03 октября 2018, 17:15

Зеленое королевство. Смогут ли заменить доллар другой валютой

Читать 360tv в

По данным русскоязычного интернет-издания и информационного бюллетеня The Bell, в недрах российского правительства подготовлен проект документа об отказе от американского доллара как резервной валюты при расчетах в крупных экспортно-импортных операциях.

Это вопрос одной-двух недель, после чего документ ляжет на стол председателя правительства и, видимо, будет утвержден в качестве плана действий. Это предложение совсем недавно прозвучало от главы ВТБ Андрея Костина, подпавшего под жесткие американские санкции. Причем коснулись они как банка, так и его лично. Однако, как говорят источники, предложенные им меры составляют лишь часть того, что разработано ЦБ, рядом крупных банков, Минфином и еще несколькими профильными ведомствами.

Реклама

О запрете хождения доллара пока речь не идет, но будут предложены иные валютные варианты по продаже и покупке нефтепродуктов и других важных ресурсных товаров.

К этому мы еще вернемся, потому что такое решение не просто повод для политологического анализа, но и важнейший сегмент российской экономики, находящейся под давлением как американских санкций, так и жестких экономических мер воздействия со стороны ЕС и стран, претендующих на участие в НАТО и Евросоюзе.

Главная цель – заменить американский доллар в расчетах с торговыми партнерами России на юань, евро и рубль. Таким образом, он будет вынужден отступить от целого ряда крупных проектов в качестве мировой резервной валюты, автоматически лишая возможности американскую федеральную резервную систему и национальную экономику в целом получать привычные дивиденды. Это может несколько пошатнуть более или менее устойчивый баланс на мировых биржевых торгах — «доллар-евро».

Панику этот план вряд ли вызовет, но многих заставит задуматься и приглядеться к новым тенденциям на валютном рынке. Если кто-то полагает, что миром правят только военные с их летальным современным оружием, он принципиально ошибается. Военные — это всего лишь инструмент главной планетарной силы — экономики. Если где-то разворачиваются войны, куда-то поставляется вооружение, кто-то теряет контроль над огромными территориями, значит, такое решение принято не в одних только правительственных кабинетах, а еще и во всесильных офисах крупнейших корпораций и на оперативных площадках мировых валютных и товарных бирж. Всякая война или военный конфликт стоят огромных денег, но конечной целью являются гигантские прибыли корпораций и правительств, прямо или косвенно от них зависящих. Геополитика — это заметный для всех национальный флаг, а руки, держащие его древко, — большая экономика.

Доллар стал мировой резервной валютой очень давно — еще в июле 1944 года. Этому поспособствовала Вторая мировая война, по окончании которой в мире не осталось валют, способных привести крупные проекты к единому денежному знаменателю. Нужен был обеспеченный золотом эталон. США, в отличие от Европы и СССР, почти не пострадали от гитлеровской военной политики. В то же время Штаты располагали самым большим запасом золота в мире (70%, а именно 20 тысячами тонн), который был способен полностью обеспечить их национальную валюту. Война подходила к концу, и ее исход был уже ясен всем.

В июле 1944 года в город Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) съехались более 700 делегатов из 44 стран мира и приняли предложение правительства США назначить доллар мировой «резервной валютой». Америка обязалась обеспечить каждый доллар своим золотым запасом, а страны-участники соглашения увидели в этом выгоду для себя. Она состояла в том, что их товаропроизводитель допускался на американский рынок и получал за это возможность участвовать в самой сильной экономике мира с гарантией выплат, при необходимости золотом.

Таким образом, доллар превратился в средство международного расчета, а крупные американские банки получили возможность держать в своих хранилищах те же деньги, но с уже международным валютным статусом. Приобретателями огромной массы новой мировой валюты после войны становились растущие экономики Западной Европы, Японии, Индии, СССР, Бразилии, Аргентины, а впоследствии и Китая. Чем больше долларов скапливалось на их счетах, тем выше была зависимость стран от внешней политики и экономики Штатов во всех сегментах — от гражданского до военного.

Тогда же был учрежден Международный валютный фонд (МВФ) для контроля за валютными операциями на мировых биржах, выдачи кредитов, включая так называемые срочные, покрытия бюджетного дефицита слаборазвитых государств, находящихся в критическом положении. Появился и Всемирный банк с центром в США, который обеспечивал выстраивание инфраструктур в развивающихся странах, вплоть до стратегических образовательных и медицинских программ.

Первоначально любая страна имела возможность обменять доллар на золото по выгодной цене — 35 долларов за унцию. Однако постепенно Америка утеряла лидерство в добыче драгметалла. Ее оскудевший золотой запас уже не мог обеспечить валюту, накопленную в резервах десятков стран.

