• 04 сентября 2018, 15:29

    Земфира «спела» Бродского. Его друзьям это не понравилось

    Земфира выпустила первую за пять лет песню. Текст композиции «Джозеф» основан на двух стихотворениях Иосифа Бродского: «Румянцевой победам» и «Новые стансы к Августе». «360» узнал мнение экспертов о новой песне.
    Земфира «спела» Бродского. Его друзьям это не понравилось

    Последний студийный альбом Земфиры «Жить в твоей голове» вышел 14 февраля 2013 года. А в августе 2018 года исполнительница пообещала записать новый альбом.

    «Впервые композиция „Джозеф“ прозвучала на закрытом новогоднем концерте певицы для друзей и близких. Затем Земфира еще несколько раз исполняла ее вживую, но запись появилась только сейчас. В создании сингла поучаствовал российский электронный музыкант Mujuice, обложку оформили Рената Литвинова и дизайнер Гоша Рубчинский», — говорится в описании на сервисе «Яндекс.Музыка».

    Поэт был бы против

    Близкий друг Бродского поэт Александр Кушнер отказался прокомментировать «360» песню Земфиры, но отметил, что сам поэт с неодобрением бы отнесся к такой эксплуатации его творчества.

    «Эти песни — совершенно другое искусство и к поэзии не имеют никакого отношения. Наверняка Бродский возражал бы против этого, насколько я его знаю. Потому что в стихах есть своя мелодия, и отнимать ее — портить стихи», — сказал он.

    С этим согласен и другой приятель Бродского Михаил Мильчик. В эфире радиостанции «Говорит Москва» он заявил, что Земфира выбрала стихотворения, которые плохо сочетаются.

    «Мне не понравилось. Дело не в том, что там нет яркого музыкального образа, с моей точки зрения, но и в том, что там в одной песне использованы фрагменты из разных стихов Бродского. Такое может быть в принципе, но тогда должна быть какая-то смысловая связь. Мне кажется, что ее здесь нет. Это просто фрагменты, соединенные одним исполнителем и одной мелодией», — сказал он.

    «Опопсение» русской литературы

    Доктор филологических наук Гасан Гусейнов в разговоре с «360» высказал мнение, что Бродский стал очень популярным автором и какой-то гранью своего творчества соприкасается с поп-культурой.

    «Сначала Бродский был подпольным поэтом, потом стал настольным поэтом. Естественно, что его стихи сначала приобрели популярность за их качество и политический статус поэта, а затем превратились в часть поп-культуры», — пояснил он.

    В мае этого года другая российская певица — Монеточка — выпустила альбом «Раскраски для взрослых». После этого критики отметили, что тексты ее песен «находятся на полюсе Бродского». Исполнительница не раз признавалась, что это ее любимый поэт.

    «Ничего плохого в таком в таком „опопсении“ русской литературы я не вижу. Это неизбежный процесс. В обыденной жизни люди часто цитируют разных поэтов. Поэтому, скорее, к этому нужно положительно относиться», — заключил филолог.

    Созвучие представлениям

    Музыкальный журналист и критик Артур Гаспарян сообщил «360», что к стихам Бродского, с тех пор как они стали разрешенными, музыканты уже не раз обращались. В последнее время это может быть связано с вышедшим на экраны сериалом о поэтах-шестидесятниках. Гаспарян отметил, что образ Бродского был показан весьма ярко и это подстегнуло интерес к его творчеству.

    «То, что сделала Земфира, интересно даже с эстетической точки зрения. Потому что такое препарирование даже самой манеры Бродского очень интересно. Ну и, конечно, это великая поэзия, наше культурное наследие. Я могу понять людей, которые обращаются к стихам Бродского, потому что в них заложен очень глубокий философский смысл», — сказал критик.

    Обе певицы, так или иначе использовавшие творчество поэта, по мнению Гаспаряна, склонны к философствованию. Вероятнее всего, они находят в произведениях Бродского созвучие своим собственным представлениям о жизни.

    «Но пока я не вижу это явление как некую тенденцию. Я вижу это как некий эксперимент. Просто это как-то неожиданно совпало. Но в целом ничего отрицательного и предосудительного я в этом не вижу. Они как минимум вызывают интерес и заслуживают внимания», — заявил он.

    Земфира не первая обратилась к творчеству русских классиков. Ранее, напомнил критик, Алла Пугачева исполняла песни, положенные на стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама. Перепевали Сергея Есенина и даже Владимира Маяковского. Тот же Андрей Макаревич выпустил целый альбом на основе произведений Булата Окуджавы. Многие стихотворения, уточнил Гаспарян, хорошо ложатся на музыку по содержанию, форме и размеру.