facebook_pixel
  • 13 марта 2017, 00:33

    Возврат в лихие 90-е или избавление от мук. Нужно ли России «заболевшее» ОСАГО

    Возврат в лихие 90-е или избавление от мук. Нужно ли России «заболевшее» ОСАГО

    Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предлагает изменить систему страхования в России на добровольную. Депутат считает, что ОСАГО «барахлит», а страховые компании относятся к клиентам без каско, как к «ширпотребу». Поэтому Нилов предложил отменить обязательное страхование в РФ. «360» разобрался, насколько это возможно и целесообразно.

    Возврат в лихие 90-е или избавление от мук. Нужно ли России «заболевшее» ОСАГО | Изображение 1

    Чем «болеет» ОСАГО в России

    Жадностью страховщиков

    С чем зачастую сталкивается обладатель ОСАГО в РФ? С тем, что его случай постараются признать нестраховым. Или снизят сумму выплаты.

    ОСАГО не защищает. ОСАГО не дает уверенности в том, что твоя ответственность застрахована или ты получишь от страховой компании компенсацию за тот ущерб, который тебе причинил виновник ДТП. В европейских странах эта система работает, а у нас нет, потому что страховщики ищут все новые способы заработать как можно больше денег, выполняя как можно меньше обязательств перед клиентами

    — Ярослав Нилов.

    С депутатом согласен председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. Он считает, что ОСАГО себя дискредитировало — тарифы растут вместе с числом жалоб:

    У страховщиков всегда «не хватает денег». Я поддерживаю предложение Нилова, эта битва слишком затянулась. Страховщики строят банки (как «Росгосстрах» — со своим банком на «Киевской») и заявляют, что у них нет денег. Это верх цинизма. На этом рынке так продолжаться больше не может.

    «Черными автоюристами»

    В ответ на действия страховых компаний водители прибегли к помощи автоюристов — чтобы отстоять свои права. В этот тренд встроились мошенники — «черные автоюристы». Они перекупают права требования выплат по страховому случаю у пострадавшего и подают иск в суд без досудебного рассмотрения дела. Страховщик не видит попавшую в ДТП машину и потому не может точно определить размер ущерба, в результате компания выплачивает сумму в разы выше, чем та, что получил автовладелец.

    Начало 2017 года показывает превышение выплат на рынке ОСАГО над сборами, что свидетельствует о реальной проблеме, источники которой — мошенники и криминальные автоюристы, использующие недостатки законодательства для вымывания денег из страховой сферы

    — директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

    Неуважением страховщиков к клиенту

    По словам Ярослава Нилова, страховщики «готовы сделать все, чтобы автолюбители мучались». В настоящее время страховые компании забывают, что клиент всегда прав:

    Учитывая, что система барахлит, что страховые компании относятся к потребителям пакета ОСАГО, как к ширпотребу, мы предложили подумать, как эту систему безболезненно реформировать. Я не говорю о том, чтобы полностью отменить страхование, но, может, перейти на добровольную систему? Чтобы клиент рассматривался как клиент, а не как потребитель, навязанный законом. Страховщики должны понимать, что клиент всегда прав.

    Возврат в лихие 90-е или избавление от мук. Нужно ли России «заболевшее» ОСАГО | Изображение 2

    Нужно ли избавляться от ОСАГО и к чему это приведет

    Несмотря на болезни обязательного страхования в России, идею Нилова поддержали немногие уважаемые представители транспортной сферы, а некоторые сочли эту идею откровенной провокацией.

    Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин:

    Есть на эту тему классическая байка: старых отмоем или новых нарожаем*? Знаете, по логике надо старых отмывать. Да, ОСАГО не очень хорошо хорошо работает, ну, жалуются, но если отменить, будет еще хуже! Я бы не делал таких решительных движений. Говорить, что ОСАГО совсем не работает неверно. Говорю не только как ученый в области транспортной науки, а как обычный горожанин. Я, как и любой другой автовладелец, был не очень им доволен, но сказать, что это нулевой результат никак нельзя.

    * - Анекдот: выходят родители во двор, чтобы забрать с площадки детей. Те сидят в песочнице грязные. Муж — жене: ну что, этих отмоем, или новых нарожаем?

    Юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Спартак Королев:

    Не самая умная идея. Это хоть какая-то гарантия прав потерпевших. Если полностью отменить закон об ОСАГО, начнется анархия. Мое отношение к этой идее отрицательное.

    Руководитель портала «Антистраховщик.рф», специалист по автострахованию Илья Афанасьев:

    Это чистой воды провокация, сказать по этому поводу больше нечего. ОСАГО конечно хромает на обе ноги, но нужно решать проблему иначе.

    Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен что отмена ОСАГО вернет на дороги лихие 90-е. Блогер считает, что обязательное страхование — это полезный механизм, который серьезно изменил взаимоотношения на дороге:

    ОСАГО отменять нельзя. Мы, конечно, забыли эти разборки и попытки насилия, чтобы выбить долги. Ну вот: спасибо ОСАГО. Сейчас от трех до пяти миллионов водителей, по разным оценкам, ездят без полиса. Причем это самые рисковые водители. Они пользуются тем, что на дороге отношения цивилизованные, то есть бить их не будут, но если процент таких будет увеличиваться, то постепенно мы получим возврат к 90-м. Люди же считают несправедливым, что тебе разбили машину, да и еще и послали далеко и надолго. С решениями по этому вопросу нужно быть очень аккуратным.

    На вопрос о том, как потребовать деньги с незастрахованного человека, автор инициативы об отмене ОСАГО Нилов отвечает: через суд, через дополнительное судебное производство. Директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников уверен, что российская судебная система неспособна вынести такую нагрузку.

    ОСАГО прежде всего защищает потерпевших. Отсутствие подобного закона приведет лишь к череде разборок на дорогах и завалу судов делами о взыскании ущерба с виновника ДТП. Готова ли судебная система к этому? Боюсь, что нет.

    Наличие закона об обязательном страховании ответственности владельца авто — это признак развитого государства, а не средневековья, где проблемы решаются подручными способами

    — Сергей Печников.

    Возврат в лихие 90-е или избавление от мук. Нужно ли России «заболевшее» ОСАГО | Изображение 3

    Как «вылечить» ОСАГО

    Большинству экспертов отказ от ОСАГО кажется чересчур радикальной мерой, но все они признают несовершенство системы и потребность в реформах. Руководитель портала «Антистраховщик.рф» Илья Афанасьев считает, что страховые компании нужно хорошенечко оштрафовать, тогда они изменят свою политику.

    Автостраховщиков никто не контролирует, есть какие то смешные штрафы, приостановления лицензии. Контроль должен осуществляться не только надзорным органом, но и судебными органами.

    Давайте посмотрим, какие штрафы назначают страховщикам. Если 10 дел будут закрыты с взысканием 3−5 миллионов рублей в пользу потерпевших от страховой компании, страховщики сразу начнут нормально платить. То есть судебная система, если честно, недорабатывает. Здесь претензия не к ЦБ, он не может объять необъятное. Говорить о неэффективности системы ОСАГО тоже неверно, потому что за ней нет должного контроля, в том числе и судебного

    — Илья Афанасьев.

    Председатель ФАР Сергей Канаев предлагает схему, в которой большая часть средств будет проходить «мимо» страховых компаний.

    Мы предлагали создать такую схему, когда все деньги поступают на специальный счет Центробанка или в специальный фонд. Тогда страховщик выступает только брокером. То есть они берут 20% на свои нужды, а 80% не касаются

    — председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

    Координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов отмечает, что обсуждаемое в настоящее время натуральное возмещение вреда — ремонт — это первый шаг к стабилизации ОСАГО.

    Но, увы, этот механизм заболел — стал дорогим и неэффективным. Чтобы его привести в чувство, его надо реформировать. Та самая реформа, которая сейчас предлагается — в качестве натурального возмещения вреда, ремонта — она является первым шагом в сторону нормализации системы. Нельзя, конечно, сказать, что это панацея от всех бед. Но не нужно прибегать к радикальным мерам, водителям нужно доказывать, что ОСАГО — это полезный инструмент, которым нужно пользоваться

    — Петр Шкуматов.

    Представитель страховой компании «МАКС» Сергей Печников предложил ввести свободное тарифообразование по ОСАГО, чтобы сделать среду более конкурентной.

    Решением этой проблемы (помимо перехода на натуральное возмещение) должно стать ужесточение ответственности за страховое мошенничество и переход к свободному тарифообразованию по ОСАГО, что сделает среду более конкурентной и предоставит потребителю более широкий выбор

    — Сергей Печников.


    Что в итоге. Отменять ОСАГО нельзя. Терпеть его болезненное состояние тоже. Система страхования требует деликатных реформ, ужесточения контроля работы компаний по автострахованию и борьбы с мошенниками. Какими будут эти реформы, мы увидим в ближайшем будущем.

    Возврат в лихие 90-е или избавление от мук. Нужно ли России «заболевшее» ОСАГО | Изображение 4