01 февраля 2019, 14:49

Заработать на снегопаде. «Аэрофлот» заподозрили в намеренной отмене рейсов из‐за непогоды

Читать 360tv в

За прошлые выходные из-за снегопада в московских аэропортах было отменено или задержано порядка 300 рейсов. Абсолютным лидером по числу невыполненных полетов стал «Аэрофлот». Причина массовых задержек или отмены рейсов не всегда заключается в непогоде. Крупные авиакомпании могут использовать этот предлог для сокращения собственных издержек, считают аналитики. Какие перевозчики больше всего заработали на плохих метеоусловиях — в материале «360».

Во время сильных снегопадов в Москве, 26–27 января, в аэропортах было задержано или отменено около 300 рейсов, однако лидером по числу невыполненных полетов стал «Аэрофлот». Так, перевозчик отменил 131 рейс и перенес еще 151 вылет.

Реклама

При этом создается впечатление, что авиалинии просто отменяли малозагруженные рейсы, а погода была лишь хорошим предлогом, отмечают опрошенные «360» участники рынка. «То, что причина отмены более сотни рейсов „Аэрофлота“ состоит в непогоде, вызывает у нас сомнения. У компаний давно существует практика объединения рейсов или отмены полетов, когда занятость кресел не покрывает издержки. В Воздушном кодексе и Федеральные авиационные правила не подразумевают такие действия, проще говоря, перевозчики нарушают права пассажиров», — выразил мнение председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

В пользу этой теории говорит и тот факт, что другие перевозчики вылеты из-за непогоды практически не отменяли. В S7 Airlines, «Уральских авиалиниях» и «Нордавиа» «Известиям» рассказали, что рейсы из-за снегопада не отменялись, однако подтвердили опоздание некоторых самолетов. Борт «Уральских авиалиний», летевший в Домодедово, из-за непогоды совершил вынужденную посадку во Внуково. У «Нордавиа» произошла длительная задержка рейса Римини — Домодедово: самолет более часа кружил в ожидании разрешения на посадку из-за внеплановой очистки ВПП.

В штатном режиме осуществлял полеты и Utair, отметила в разговоре с «360» представитель авиалиний Наталья Мелехова. По ее словам, рейсы задерживались в среднем на 15-20 минут, одна максимальная пауза составила 50 минут. «В прошедшие выходные в результате обильного снегопада наземные службы аэропорта Внуково работали в усиленном режиме. Utair выполнил план полетов на 100%, количество задержек и их продолжительность минимизированы», — отметили в авиакомпании.

Кроме того, представители столичных аэропортов утверждают, что воздушные гавани, несмотря на сложные метеоусловия, работали в штатном режиме. В Шереметьево отмечали, что все рейсы выполняются по расписанию, за исключением тех, которые ранее отменил «Аэрофлот». В Домодедово и Внуково также подтвердили, что пассажирские терминалы аэропортов функционировали в нормальном режиме.

Оптимизация затрат за счет пассажиров

За двенадцать месяцев 2018 года группа компаний «Аэрофлот» (входят также авиакомпании «Победа» и «Россия») перевезла 55,7 миллиона человек, что на 11,% превышает результат 2017 года, следует из финансовой отчетности. Несмотря на повышение пассажиропотока, процент занятости кресел непосредственно у авиакомпании снизился на 1,3 процентных пункта и составил чуть более 80%.

Для большинства авиакомпаний загрузка бортов на 75–80% уже позволяет совершать безубыточные полеты, но крупным перевозчикам зачастую требуется более высокий процент занятости кресел, говорят эксперты. Поэтому, чтобы оптимизировать издержки, авиакомпании пересаживают пассажиров на следующие рейсы или объединяют их. «Расходы при этом они несут небольшие: им нужно покормить пассажиров и в ряде случаев организовать гостиницу. Это дешевле, чем гонять полупустой самолет в обе стороны. Также клиенты имеют право сдать билет без штрафных санкций, но этим пользуется малый процент пассажиров», — подчеркнул Кирилл Янков.

Кроме того, отмена рейсов, в отличие от их задержки, не сказывается на рейтингах перевозчика, поэтому перевозчики прибегают к такому способу, чтобы сохранить свою репутацию, считает эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко. «В период низкого спроса авиакомпании выгоднее отменить рейс, чем совершать полет, а благовидный предлог позволяет избежать пятна на репутации. Такой вариант позволяет снизить количество взлетов-посадок в аэропорту, уменьшить число задержек — тем самым сократить собственные издержки», — отметил собеседник «360».

Примечательно, что «Аэрофлот» уже не первый раз отменяет массу рейсов, ссылаясь на плохие метеоусловия. Так, в период с 5 по 7 декабря не состоялось 128 рейсов перевозчика. Представители «Аэрофлота» утверждали, что не смогли выполнить обязательства перед пассажирами из-за сильного ветра и снегопада. Правомерность действий перевозчика вызвала интерес у компетентных органов. Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проверила массовые отмены рейсов, выявила нарушения прав пассажиров и возбудила административное дело в отношении авиакомпании.

Последнюю волну невыполненных полетов «Аэрофлота» ведомство также намерено рассмотреть на наличие нарушений. К моменту написания материла «360» не удалось получить оперативный комментарий от представителей группы компаний «Аэрофлот».

Реклама

Реклама