05 декабря 2018, 04:25

Одна против мира мужчин‐ученых: как гендерные предубеждения «задавили» великого астронома

Читать 360tv в

7 декабря исполнится 39 лет со дня смерти Сесилии Пейн-Гапошкиной — женщины, которая выяснила, из чего сделана Вселенная, задолго до коллег-мужчин. Ее имя известно немногим, а причиной тому стали гендерные предубеждения. Представительнице прекрасного пола не дали возможности опубликовать многие свои открытия сильные телом и духом мужчины.

В течение многих десятилетий ученые выдвигали неверные предположения относительно того, что представляет собой Солнце. Так было до тех пор, пока 25-летняя студентка не написала докторскую диссертацию, в которой заявила, что центральная звезда галактики Млечный Путь, как, впрочем, и многие другие звезды во Вселенной, состоит из гелия и водорода. Звали то юное дарование Сесилией Пейн.

Сесилия родилась в 1900 году в английском городке Уэндовере в семье разносторонне одаренного человека Эдуарда Джона Пейна. Отец девочки был и историком, и адвокатом, и музыкантом. В семье было трое детей, причем двое из них стали известными учеными.

Брат Сесилии в юности избрал профессию археолога и добился успеха на этом поприще. О матери известно немного: родилась в прусской семье, одним ее дядей был писатель Сведенборган Джеймс Джон Гарт Уилкинсон, другим — историк Георгий Генрих Перц.

Сесилия осиротела в четырехлетнем возрасте. Тело ее отца нашли в канале, наполненном застоялой водой. Мать содержала семью самостоятельно, сумела дать образование всем своим детям.

Маленькая мисс Пейн училась в Школе Святого Павла для девочек. В 1919 году ей дали стипендию в Ньюхэмском колледже при Кембриджском университете. Сесилия стала специализироваться на ботанике, химии и физике. Студенткой она посетила лекцию Артура Эддингтона, который рассказывал о своей экспедиции на остров Принсипи в Гвинейском заливе.

Целью путешествия было наблюдение и фотографирование звезд в момент солнечного затмения для проверки одного из положений общей теории относительности Эйнштейна. Та лекция так повлияла на Сесилию, что она буквально заболела астрономией.

Результатом лекции стала полная трансформация моей картины мира. Я была настолько потрясена, что испытала нечто вроде нервного срыва

Когда курс обучения был завершен, Сесилии Пейн ученую степень не присудили. До 1948 года этого вообще не делалось в Кембридже для студенток женского пола. Мисс Пейн прекрасно понимала, что единственный ее шанс сделать карьеру в Великобритании — наняться учительницей в школу.

Она стала активно искать гранты, которые позволят ей переехать в Соединенные Штаты Америки. Она познакомилась с Харлоу Шелли, директором Гарвардской обсерватории, и в 1923 году покинула Англию. Шелли предоставил ей стипендию как одной из перспективных женщин-астрономов.

Уже в 1925 году она стала первым человеком, который получил докторскую степень в колледже Рэдклиффа в области астрономии, и смогла продолжать свои научные изыскания в аспирантуре Гарварда. В 1931 году Сесилия получила американское гражданство.

Позднее в Гарвардском университете ей дали звание профессора, а затем, уже в 1956 году, предложили возглавить кафедру астрономии.

В 1925 году Сесилия Пейн издает книгу «Звездные атмосферы», в которой описывает физические условия в атмосферах звезд. Она сопоставила наблюдаемые линейные интенсивности в звездах различных спектральных классов и интенсивности, которые были рассчитаны для разных температур. В основу наблюдений легли теории Саха, Милна и Фаулера об ионизации и возбуждении атомов.

Женщине-астроному удалось построить первую температурную шкалу и определить химический состав атмосферы звезд. Еще на заре своей карьеры она сделала выводы, что у большинства звезд набор элементов одинаков и не слишком отличается от наблюдаемого на Солнце. Ранее главенствовала теория, что звезды состоят в основном из железа.

О космосе Сесилия Пейн размышляла днем и ночью, что не помешало ей выйти замуж. В 34 года она вступила в брак с русским эмигрантом Сергеем Ивановичем Гапошкиным. Они познакомились в 1933 году в Германии. Именно Сесилия помогла влюбленному в нее астрофизику получить визу в США. В браке родилось трое детей: Эдвард, Кэтрин и Питер.

Совместно с мужем Сесилия стала заниматься переменными звездами. В 30-е годы Гапошкины систематизировали накопленный Гарвардом материал по данной теме. Им удалось выявить закономерности между различными характеристиками переменных многих типов. Они не просто открыли многие переменные, но и исследовали все переменные звезды ярче десятой звездной величины.

