Что «Яндекс» показал на конференции | 360°

23 мая 2019, 21:07

«Яндекс. Будущее». Нужны ли россиянам сервисы, представленные на YaC‐2019

Читать 360 в

Большая конференция «Яндекса» YaC-2019, посвященная современным технологиям, прошла в Москве 23 мая. На ней компания представила новые разработки: умный дом, управляемый голосовой помощницей «Алисой», облачный ресторан и многое другое. По просьбе «360» эксперты оценили, насколько новинки нужны россиянам.

Домоправительница Алиса

Одной из представленных разработок стал умный дом, управляемый «Алисой». Владелец жилья может самостоятельно настраивать сценарии. К примеру, по словам «Доброе утро, Алиса!» помощница тут же включит свет, чайник и запустит музыку. Помимо этого голосовой интерфейс будет включать устройства, менять температуру кондиционера или звук телевизора. Управление будет осуществляться при помощи контрольного устройства, например, «Яндекс.Станции».

Умный дом работает с продукцией сторонних компаний: Xiaomi, Philips, Samsung, Redmond и Rubetek и производителями умных устройств. Товары промаркированы меткой «Работает с Алисой».

Умный дом придется оснастить определенными фичами, например, специальным лампочками, розетками и пультами. Они уже появились в продаже и на «Беру» стоят от 1190 до 1390 рублей.

Как считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, система умного дома в России находится в зачаточном состоянии. Попыток запустить проект было много, но ни одна из них грандиозным успехом не увенчалась. Поэтому эксперт не уверен, что именно у «Яндекса» это получится. По его словам, единственное отличие от предыдущих попыток — «Алиса».

«В США рынок живет и развивается уже более пяти лет, в первую очередь за счет продаж с дисконтом. То есть головные устройства продаются со скидкой. Только после этого рынок раскачивается. Причем нельзя сказать, что растет как-то ошеломляюще и люди пользуются постоянно. Да, за этим будущее — в этом нет сомнений. Но раскачать рынок в России „Яндекс“ вряд ли сможет», — добавил он.

Спасительная автосистема

Новая версия «Яндекс. Авто» до конца 2019 года появится в бортовых компьютерах транспортных средств. Система будет управлять некоторыми их узлами. С ее помощью водители смогут заводить машину со смартфона, прогревать салон, включать кондиционер и музыку, а также в онлайн-режиме узнавать об эвакуации или перемещении авто. Особое внимание разработчики уделили возможности голосового управления мультимедийной системой. Представители компании заявили в своем Facebook: «Мы считаем, что за голосовыми интерфейсами будущее».

Помимо прочего, в мультимедийную систему встроена оплата парковок и топлива, а навигация будет работать без интернета.

По словам аналитика агентства MForum Analytic Алексея Бойко, голосовое управление, хоть и заманчиво, но сильно зависит от реализации.

То есть идея хорошая. В ряде случаем руки заняты, в ряде случаев хочется что-то набирать. Всем уже надоело это тыкание в экраны, и очень хочется технике какие-то команды отдавать голосом

Но Бойко больше заинтересовал вопрос, насколько хорошо система будет распознавать голос человека в автомобиле. В салоне могут сидеть несколько человек, которые будут активно общаться. Что тогда сделает система? Бойко поразмышлял на примере «Алисы», которую тоже создал «Яндекс».

«Пока опыт общения с „Алисой“ у всех разный. На компьютерах она не очень-то приживается, насколько я понимаю, а при применении более узком, то есть когда словарь потенциально состоит из, так сказать, не свободного лексикона, а небольшой выборки слов, вполне возможно, что она будет работать лучше. Но повторюсь, надо смотреть на конкретную реализацию», — объяснил Бойко.

Собеседник предположил, что мультимедийная система может столкнуться с трудностями в распознавании русского языка. Да и пока не понятна работа микрофона в условиях естественных шумов.

Программное обеспечение с каждым годом совершенствуется. То есть принципиальных проблем здесь нет, здесь могут быть только проблемы реализации: насколько компания сырой продукт готова запустить на рынок, потому что в этом деле все можно испортить ранним запуском

«Мой эфир»

Персональный видеоканал на «Яндексе» получил название «Мой эфир». Сервис подстраивается под вкусы зрителя, предлагая к просмотру максимально подходящие ему фильмы, клипы и видеоблоги. Программа составляется на два дня вперед, поэтому смотреть канал можно круглосуточно. Точность «попадания» определяют лайки и дизлайки под предложенным контентом.

