• «Вызывали лишь путаницу». Почему в России запретили менять правила дорожного движения

    Госавтоинспекция ввела запрет на внесение поправок в ПДД. Изменения происходят слишком часто, а половина водителей не успевает за ними следить, считают в ведомстве. Только за 2018 год правила дорожного движения меняли четыре раза. Передышка увеличит шансы начинающих автолюбителей с первого раза сдать на права, уверены представители автошкол. Кому еще мораторий пойдет на пользу, рассказывает «360».
    «Вызывали лишь путаницу». Почему в России запретили менять правила дорожного движения

    Госавтоинспекция приняла решение повременить с очередными изменениями в правилах дорожного движения. О введении моратория заявил глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин.

    «Мы договорились и ввели в системе ведомства некий мораторий на внесение изменений в ПДД. Никакие поправки мы инициировать не будем, потому что всех замучили и запутали. Мы ставим на паузу этот процесс», — цитирует ТАСС. Глава центра добавил, что временный запрет на внесение изменений в ПДД касается только МВД. По его словам, мораторий не может служить гарантией того, что Минтранс или правительство не решат инициировать собственные поправки к ПДД.

    С чиновником согласились и представители Госавтоинспекции. По мнению главы ведомства Михаила Черникова, многие начинающие водители не успевают за изменениями и даже просят ввести дополнительные часы в автошколах на изучение теории. «Не надо баловаться этими изменениями», — выразил свою позицию Черников.

    По данным ГИБДД, в 2017 году права получили порядка 1,33 миллиона человек, в то время как годом ранее россиянам выдали около двух миллионов корочек. При этом прошлый год стал самым низким по числу выданных водительских лицензий за последние восемь лет. В 80% случаев россияне сдавали экзамен на получение прав категории B — выдано немногим более миллиона удостоверений.

    Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева в разговоре с «360» подержала введение моратория. По ее словам, постоянная смена правил тяжело дается не только ученикам, но и педагогам. При этом, согласно последней статистике организации, 40-45% водителей сдают на права сразу, а 13-17% проваливают экзамены три раза и чаще.

    «Иногда педагоги сами долго разбираются в поправках перед тем, как объяснить их курсантам. Поэтому этот механизм нужно систематизировать, например, вносить поправки раз в полгода и сообщать о них на каком-либо специализированном портале. Также, по моему мнению, имеет смысл перевести ПДД в статус закона, чтобы изменения в них вносились через три чтения и у экспертного сообщества была возможность их обсудить. Сейчас в стране насчитывается порядка 50 миллионов водителей, поэтому к этому вопросу нужно подходить комплексно», — предлагает собеседница «360».

    Калейдоскоп поправок

    «Вызывали лишь путаницу». Почему в России запретили менять правила дорожного движения | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    За изменениями не успевают следить также и шоферы с большим стажем вождения, говорят опрошенные «360» автоэксперты. «В СССР правила менялись не чаще, чем раз в несколько лет, а при текущей ситуации, когда поправки вносятся каждые пару месяцев, вызывают лишь недоумение у опытных водителей и путаницу при подготовке начинающих», — выразил мнение автоэксперт Алексей Хресин.

    Согласно данным с портала regulation.gov.ru, с начала года поправки в ПДД вносились четыре раза. Так, в конце сентября МВД ввело новые правила государственной регистрации автомобилей и прицепов. Приказ с изменениями вступил в силу 6 октября 2018 года. По новым правилам разрешается ставить автомобили с электронными паспортами транспортного средства (ПТС). При этом с ноября следующего года в России прекратится выдача традиционных бумажных паспортов при выпуске машин в обращение, но бумажные паспорта по-прежнему будут действовать.

    Также в этом году власти разработали модели новых автомобильных знаков, которые начнут выдавать в Госавтоинспекции с 1 января 2019-го. Они будут различаться по размеру, форме и подойдут даже для машин американского и японского производства. Кроме того, новые знаки получат мопеды, спорткары и ретроавтомобили.

    Плюс в последней порции поправок к ПДД чиновники прописали новые способы оформления ДТП. Теперь водители смогут зарегистрировать аварию без сотрудников полиции даже в том случае, если участники расходятся во мнении, кто стал ее виновником. Ранее согласие было обязательным условием для оформления европротокола.

    Однако самым ожидаемым изменением стала отмена постановления, согласно которому водители с шипованной резиной обязаны были клеить знак «Шипы». Изначально требование прикреплять букву «Ш» на стекло было введено в апреле 2017 года, а за нарушение правила водители платили 500 рублей или отделывались предупреждением сотрудника ГИБДД. Затем, зимой прошлого года, на наклейки начался ажиотажный спрос: продавцы в три раза подняли их стоимость, а водители стали изготавливать знаки самостоятельно. В результате в МВД решили отменить знак «Шипы», поскольку он не отражал реального тормозного пути автомобиля и только загораживал водителям обзор.

    Постоянная смена правил привела к тому, что автолюбители, устав от потока информации, вообще перестали следить за важными изменениями. «Сложилась ситуация, при которой водители с большим стажем начали „выезжать“ в трудных моментах на своем опыте, а не смотреть на непонятные и ненужные знаки. А начинающие автолюбители оказались в сложном положении, поскольку часто путаются в ПДД, что негативно влияет на безопасность движения. Поэтому мораторий был необходим, правильно, что ввели», — резюмировал в разговоре с «360» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.