Они сделали более двух миллионов определений в одних только Магеллановых Облаках! Весь материал Сесилия позднее опубликовала в книгах «Переменные звезды» (1938 год), «Переменные звезды и строение Галактики» (1954 год) и «Галактические новые» (1957 год).

Одна против мира мужчин

Мужчин, которые понимали страсть Сесилии Пейн к астрономии, было немного: помогший ей переехать в США Харлоу Шелли да ее супруг Сергей Гапошкин. Даже тот факт, что сначала англичанку с высшим образованием, живым умом и недюжинными аналитическими способностями приняли на работу в Гарвард всего лишь техническим помощником Шелли, говорит о многом.

Был даже момент, когда Сесилия намеревалась оставить университет из-за своей низкой должности и нищенской зарплаты. Кстати, зарплату она получала на тот момент и вовсе неофициально. Суммы проводились по документам как затраты на оборудование. Пейн много преподавала, но до 1945 года ни один из читаемых ей курсов не был записан в каталоге учебного заведения.

«Каждый ученик средней школы знает, что Ньютон открыл гравитацию, Дарвин — эволюцию, а Эйнштейн сформулировал теорию относительности. Но когда дело доходит до состава нашей Вселенной, то учебники просто говорят, что наиболее распространенным элементом в ней является водород. И никто никогда не задается вопросом, откуда же мы это знаем. Когда умерла Сесилия Пейн-Гапошкина, в газетном некрологе не было упомянуто ни одно ее открытие», — так в 2002 году сказал декан факультета искусств и наук Гарвардского университета Джереми Ноулз.

Когда Сесилия Пейн опубликовала свою диссертацию с доказательствами, что звезды в основном состоят из гелия и водорода, ее гипотезу тут же подвергли сомнению. Астроном Генри Норрис Рассел не просто не был уверен в ее теории, но и убеждал талантливую женщину не представлять свою диссертацию, чтобы не быть осмеянной.

Но многие положения Рассел взял на заметку и опубликовал в 1930 году как собственные открытия. 200-страничное исследование Пейн было же попросту проигнорировано.

Ситуация с Генри Расселом была далеко не единственной, когда Сесилию уговорили или принудили отказаться от публикации своих научных изысканий.

В числе подобных историй открытие эффекта в спектрах горячих звезд и результатов межзвездного поглощения. Идею и результаты наблюдений «позаимствовал» другой ученый. Позднее эффект был назван эффектом Штарка.

Признание

Сесилия Пейн всю свою жизнь сталкивалась с гендерной дискриминацией. Но не отчаивалась, не бросала свою работу, боролась. Она показала путь другим женщинам, которые также решили посвятить свою жизнь науке. Сесилия Пейн-Гапошкина считается величайшей женщиной-астрономом в истории.

Она великолепно знала физические науки, включая астрономию, обладала неуемной энергией и энтузиазмом. Я всегда считал, что она принадлежит к тому типу людей, которые посвятят всю свою жизнь науке, а не сбегут после нескольких лет обучения, чтобы заняться личной жизнью

Как позднее отмечала нейробиолог Габриэль Касс-Симон, жизнь и работа Пейн стали крутым поворотом в истории Гарвардской обсерватории. Это позволило женщинам получить больше возможностей для изучения астрономии. Больше, чем мог дать любой другой институт в мире.

Жизненный путь Сесилии Пейн-Гапошкиной стал источником вдохновения для многих. Например, для астрофизика Джоан Фейнман. Мать и бабушка отговаривали Джоан заниматься наукой, ведь были убеждены, что женщины чисто физически неспособны понять многие научные концепции.

Но Фейнман не послушалась и внесла немалый вклад в изучение частиц солнечного ветра, отношения Земли и Солнца, опубликовала работы в области магнитосферной физики, помогла понять, что представляет собой полярное сияние, создала метод расчета циклов появления солнечных пятен.

Последние годы своей жизни Сесилия Пейн уже не преподавала. Она успела завершить автобиографию, которую издала на собственные деньги. В 1984 году книга была переиздана издательством Кембриджского университета под названием «Сесилия Пейн-Гапошкина: автобиография и другие воспоминания».

За свою жизнь Пейн-Гапошкина написала пять монографий. Сколько бы еще она успела сделать и опубликовать, если бы ей не мешали.

«Награда молодого ученого — эмоциональный трепет оттого, что он стал первым человеком в мировой истории, который что-то увидел и что-то понял. Ничто не может сравниться с этим опытом. Награда старого ученого заключается в том, что он видит, как мутный эскиз превращается в виртуозный пейзаж», — произнесла за три года до смерти (в 1976 году) Сесилия Пейн-Гапошкина на церемонии вручения ей премии Генри Рассела Американским астрономическим обществом.

Реклама

Реклама