Работает сервис при помощи медиаплеера «Яндекс. Модуль», которые подключается к телевизору. Устройство на базе Android способно проигрывать видео в разрешении Full HD. Ну а голосовой помощник «Алиса» поможет отрегулировать звук, поставить изображение на паузу или найти информацию о контенте и интернете. Также модулем можно управлять со смартфона или умной колонки с поддержкой «Алисы».

По мнению Муртазина, медиаплеер «Яндекса» вряд ли станет популярным, потому что он морально устарел примерно на три-четыре года. Собеседник «360» напомнил, что Chromecast появился в России в 2014 году, а сейчас приставки Google себя зарекомендовали и занимают большую часть рынка. А цена у них примерно одинаковая. Кроме того, помимо Chromecast на рынке присутствуют относительно бюджетные приставки AndroidTV.

«Исходя из этого я думаю, что проникновение этого продукта будет крайне низким. Ну, в принципе, мы видим по всем устремлениям „Яндекса“ — железо делать они не умеют. „Яндекс. Станция“ провалилась в продажах, телефон — тоже. И „Яндекс. Модуль“ тоже провалится в продажах. Там вариантов нет», — подчеркнул эксперт.

«Облачные рестораны»

Летом в Москве и Санкт-Петербурге появится сеть облачных ресторанов от «Яндекса». Сервис будет доставлять заказчикам еду, которую приготовят в партнерских ресторанах из специального набора ингредиентов. Цена каждого не будет превышать 250 рублей, пообещал директор по новым продуктам компании Дмитрий Степанов, передает сайт kp.ru.

Сделать заказ можно будет через приложение «Яндекс. Еда». В основу приготовления ляжет специальная технология бесконтактной низкотемпературной варки, за счет которой пища будет готова за три минуты. В партнерскую сеть войдут только рестораны с необходимым оборудованием, имеющие высокую оценку в приложении.

Говоря про то, приживутся ли так называемые облачные рестораны, Бойко отметил, что «дьявол кроется в деталях». Специалист не исключил, что сервис будет востребован, ведь, во-первых, компания создала интерфейс между потребителем и рестораном, во-вторых, при централизованном приготовлении можно добиться как стандартизации высокого уровня, так и низкой себестоимости. Плюс ко всему люди любят дешевую еду.

Бойко сравнил такую систему с походом в McDonald`s, когда клиенты имеют представление об ассортименте и качестве продукта.

Если «Яндекс» смог бы это повторить, то, наверное, какую-то часть рынка он смог бы обслуживать. Здесь ошибиться очень легко. Сделать что-то, что вызовет раздражение и разочарование очень легко

«Яндекс. Плюс»

Владелец семейной подписки «Яндекс. Плюс» может поделиться доступом еще с тремя пользователями, у которых есть аккаунты на «Яндексе». Подписчики получат возможность слушать музыку без рекламы и скачивать треки, смотреть фильмы на «КиноПоиске», дополнительное место на «Диске», скидки на «Такси» и «Драйв» а также бесплатную доставку из маркетплейса «Беру».

Алексей Бойко посчитал подобную услугу востребованной на рынке, так как есть много семей, в которых финансовыми вопросами занимается кто-то один. То есть этот человек оплачивает и следит за пополнением счетов и каким-то образом уже распределяет внутри семьи те блага, которые он в виде пакета приобретает.

Если компании идут на то, чтобы привлечь такого человека, идут на то, чтобы предоставлять услугу пакетом дешевле, чем каждому в отдельности покупать, то получается ситуация, когда выгодно и компании, и клиентам

«Единственное, это, может быть, история не супермассовая. Далеко не все хотят пользоваться одними и теми же сервисами даже внутри семьи. Соответственно, не всем это нужно, но как услуга… это что-то среднее между нишевостью и средней долей рынка, но вот для этой части рынка это может быть востребовано», — добавил Бойко.

Подводя итог, специалист подчеркнул, что три идеи — облачные рестораны, «Яндекс.Авто» и «Яндекс.Плюс» — рабочие, однако «на уровне реализации сложно представить, как это получится у „Яндекса“». «Совершенно не могу исключить на старте, что все три идеи не удадутся, не сработают», — заключил он.

Реклама

Реклама