Известен случай, когда президент Франции генерал Шарль де Голль в 1965 году потребовал от США золото в обмен на доллары, ссылаясь на то самое Бреттон-Вудское соглашение. Американцы были должны французам всего полтора миллиарда. Иначе, грозился генерал, Франция откажется от военных контактов с НАТО и потребует вывода баз альянса с ее национальных территорий. В те годы США уже инвестировали в одну только Западную Европу 55 миллиардов долларов.

Скандал разворачивался серьезный, тем более именно в это время де Голль совершал турне по Юго-Восточной Азии и заглянул в СССР. У Франции с Союзом уже тогда были проекты в области покорения космоса — в основном речь шла о поставке тонкой французской оптики на наши спутники и космические корабли. Это имело и военное значение.

Следом за Францией с требованием конвертировать накопленные в банках средства в золото выступили Япония, Германия и Канада.

Вот тогда и обнаружилось, что в американских хранилищах осталось золота лишь на 52 миллиарда долларов, а всего за границей Штатов крутились уже 132 миллиарда. Это втрое больше, чем могла обеспечить Америка, которая все же оставалась самой сильной экономической державой. Разразился мировой скандал, и доллар был девальвирован.

В 1971 году президент Никсон объявил, что американская валюта больше не обеспечивается золотым национальным запасом. «Никсоновский шок» стал знаком того, что доллар стоит не больше бумаги, на которой он напечатан. Вот тогда «золотой стандарт» и был упразднен. Получалось, что Америка может включить станок и печатать столько своей валюты, сколько пожелает, ничем ее не обеспечивая.

Поэтому взамен было предложено другое обеспечение, которое первой поддержала Саудовская Аравия – главный в те годы поставщик нефти. Эталоном доллара стала нефть. С того момента и появился термин «нефтедоллары». Страны и международные корпорации, державшие средства на своих американских счетах, получили возможность закупать на них нефть и получать самые крупные прибыли уже не на валютных биржах, а на нефтяных.

Появился еще один термин, определяющий значение нефти для США и всего остального мира: «черное золото». Именно золото, потому что оно и легло в основу обеспечения американской валюты. СССР был вынужден включиться в этот рынок. Во-первых, многие финансовые резервы хранились в американской валюте, а во-вторых, он и сам уже был крупным производителем мировых энергоресурсов. Все экспортно-импортные расчеты в мире по-прежнему велись с помощью мировой резервной валюты — американского доллара.

В его обеспечении участвует и тот важнейший фактор, что США, по данным на 2017 год, являются крупнейшей экономикой мира с самым высоким ВВП. За ними идет Китай, а далее страны первой десятки: Япония, Германия, Великобритания, Франция, Бразилия, Италия, Индия и, наконец, Российская Федерация. В этом рейтинге не учитывается корпоративное участие стран Европы в составе ЕС. А это ведь далеко не маловажный аспект проблемы, которая дает возможность России предложить свой проект валютного резерва.

Так что ожидаемый план российского правительства по переходу в экспортно-импортных операциях на евро или юань, а внутри СНГ — на рубль, свидетельствует о том, что, возможно, наступило время очередных перемен. Хотя какой будет у этого результат и что предпримут в ответ американцы, пока сказать очень трудно. И все же некоторые прогнозы уже строятся. Во всяком случае, такие косвенные приметы, как сокращение объема валютных счетов клиентов Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка на 7,4 миллиарда долларов в прошедшем месяце, свидетельствуют о том, что процесс пошел. Основная часть оттока средств с долларовых счетов пришлась на юридические лица — почти шесть миллиардов.

Ничто не исчезает в экономике бесследно — так или иначе оно появляется в другом месте и в ином виде. Стимулом процесса стало опасение банков насчет возможного отключения от долларовых расчетов вследствие разворачивающихся американских санкций. Ожидается, что эта масса будет направлена на оборот энергоресурсов, что вызовет сначала их дефицитный ценовой рост, а потом довольно заметное падение. Скажется это и на проблеме ограничения добычи нефтепродуктов международным картелем, о котором уже довольно нервно высказался Дональд Трамп. Он утверждает, и не без известных оснований, что США в состоянии не только обеспечить себя собственными ресурсами по энергоносителям, но даже и выйти на первое место в мире по целому ряду важных позиций.

США — это своего рода «зеленое королевство», до низвержения которого еще очень далеко. Однако известно, что шампанского — как престижного премиального напитка — не пьет лишь тот, кто не рискует.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама