21 сентября 2018, 17:41

Заветы Маркса в действии. Как работает конкуренция на рынке вооружений

Читать 360tv в

США впервые ввели вторичные санкции против иностранцев за сделки с Россией. Под удар попал департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР, купивший у нашей страны истребители Су-35 и комплексы С-400.

Основанием для американцев стал их же закон годовой выдержки — «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Ни больше ни меньше. Именно противникам. Мир имеет дело с хорошо обдуманным Белым домом и Госдепом США термином, фактически определяющим главное направление военной доктрины одной из самых мощных военных держав мира.

Реклама

Пекин решил в долгу не оставаться и ясно дал понять Вашингтону, что последствия наступят весьма скоро. Недовольна, конечно, и Москва. Это, по существу, новые ограничительные меры, острие которых направлено именно на Россию. Да еще коснулись одного из самых доходных государственных бизнесов — торговли вооружением.

Министр иностранных дел Китая Гэн Шуан потребовал от США отменить так называемые вторичные санкции — ограничительные меры за сотрудничество с Россией. Тем более речь идет о военном сотрудничестве двух независимых стран. США жестко затрагивают тему национальной безопасности суверенного государства, могучего и расчетливого. Причем не одного, а двух — соседствующих друг с другом. Решать, что необходимо, а от чего следует отказаться, имеют право только правительства Китая и России. Любое вмешательство со стороны в вопросы вооружений расценивается как враждебный акт с далеко идущими последствиями.

Китаю первому досталось от упомянутого закона США. Создан опасный прецедент, который непременно приведет к обострению международной обстановки и быстрому формированию враждующих блоков. Ведь под запрет попали на этот раз не просто торговые сделки, а то, что составляет основу военной доктрины сильнейшего государства. Мир такого еще не видел.

Департамент развития оборудования китайской армии Центрального военного совета и его директор Ли Шанфу внесены в санкционный список OFAC Минфина США (их активы в юрисдикции США подлежат блокировке). Кроме того, китайскому оборонному ведомству теперь нельзя поставлять продукцию и технологии американского происхождения. Ему закрыт доступ к валютным операциям в американской юрисдикции, пишет РБК.

Впервые основанием для санкций против третьей страны стали напряженные взаимоотношения США с Россией в гражданской и военной теме. Раньше это касалось только таких стран, как КНДР, Куба и Иран. Но трудно не согласиться, что удельный вес в производстве и эксплуатации военных технологий и вооружений у всех упомянутых государств и России несоизмерим. Они не столько производили наступательное и оборонное вооружение, сколько покупали или копировали российские образцы. Государства затрачивают столько интеллектуальных и финансовых средств на вопросы производства, покупки и продажи оружия, что вмешательство в процесс третьей стороны провоцирует огромное напряжение, далеко выходящее за рамки обычных двухсторонних отношений. Сама Америка никогда не подпадала под подобные ограничения, хотя занимает лидирующее место в торговле вооружением.

Теперь подобные акции могут быть объявлены Америкой в отношении Турции, Индии и Катара. Турки уже успели предупредить США о том, что не намерены считаться с их взглядом на проблему вооружения страны и собираются приобрести у России современные средства ПВО (С-400). То же самое должно быть поставлено Индии, Катару, Саудовской Аравии и Египту. Американцы угрожают отказать этим партнерам российской военной промышленности в поставке своих боевых самолетов, о чем с некоторыми из них уже давно договорились. Но Китай, например, никогда ничего у США в этой области не приобретал и не планирует. Зато у России покупает шесть дивизионов С-400 на сумму три миллиарда долларов.

Теперь предстоит решать, как обойти эту форму оплаты и предложить другой вариант. Американцы своими антироссийскими санкциями, направленными против третьих стран, объективно провоцируют отказ от работы с их национальной валютой и таким образом опосредованно наносят ущерб собственной финансовой системе. Тут, видимо, вопрос за выбором приоритетов.

Поставка в Китай уже почти осуществлена, хотя в декабре прошлого года часть оборудования при транспортировке была повреждена и вернулась в порт отправки, в Ленинградскую область (Усть-Луга).

