Выход в крутое пике. В Boeing рассказали о возможной причине крушения лайнера в Индонезии | 360°

07 ноября 2018, 15:20

Выход в крутое пике. В Boeing рассказали о возможной причине крушения лайнера в Индонезии

Читать 360 в

Корпорация Boeing обнаружила неисправность в своих новых моделях лайнеров 737 Max. Оказалось, что из-за сбоя в системе электроники самолеты могут начать неконтролируемое пикирование. Такой сбой мог стать причиной последней катастрофы в Индонезии, не исключают в летном концерне. «360» узнал у пилотов, может ли неполадка угрожать безопасности пассажиров.

Компания Boeing готовит предупреждение владельцам своих новых моделей Boeing-737 Max о возможных неполадках в работе самолетов. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на анонимный источник, речь идет об ошибочных показателях системы контроля полета. Из-за подобного недочета лайнеры могут самостоятельно уйти в крутое пике, что может закончиться катастрофой, предупреждают в Boeing.

Реклама

Собеседник агентства утверждает, что лайнеры модели 737 Max опускают носовую часть, когда система фиксирует вероятность срыва потока. Это происходит в том случае, если электроника показывает ошибочные данные в измерении угла атаки, под которым крыло самолета находится к воздушному потоку. Тогда система определяет возможный аэродинамический срыв и борт уходит в пике.

Как объяснил «360» специалист по безопасности полетов Алексей Романов, автоматика приняла ложную информацию за достоверную. «Иными словами, бортовой компьютер получил данные о недостаточной скорости для продолжения полета, то есть подъемной силы не хватает для набора высоты. Поэтому система перенесла самолет в пикирование, чтобы набрать скорость. Но скорость на деле была достаточной, это, возможно, и могло привести к крушению», — не исключает Романов.

Сотрудники Boeing уже распространили инструкцию среди использующих ее самолеты компаний для пилотов на случай возникновения подобной технической неисправности. «Boeing 6 ноября направила операторам руководство по авиационной эксплуатации, в котором даются указания летному составу о действующих процедурах по разрешению проблем в случаях, возникающих при передаче ошибочных данных с датчиков угла атаки», — отмечается в пресс-релизе корпорации.

Неисправная электроника

В корпорации Boeing не исключают, что именно эта «особенность модели» могла стать причиной катастрофы вблизи острова Ява. Самолет Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air потерпел крушение 29 октября, через 13 минут после взлета из Джакарты. На борту находились 189 человек, все они погибли. Самолет был очень свежим: он сошел с конвейера в 2018 году и поступил в авиапарк Lion Air в августе.

Подобная ошибка, действительно, могла привести к крушению, согласны опрошенные «360» эксперты. Роковую роль могло сыграть несовершенное программное обеспечение модели лайнера, считает заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. «Автоматизированные системы управления, встроенные в лайнер, скорее всего, были неправильно отрегулированы. В результате борт автоматически ушел в пикирование, а пилотам не хватило времени, чтобы отключить настройки и вручную вывести самолет из пике. Подобные системы имеют ряд плюсов и могут подстраховать пилотов в случае ошибки, но в этой трагедии они, наоборот, сыграли в минус», — заметил собеседник «360».

Однако власти Индонезии уточняют, что причиной трагедии мог стать неисправный указатель скорости полета. По словам главы Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии Сурджанто Танджоно, у борта были проблемы в системе электронного табло: которая работала с перебоями на протяжении четырех последних рейсов. В результате у пилотов во время полета были некорректные данные о скорости и высоте, подчеркнул чиновник.

В ходе операции спасателям также удалось достать бортовой самописец. Согласно информации из черного ящика о 69 летных часах лайнера, во время столкновения с водой двигатель самолета работал на высоких оборотах. По этой причине борт разрушился, столкнувшись с поверхностью воды на большой скорости, утверждают местные власти.

Для участия в расследовании крушения в Индонезию прибыла специальная команда инженеров Boeing. Разбившийся Boeing-737 MAX 8 был новейшей модификацией, состоял в парке авиакомпании с августа и успел налетать всего 800 часов.

Эксперты в ходе работы обратили внимание на необычное поведение самолета, которое было отмечено при помощи наземных служб контроля и в последнем полете. Пролетев около 19 километров, экипаж сообщил о намерении вернуться, но разворота так и не осуществил. При этом он не подал сигнала бедствия, что необходимо сделать в такой ситуации, и неожиданно пошел на очень резкое снижение.

Смертельное пике

Коммерческая эксплуатация самолетов Boeing-737 Max 8 началась в мае 2017 года, первым его получателем стала малайзийская авиакомпания Malindo Air. Количество заказов на лайнер постоянно растет. Так, самолет уже числится в парке перевозчика из ОАЭ FlyDubai, казахстанской SCAT. Крушение в Индонезии стало первым инцидентом в послужном списке этой модели лайнеров.

В России на бортах подобного типа летает только авиакомпания S7. Перевозчик эксплуатирует два борта Boeing-737 Max 8. Всего до 2020 года компания собирается приобрести 11 таких лайнеров. В конце апреля перевозчик Utair договорился о поставке 30 Boeing-737 Max вместо ранее заказанных самолетов другой версии — 737 NG. Сделка является частью стратегии обновления парка, запланированного на 2019 год.

Любой самолет имеет слабые стороны, и Boeing не является исключением, отметили пилоты. По их словам, лайнеры американского концерна обладают недостатками в строении крыльев, которые отличаются излишней скоростностью. Кроме того, борты не всегда могут выйти из отвесного пикирования. При этом несовершенна и электронная система управления. По мнению Владимира Попова, тот же борт Boeing-737 Max имеет существенные недоработки в системе программирования. «Вся система контролируется в автоматическом режиме, что иногда приводит к некорректной работе лайнера. Эти недочеты надо отработать на земле, чтобы в будущем избежать катастроф», — уверен собеседник «360».

Реклама

Реклама