участников и выяснил, каково быть коллекционером ретро и как на этом можно зарабатывать.
Необычная стоянка
Для разговора о своей коллекции Кирилл выбрал оригинальное место: Музей московского городского транспорта. И недаром, ведь значительную часть экспонатов составляют его личные машины.
«Мне не то чтобы выгодно хранить здесь машины, скорее, просто нравится. Автомобиль здесь на виду, можно кого-нибудь пригласить, показать», — рассказывает он.
Владельцы экспонатов не платят за вход в музей, а только записываются в тетрадь. В любой момент Кирилл может забрать какой-либо из своих автомобилей, а пока они стоят на всеобщем обозрении.
Однако поместить сюда машину не так просто: она должна соответствовать культурно-историческим критериям музея, а также подходить по состоянию и комплектности. Если музей принимает ретроавтомобиль, его хозяин должен заплатить некую сумму за аренду места в экспозиции. По словам Кирилла, оплата небольшая, она варьируется в зависимости от размера автомобиля и его ценности для музея.
«Случайно узнал, что машина ездит»
Заходим в музей и останавливаемся перед первым автомобилем. «Это Renault 1909 года выпуска — самый старый экспонат и в моей коллекции, и в этом музее. Эта модель единственная в России, до этого она 60 лет стояла в музее во Франции», — говорит коллекционер.
Рядом со стареньким Renault стоит автомобиль Clément-Bayard, который всего на три года старше своего соседа. Его Кирилл нашел на одном из сельскохозяйственных аукционов, где бывший владелец-голландец решил продать коллекцию ретромашин, доставшуюся ему по наследству.
«Я случайно узнал, что машина ездит. Когда она приехала в Россию, я обнаружил, что у нее крутится мотор, все приборы имеют признаки работоспособности. В какой-то момент она завелась, мы почистили свечи и разъемы проводов. Конечно, для езды по дорогам общего пользования она не предназначена, но все равно заводится, разгоняется до 20 километров в час», — рассказал Кирилл.
«Круговорот машин в природе»
В западных странах подобные аукционы не редкость. В любом, даже небольшом, городке пару раз в год проводятся выставки, торги или шоу, приходят обычные люди со средним достатком и могут позволить себе прикупить, например, Ford Mustang или Chevrolet Impala за 15-30 тысяч долларов. Человек приобретет такую машину и будет получать удовольствие просто от того, что она у него есть, лелеять, сдувать пылинки, подкрашивать и ремонтировать. А на следующий год он с легкостью продаст свой Mustang и купит новую машину за те же деньги.
«Этот круговорот машин в природе очень здорово стимулирует реставрационные мастерские и сопутствующие фирмы, которые предлагают ремонт, обслуживание, хранение, устраивают шоу, пробеги. В общем, жизнь ретро бурлит», — объясняет Кирилл.
По его словам, в России сложно продать или купить ретромашину. Несколько автомобилей он уже отвез обратно, несколько оставил на хранение за границей. На Западе есть развитый рынок, а в России пока что редки случаи, когда кто-то загорается идеей купить раритет. Сейчас у нас принято дарить ретроавтомобиль в подарок, например, партнеру по бизнесу.
История успеха
Кирилл увлекся ретроавтомобилями в середине 90-х годов. «Предмета обожания у меня тогда не было, просто хотелось купить себе необычную машину», — поясняет коллекционер. Первой ретромашиной стала «Победа» — ГАЗ120 1955 года выпуска, затем был старый Mercedes, а через какое-то время вокруг Кирилла стала собираться группа друзей и знакомых, тоже увлеченных темой раритетных машин. Со временем у любителей ретро количество машин увеличилось, многие хотели продать какую-либо из них, а взамен купить новую, так и возникла идея создания компании «Ретролегенда».
Кирилл поясняет: работая с ретромашинами, можно неплохо зарабатывать на оказании услуг. В компанию обращаются люди, которые хотят иметь красивый автомобиль, но не хотят заниматься сложными процессами покупки или транспортировки, реставрацией или таможенным оформлением.
«За то время, пока я занимаюсь ретромашинами, я привез в Россию уже порядка 800 штук», — подсчитал Кирилл.
Крупную выручку может принести торговля автомобилями. Некоторые старые машины продаются даже дешевле, чем обходится их содержание. А на многие другие компания специально выставляет цену с запасом, поскольку чем старше машина, тем большую ценность она представляет на общемировом рынке. Есть машины, которые дорожают в год на 15-20%, но цена большинства автомобилей растет на 5-10%.
«Также цена всегда выставляется с запасом на торг. Часто приезжает человек, видит машину и ее цену и предлагает в два раза меньше», — подчеркнул коллекционер.
Разумеется, для успешной продажи состояние машины не должно ухудшаться. Поэтому Кирилл предпочитает приобретать автомобили, которые не нужно восстанавливать, хотя в коллекции присутствуют ржавые и дряхлые автомобили, которые компания постепенно реставрирует.
Неистовое мучение для машины
К концу нашего разговора в музей прибыл содиректор «Ретролегенды» Игорь. К музею он подъехал на алом автомобиле Alfa Romeo и начал жаловаться на вечные московские пробки.
«Машины были сконструированы в такое время, когда еще никто не мог подумать, что автомобиль может быть заведенным и передвигаться на уровне „газ-тормоз-газ-тормоз“. К тому же в пробках сложно без правого зеркала, не хватает обзора», — рассказал Игорь.
Его Alfa Romeo за последние несколько лет подорожал более чем в два раза. В 2007 году предыдущий владелец купил машину за 25 тысяч евро, а сейчас она стоит 65 тысяч евро (примерно четыре миллиона рублей).
Кирилл добавляет, что в повседневном ритме жизни ретроавтомобиль неудобен. На такую машину часто плохо влияют погодные условия, а также ее бывает опасно оставлять на парковке, потому что кто-нибудь из прохожих может запросто отломать ручку. Кирилл считает, что это для человека естественная реакция — подергать ручку красивой машины, вдруг она открыта.
«А вот вечером хорошего летнего дня, конечно, я сажусь на какую-нибудь ретромашину и испытываю удовольствие от поездки в центр Москвы или ближайшее Подмосковье», — добавил он.
Помимо подобных поездок, любители ретро участвуют во всевозможных ралли, экспозициях и аукционах. Одним из ближайших событий для владельцев ретромашин будет выставка в Центральном доме художника, которая начнется 9 ноября, а завершится 18-го числа аукционом. На него можно прийти бесплатно, полюбоваться старинными автомобилями и посмотреть, как легко они могут продаваться.
Автор: Елена Линева
Реклама
Реклама