04 октября 2018, 02:30

«WhatsApp скатится на дно». В мессенджере появится таргетированная реклама

Читать 360tv в

В 2019 году в WhatsApp появится таргетированная реклама, сообщения будут появляться в верхней части интерфейса и среди «Историй». Новшество решило ввести руководство соцсети Facebook, которому принадлежит мессенджер.

Пользователи будут получать рассылки от рекламодателей, а в чатах появятся рекламные баннеры. Сообщения будут таргетированными, так как Facebook известен номер телефона, адрес и круг интересов человека, пользующегося приложением.

Реклама

Некоторые зарубежные СМИ уже назвали эту идею «издевательством над сквозным шифрованием WhatsApp и полным отрицанием его основополагающих принципов».

Сооснователь WhatsApp Брайан Эктон сообщил, что Facebook планировал монетизировать мессенджер еще до его покупки. Он покинул Facebook в 2017 году, другой соучредитель мессенджера Ян Кум ушел в 2018 году.

Оба были возмущены попытками руководства соцсети использовать личные данные пользователей и ослабить его шифрование якобы в соответствии с требованиями правительства США.

После скандала, связанного с доступом компании Cambridge Analytica к информации о пользователях соцсети, Эктон опубликовал твит с хештегом deletefacebook, который стал почти вирусным.

По мнению экспертов, Facebook легко может извлекать из сообщений пользователей ключевые слова и использовать их для моделирования рекламы.

Информированные источники сообщили, что решение о введении бесплатной версии рекламы для пользователей и платной — для подписчиков руководство соцсети рассматривало еще в мае.

Любопытно отметить, что Ян Кум ушел из компании как раз в этом месяце. Возможно, после появления результатов маркетингового исследования, проведенного соцсетью, чтобы оценить возможную реакцию пользователей.

Инсайдеры пожимали плечами. По их мнению, глупо было бы ожидать, что акционеры Facebook будут вечно содержать бесплатную сеть обмена сообщениями и не попытаются получить от нее доход.

Только в прошлом году гигантская соцсеть получила 41 миллиард долларов за то, что генерировала рекламные объявления, основанные на пользовательских данных. И все это несмотря на то, что рекламная политика Facebook не встретила поддержки пользователей и подвергается критике до сих пор.

По словам Брайана Эктона, в 2014 году мессенджер приносил крошечный доход и предложенная Facebook сумма — 22 миллиарда долларов — была «ошеломительной». Но позже он пожалел об этой сделке. Эктон признал, что Цукерберг сделал предложение, от которого невозможно отказаться. Поэтому он не стал разбираться в истинных намерениях главы соцсети.

Эктон заявил, что ушел из Facebook, не выдержав давления Марка Цукерберга по вопросам монетизации мессенджера.

Собственно, разногласия возникли почти сразу же. Руководство Facebook не скрывало своего желания использовать в таргетированной рекламе и продаже инструментов интернет-аналитики данные пользователей. Эктон активно возражал, но потом все-таки сдался.

«В конце концов я продал свою компанию. Я продал конфиденциальность своих пользователей для своей выгоды, сделал выбор и пошел на компромисс. Я живу с этим каждый день», — добавил он.

Стоит отметить, что Эктон в целом соглашался на монетизацию мессенджера. Но предлагал взимать с пользователей «символическую плату», когда они превысят определенный лимит сообщений. Однако операционный директор Facebook Шерил Сэндберг отвергла это предложение, назвав его «немасштабируемым».

Надо также понимать, что Брайан Эктон и Ян Кум всегда были убежденными, можно сказать, фанатичными, противниками рекламы. Они всегда считали, что конфиденциальность — неотъемлемая часть и причина успеха WhatsApp. Однако Facebook поэтому и является необычайно ценным партнером рекламодателей, что знает о своих пользователях все. Тем более, что Цукерберг пообещал «нулевое давление» на мессенджер по вопросам монетизации в течение последующих пяти лет.

Некоторые источники утверждают, что уже принято решение о том, что рекламодатели будут платить за рассылку от 0,5 до девяти центов за каждое сообщение. Такую же цену платят спамеры в мессенджере Viber. Обычные абоненты получают в день по несколько рекламных сообщений. Причем служба поддержки реагирует на жалобы с большой задержкой, что заставляет подозревать ее в кровной заинтересованности.

Собственно, сообщение о появлении в WhatsApp рекламы российский сегмент Сети встретил довольно вяло. Дело в том, что спам в мессенджере появился еще в августе. Судя по всему, несколько крупных американских магазинов начали тестировать рассылку.

Однако пользователей разозлил тот факт, что рекламодатели начали рассылать сообщения в неограниченных количествах даже тем, кто не давал согласия на их получение. И жаловаться в этой ситуации некому. В соответствии с законами РФ, запрещена только смс-рассылка спама, на мессенджеры это правило не распространяется.

Тем не менее россияне уже сообразили, что стоит ждать массированной атаки рекламодателей на не обжитой ранее участок Рунета. Ни для кого не секрет, что спамеры и раньше собирали базы данных в соцсетях, поэтому любой сколько-нибудь опытный пользователь знал, что во избежание следует свести до минимума количество лиц, которым известен ваш телефон. А уж оставлять в открытом доступе личные данные и вовсе считается крайне неосторожным.

Тем более, что в WhatsApp можно связаться с любым пользователем без предварительной авторизации. Впрочем, россияне уже придумали, как будут бороться с рекламными рассылками в мессенджере. И некоторые из этих способов весьма остроумны.

Реклама

Реклама