Крушение SSJ-100 в Шереметьево: странности дела | 360°

21 мая 2020, 22:05

Вопросы к делу о крушении в Шереметьево: почему 350 экспертов авиации требуют дополнительного расследования

Читать 360 в

350 пилотов и специалистов авиационной отрасли направили в Следственный комитет России коллективное письмо, в котором потребовали провести дополнительное расследование по делу о сгоревшем самолете. «360» побеседовал с авторами этого письма и попытался выяснить, что с этим делом не так.

Предыстория

Катастрофа произошла 5 мая 2019 года. Из московского аэропорта Шереметьево по направлению в Мурманск вылетел самолет Sukhoi Superjet 100. В воздухе в него ударила молния, и пилот, Денис Евдокимов, принял решение вернуться в Шереметьево. Однако при аварийной посадке самолет несколько раз ударился о землю, в результате чего шасси сломались и пробили бак, после чего самолет загорелся. В итоге из 78 человек, включая членов экипажа, погиб 41. Остальным удалось спуститься по трапу и убежать.

Реклама

В апреле 2020 года следствие по этому делу завершилось. Единственным фигурантом дела остается пилот, который сейчас находится под подпиской о невыезде. Авторы письма в СК возмущены — следствие завершилось в «аномально» для такого дела короткие сроки и, самое главное, обвинение сделало выводы, не дожидаясь вердикта Международного авиационного комитета (МАК).

Версия следствия

По мнению следователей, вина целиком и полностью лежит на пилоте Евдокимове. Диспетчерские службы и спасатели, как установило следствие, делали все возможное и не могли повлиять на ситуацию. Получив данные бортовых регистраторов, следователи также отмели версию о неисправности самолета. Поэтому Евдокимов остается единственным обвиняемым.

Версия обвиняемого

Пилот же вину свою не признает и продолжает настаивать, что самолет в решающий момент оказался неисправен. По словам Евдокимова, после удара молнии самолет переключился на режим ручного управления. Но так как система дистанционного управления Superjet полностью электрическая, она испытала воздействие атмосферного электричества и из-за этого перестала реагировать на команды.

Это косвенно подтверждает факт, который МАК зафиксировал в предварительном отчете: во время посадки пилот совершал резкие движения ручкой управления, чуть ли не до предела оттягивая ее от себя и на себя. По словам заслуженного пилота СССР и представителя Ространснадзора Олега Смирнова, подписавшегося под письмом Следственному комитету, это может свидетельствовать только о том, что на обычные движения ручки система не реагировала.

«Электронная система на Superjet управляется джойстиком. Для управления его достаточно двигать буквально на миллиметры. А командир экипажа тянул его до упора. Это говорит о том, что самолет его не послушал, поэтому пилот продолжал двигать рычаг до упора», — объяснил Смирнов «360».

Вопросов остается масса

Вопросов к следствию возникает много. Во-первых, почему приняли решение, не дожидаясь окончательного вердикта МАК? По словам Олега Смирнова, заключение комиссии — это обязательная процедура, которая прописана в уставе Международной организации гражданской авиации, в которой состоит и Россия. Сначала государственная комиссия, в которой работают профессионалы в сфере авиации, должна подробно изучить уровень подготовки пилота, его состояние перед вылетом, сертификацию самолета, обстоятельства крушения, и уже потом устанавливается итоговая причина. Только после этого СК начинает заниматься поиском виновных.

Комиссия МАК еще не закончила свою работу. Более того, в промежуточном докладе было указано, что еще комиссии предстоит сделать

Олег Смирнов

Не менее странно и то, что версию о неисправности самолета не проверили — самолет даже не фигурировал как вещественное доказательство. Если записи бортового самописца указывают на отклонения между движениями ручки управления и движениями самолета, если самолет не удерживал заданную пилотом высоту и, самое главное, все это было спровоцировано ударом молнии — все это говорит о том, что самолет изначально был непригоден для полетов.

Следствием установлено, что при ударе самолета о землю открылась задняя дверь, в результате чего в салон пошел черный дым, от которого в конечном итоге задохнулись пассажиры. На этот факт указал Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава, один из авторов коллективного письма.

Если дверь открылась сама, это вопрос к технике. Если ее открыл бортпроводник — вопрос к нему. По нормам летной годности самолет должен выдерживать открытый пожар в течение 15 минут. При чем же здесь пилот?

Игорь Дельдюжов

После предварительного заседания адвокатам Евдокимова удалось добиться переноса рассмотрения уголовного дела. Но будет ли наказан истинный виновник?

Реклама

Реклама