Индия намерена приобрести российское вооружение на сумму девять миллиардов долларов. Но ни она, ни даже меньшие по значению в мировом табеле о рангах страны не желают создавать прецедент зависимости своей системы национальной безопасности от США. Госсекретарь США Майкл Помпео, правда, заявлял уже, что в отношении такого крупного торгово-промышленного партнера США, как Индия, применять санкционный пакет не намерены. Это еще болезненнее задело Китай, торговое сальдо которого с Америкой тоже не относится к категории недостаточных или низких. Но санкции против него введены 20 сентября. Таких пощечин Китай никогда не оставляет без ответа.

Лидерами экспорта вооружений являются вот уже более двадцати лет США. На них приходится треть всего мирового экспорта вооружения. В основном это ударная авиация с высокоточными боеприпасами и последние разработки ПВО. Второе и третье место занимают Россия и Китай. Объем их продаж ниже, чем у лидера рынка, но тоже заслуживает серьезного внимания экспертов. Еще ниже объем продаж у Франции и Германии. На этом пятерка главных торговцев вооружением замыкается. На всех вместе приходится 74% всего экспорта оружия в мире. Очень близки к лидерам Великобритания, Израиль и Южная Корея, военная продукция которых признается высокостандартной и эффективной. Десятое место совсем недавно занимала Украина, но после усложнения отношений с Россией она сразу опустилась на несколько строчек. Белоруссия в том же рейтинге теперь занимает восемнадцатое место и сохраняет тенденцию к росту. Совсем недавно она была на 23-й позиции, а на 18-й была Чехия.

Следует знать, что кроме продаж нового вооружения очень активен рынок вторичной, устаревшей продукции. Этим зарабатывает крупный бизнес стран, которые когда-то приобрели вооружение в рамках совместных военно-политических проектов (например, при участии в Варшавском пакте Чехии, Венгрии, Польши, Болгарии, Румынии и Восточной Германии). Цены тут значительно ниже, чем при продаже новых образцов. Но избавление от старых запасов порой входит в программу экологической реанимации национальной территории и включает в себя крупные бюджетные субсидии. Сделки необычайно выгодны бизнесу. За участие в них бьются всерьез на самом высоком уровне.

Кроме того, в этих странах производят ремонт и техническое обновление вооружения по контракту с производителем, то есть с Россией.

В НАТО к этому относятся настороженно, стремясь контролировать не только ремонтное и возобновленное производство на базе старых образцов, но и придирчиво фильтровать покупателей, которые чаще всего являются нелегитимными или крайне агрессивными, хотя и признанными, режимами на Ближнем Востоке, в Африке и в странах Латинской Америки.

Главными импортерами, то есть покупателями новейшего вооружения, являются страны Азии. Их доля в мировом рейтинге составляет 43% от всего мирового объема. Причем Китай входит в число лидеров как в области экспорта своего производства, так и при импортных закупках. Но главным покупателем все же является Индия. Она старый, проверенный клиент России и США и умело пользуется условиями острой конкуренции между этими двумя странами.

На лидирующих позициях импортеров (покупателей) по-прежнему остаются Саудовская Аравия и Катар, которые, несмотря на потери из-за удешевления продаж нефти и газа, умудрились увеличить объем закупок вооружений соответственно на 212% и 245% в 2016 году. Сейчас эта цифра растет. Экспортерами уже являются не только США, Италия, Великобритания, Франция и Германия, но и Россия, и Китай.

Находящаяся рядом с поставщиками и покупателями воюющая Сирия объективно превратилась в военный испытательный полигон, на котором конкуренты демонстрируют миру преимущества предлагаемой техники. Бизнес этот изначально циничен, но никому еще не приходило в голову ограничить его только по этой причине. Тут, как говорится, ничего личного.

Если не считать того, что выкинули американцы с Китаем не далее как вчера, объявив им «вторичные меры» за военное сотрудничество с Россией. Кроме декларируемых Америкой известных политических резонов, тут зримо присутствуют проблемы конкуренции на рынке вооружений, где главной была, есть и будет вечная модель Маркса: «товар — деньги — товар». Не только потому, что некоторые закупки включают право стран на перепродажу продукции при обязательном соблюдении определенных политических ограничений. А еще и в связи с тем, что в политике чрезвычайно важно знать не только, кто именно нажимает на спуск, но и чья продукция выбрана стрелком для решения своих важнейших геополитических проблем. Это и есть главный вопрос общемировой истории: кто будет править миром, а кого заткнут за пояс и оставят там надолго, если не навсегда.

Ну и вопрос колоссальных прибылей. Он ведь никогда не был вторичным, хотя любит прятаться за надменный лик большой политики.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама