11 июля 2019, 23:35

«Зачем дергать тигра за усы». Общество оказалось не готово к «божественной шаурме»

Читать 360tv в

Владелица пермского кафе «Шаурма не за горами» Вероника Бурдина решила использовать мем «божественная шаурма» в рекламе на странице своего заведения в социальной сети. Равнодушных картинка не оставила. В Пермской епархии заявили, что им начали звонить недовольные верующие, которые разглядели в образе кощунство. Вероника удалила картинку. «360» выяснил, можно ли найти баланс между искусством и кощунством при использовании религиозных символов.

Без желания оскорбить

Полуобнаженная модель с нимбом и крыльями в виде шаурмы. Все это сопровождала подпись: «Нет смысла быть мученицей ПП, когда есть божественно вкусная «Шаурма не за горами», где можно поддаться искушению без греха для фигуры».

Владелица кафе «Шаурма не за горами» Вероника Бурдина в беседе с «360» рассказала, что образ к ней пришел от уже устоявшихся в интернете выражений, как «божественный свиток» и «божественная шаурма».

«Он был придуман не мной. Это уже получается, как имя нарицательное. Оттуда и пошло и так хотели это передать. Я просто мониторю все паблики и новости по поводу шаурмы» — поделилась она.

Вероника пояснила, что не преследовала своей целью никого обидеть или оскорбить. У нее было только одно желание создать интересный контент.

«Больше положительных отзывов было. Не было такого, что «ужас, ужас, все очень спокойно происходило. Многие отмечали, что контент не такой, как у всех», рассказала она. Вероника заявила, что даже открыла толковый словарь Даля, где синонимом «божественная» является «прекрасная». «Как и наша шаурма», — добавила она.

Но при этом, судя по СМИ, не все остались довольны картинкой, которую сделала Вероника. В итоге девушка удалила свое творчество, чтобы, как она объяснила, «в дальнейшем никого больше не огорчить, не расстроить, не обидеть».

Однако избежать обид не удалось секретарь Пермской епархии РПЦ Андрей Литовка в беседе с Ura.ru заявил, что сама картинка и название «божественная шаурма» — это «форменное безобразие, которое нельзя поощрять».

«Нам в епархию уже звонят по поводу этой «божественной шаурмы». В ближайшее время юрист посмотрит и даст правовую оценку всему этому. Будет подано заявление в полицию, пусть они разбираются. Думаю, что и верующие еще выскажутся по поводу этой картинки», — поделился он своим негодованием.

Без обид, но с раздражением

Никаких правил на использование религиозных символов или копирайта на изображение нимба нет. Другое дело, что есть достаточное количество людей, которых употребление священных для них символов раздражает. И эти люди еще и имеют право возвышать голос, так как существует закон. Такой позицией поделился с «360» богослов Денис Батарчук.

«Я не знаю, зачем дергать тигра за усы, в этом нет никакого смысла. Хотя никто этого запретить тоже не может. Но надо учитывать, что законодательство сегодняшнее такие вещи расценивает достаточно категорично. Она понимала, что за это может ей влететь», — заявил он.

По его словам, в этом случае обиды или оскорбления бы не было, но есть более неприятное чувство — раздражение, потому что идет прямая ассоциация с образом святости. И многим бы это не понравилось. Денис Батарчук пояснил, что творить можно все, но при этом нужно быть готовым нести за это ответственность.

«Сейчас просто любая попытка „неправомерная“ к религиозному символу может обернуться не тем, чем хотелось бы. Для этого сейчас есть определенные законы. Делать вид, что их нет — глупо. Использовать можно все, что угодно, но по законодательству за это дело схлопотать», — сказал он.

При этом он отметил, что это свойственно не только России. В достаточно большом количестве стран религиозные граждане начали требовать, чтобы их чувства уважали.

«Религиозные настроения переживают некий ренессанс», — пояснил Денис Батарчук.

По его словам, с точки зрения рекламы, Вероника тоже не особенно выиграла. Из-за большого внимания прессы к этой истории она получила хайп. Эксперт пояснил, что верующие человек или секулярный, но использовать религиозные символы в рекламе не очень оправдано. Поселить раздражение можно и в достаточно агрессивных людей, что приведет к печальным последствиям.

Рекламщики против

Использование религиозных образов в рекламе сегодня точно не востребовано, и зачем автор создала этот сюжет — непонятно заявил основатель и гендиректор рекламной компании «Капитан SMM» Андрей Капитонов.

«Религия — это та тонкая грань, которая может как объединить людей так и разделить. И затрагивать это в рекламе абсолютно некорректно», — заявил он.

При этом он отметил, что обычно на это идут ради провокации, напомнив о клипе «Ленинграда» на песню i_$uss.

Андрей Капитонов пояснил, что в Санкт-Петербурге действует общественный совет по рекламе, где он является одним из членов. Участники совета отслеживают спорные моменты в рекламе, которая появляется в городе.

«Компаниям делают замечания до того, как на них обратит свое внимание УФАС», — заявил он и пояснил, убирая такие неловкие моменты в рекламе снижается напряженность в обществе.

Мировой опыт

В мире религиозные символы в рекламе используют достаточно часто. Иногда это происходит не особо замеченным, но бывают и исключения. Так, рекламное агентство из Италии Armando Testa сделало плакат для производителя почвы для растений. На картине был изображен кактус, чьи иголки сложились в форму тернового венца. Слоган звучал как «Жизнь растения тяжелее, чем кажется».

Для религиозной Италии эта реклама обошлась без больших скандалов, хотя недовольные тоже были.

Пожалуй, одной из самых громких историй, связанных с историческими образами в рекламе, стало сотрудничество агентства из Новой Зеландии Ogilvy и Оклендского бара Chapel. В первый раз на автобусных остановках около заведения появились баннеры с изображением Иисуса и Девы Марии, только вместо нимбов у них были пиццы.

Второе сотрудничество рекламщиков и бара произошло на семилетие заведения. Они выпустили новое рекламные плакаты, как если бы герои картин эпохи Возрождения отрывались в баре всю ночь.

Реклама

Реклама