25 сентября 2018, 20:20

Пробивая дно к успеху: как Томми Вайсо доигрался до Джокера

Читать 360tv в

Его имя — знак качества. Правда, самого плохого. Актер, режиссер, но прежде всего феномен — Вайсо не только создатель одного из худших фильмов в истории и самый кошмарный исполнитель роли Джокера, но и почитатель негласной голливудской традиции.

Этот ролик тяжело смотреть даже людям, никогда не видевшим «Темного рыцаря», а для поклонников таланта Хита Леджера, чей Джокер недавно был признан главным кинозлодеем по версии журнала Vulture, он равносилен плевку в душу. И все равно — комментаторы в YouTube плюются, ругаются, но словно завороженные смотрят сцену из оскароносного фильма в исполнении одного из худших актеров в мире.

Реклама

Допрос злодея Джокера Бэтменом — пожалуй, самый напряженный эпизод фильма. Герой должен любой ценой выбить из омерзительного бандита координаты мест, где спрятаны его друзья. Он еще не знает, что ему предстоит выбирать, кому из них спасти жизнь. Полная драматизма дуэль между добром и злом достигает в этот момент своего пика. Но только не в исполнении Томми Вайсо и Грега Сестеро.

Они вроде бы повторяют слово в слово оригинальный текст, вот только их чудовищная актерская игра переворачивают сюжет с ног на голову. Зато странный маньеризм, запредельный пафос и неумение передать правильно ни одну из заложенных в сценарий эмоций неожиданно открывают историю Бэтмена и Джокера с новой стороны.

Уже не большое голливудское кино, но еще не артхаус — скорее, любительский спектакль в психбольнице. Ролик обладает странным притяжением, какое бывает только у проектов, которые «настолько плохи, что даже хороши».

Сцена допроса была снята и залита на YouTube проектом, который входит в состав Legendary Pictures, — компании, выпустившей настоящего «Темного рыцаря». Почему же они решились на такой эксперимент?

Худший среди худших

Нам сложно представить настоящий размер американской киноиндустрии. В среднем около 800 фильмов, иногда больше — ни одна страна в мире пока еще не производит такой объем.

Для работ над сотнями кинолент требуются десятки тысяч человек — от участников актерской команды до технического персонала. Впрочем, спрос гораздо больше предложения. Голливуд — место, где рождается американская мечта, и в погоне за ней сюда съезжаются со всех концов 325-миллионной страны.

Чаще всего мечта умирает в процессе: большинство фильмов проваливается, не дойдя не то что до международного, даже до национального проката. Ежегодно в небытие отправляются километры кинопленки и терабайты цифровых съемок, а бывшие актеры и режиссеры идут работать в закусочные, на бензоколонки или торговать бракованными джинсами.

Именно так зарабатывал на жизнь будущий режиссер культовой картины «Комната» Томми Вайсо. Не было ни одной причины, по которой ему следовало заняться кино. Просто однажды Вайсо попал в автомобильную аварию, а когда очнулся, к нему пришло озарение. Он обрел непонятную уверенность, что сможет снимать не хуже Орсона Уэллса или Альфреда Хичкока.

Вышло ровно наоборот. Его дебютный фильм «Комната» оказался совершенным провалом. По слухам, деньги на него давала мафия, хотя Томми это отрицает. Отмывание денег могло быть вполне уважительной причиной для съемок, иначе сложно объяснить кошмар, происходящий в кадре.

Фильм не просто плох, он совершенно ужасен. Банальный сюжет о любовном треугольнике на экране превращается в набор хаотично переплетенных сюжетных линий, приправленных ужасной игрой актеров, худший среди которых сам Вайсо. Сложно понять даже жанр — то ли драма, то ли ромком, то ли черная комедия.

«Комната» была настолько плоха, что собрала за две недели показов меньше двух тысяч долларов. Но от сотен других фильмов-однодневок у нее было одно отличие: плохо в ней было абсолютно все. Запредельно низкий уровень помог «Комнате» внезапно оказаться востребованной.

Через дно к звездам

В Голливуде есть негласный рецепт успеха. Прославиться и войти в число самых больших звезд крайне тяжело, но есть другой путь. Он направлен не вверх, а вниз. Американцы любят все «самое»: самые большие машины, самые тяжелые ракеты, самые дорогие фильмы. Или самые дешевые и плохие. Чтобы войти в историю, необязательно делать хорошо, можно делать по-настоящему плохо. Для этого нужны особый талант и искренность, которые встречаются крайне редко. Впрочем, они были у предшественника Вайсо, режиссера Эда Вуда.

Как и Томми, он производил впечатление абсолютно искренне увлеченного кино человека, который при этом совершенно ничего в нем не понимал. В 1959 году Вуд снял самый провальный фильм в своей карьере — «План 9 из открытого космоса». Фантастическое кино о пришельцах, пытающихся поработить человечество, было вызывающе плохим даже по меркам тех наивных времен. Так, в качестве летающих тарелок были использованы игрушки из детского магазина.

Судьба обошлась с Вудом жестоко. Его высмеивали критики, он много пил и в конце жизни снимал порнофильмы, которые якобы были даже хуже «Плана 9». Однако в наше время его творчество оказалось востребованным ценителями странного кино. В 1994 году история его жизни была положена в основу драмы «Эд Вуд» — режиссера-неудачника сыграл Джонни Депп. Бюджет картины был в 100 раз больше, чем у всех проектов самого Вуда.

«Вайсо сириус?»

В наше время все происходит гораздо быстрее. «Комната» была снята 2003 году, через декаду вышли мемуары Вайсо «Горе-творец», а еще через несколько лет их экранизировал Джеймс Франко, сыгравший заглавную роль «одного из худших режиссеров в истории». Он был награжден за нее премией «Золотой глобус».

Титул «короля наоборот» объясняет успех Вайсо у любителей странного и трешевого кино. Но как стало возможным его «триумфальное» возвращение в роли Джокера?

Во-первых, не надо относиться к нему слишком серьезно. «Вайсо сириус?» (игра слов на основе фразы Джокера «Почему так серьезно?» — Why so serious?) — неслучайно так написано на заставке переснятого Джокера. Конечно, Вайсо не сможет стать конкурентом Хоакину Фениксу, который сыграет садиста в клоунском гриме в новой картине. Но голливудские фильмы о супергероях уже давно ругают за излишний пафос, и ролик можно рассматривать как оригинальный способ его понизить.

Кроме того, своеобразное обаяние «худшего из худших» неожиданно удачно легло на образ безумного злодея. «Это настолько плохо, что даже хорошо. Я действительно вижу в нем Джокера. Потому что он и правда сумасшедший… Как и в реальной жизни», — точно подмечает один из зрителей ролика.

Секрет успеха иногда кроется в том, чтобы быть хуже остальных. Виражи карьеры Томми Вайсо — прекрасное доказательство этого тезиса. Впрочем, повторять ее никому не рекомендуется — еще одного Вайсо мир искусства может не выдержать.

Реклама

Реклама