04 апреля 2019, 10:18

Выход на экспортные рынки и рабочие места. Как завод Mercedes изменит российский автопром

Читать 360 в

В среду, 3 апреля, в Подмосковье открылся завод Mercedes-Benz, расположенный в индустриальном парке «Есипово». Выпуск автомобилей немецкой марки будет налажен по полному циклу, включая сварку и окраску кузова. Локализация производства в России не только позволит снизить цены на новые иномарки, но и наладит экспорт авто в страны ЕАЭС, считают автоэксперты. Ждет ли Московскую область судьба индустриального Тольятти, разбирался «360».

Строительство нового завода по производству автомобилей Mercedes-Benz на территории индустриального парка «Есипово» началось в июне 2017 года. Инвестиции составили 16 миллиардов рублей. По предварительным оценкам, предприятие будет более 25 тысяч автомобилей ежегодно, что сделает завод одним из самых мощных в Восточной Европе.

Реклама

Как обещает руководство Mercedes-Benz, в 2019 году с конвейера начнут сходить седаны E-класса. Затем немецкий концерн планирует расширить производство и начать выпускать несколько моделей из серии SUV, а также внедорожники GLE, GLS и GLC. При этом завод будет функционировать по принципу полного цикла: на предприятии будут осуществляться сборка, сварка и покраска автомобиля. Кроме того, завод будет интегрирован в единую глобальную сеть, охватывающую все производственные площадки подразделения Mercedes-Benz, поэтому по своему качеству машины ничем не будут уступать импортным аналогам.

Стоимость автомобиля, собранного в России, может даже снизиться, не исключают специалисты. По словам автоэксперта Игоря Моржаретто, некоторое приятное понижение цены на иномарку ожидать стоит. «За счет локализации производства в регионе основного сбыта стоимость автомобиля действительно может упасть. Конечно, никто не обещает, что премиальный седан от Mercedes можно будет купить по цене Lada Vesta, но колебания валютного курса, которые раньше довлели над маркой, теперь нивелированы», — поясняет собеседник «360». Отметим, что на сегодняшний день стоимость самого дешевого хэтчбека А-класса в России составляет от 1,6 миллиона рублей.

Сейчас похожим по функционалу заводом владеет в России корейский бренд Hyundai. На предприятии в Калининграде концерн производит в режиме полного цикла только грузовые автомобили, в то время как легковушки только собираются на заводе. Вдобавок пару лет назад японская автомобилестроительная компания Isuzu на базе Ульяновского автозавода открыла производство полного цикла грузовых машин.

Крупнейшим автомобильным предприятием России продолжает оставаться Волжский автозавод в Тольятти, принадлежащий Renault, Nissan и госкорпорации «Ростех». На нем собираются как иностранные кроссоверы перечисленных выше марок, так и отечественные Lada. Также переговоры с калининградскими властями по созданию похожего предприятия уже третий год ведет BMW, но пока строительство завода еще не стартовало. Сейчас между BMW и калининградским холдингом «Автотор» действует контракт, по которому автомобили концерна собирают на заводе только узловым способом.

По стопам Тольятти

Завод даст стимул для развития самого региона, уверены опрошенные «360» эксперты. Еще на этапе строительства местные власти дали существенные льготы немецкому автоконцерну. Речь идет о предоставлении сниженной ставки налога с прибыли в первые 10 лет работы завода.

При этом регион получает неоспоримые преимущества. На заводе, который станет первым в России предприятием Mercedes-Benz, будут работать более тысячи человек. Также немецкий концерн пообещал принимать на работу выпускников местных колледжей и проводить совместные программы с образовательными учреждениями. «Завод выступит в качестве драйвера экономического роста региона. Теперь те места, которые ранее занимали немецкие рабочие, собирая автомобили для России, будут отданы российским инженерам. Плюс, возможно, некоторые детали будут закупаться у нас на внутреннем рынке, что также позитивно скажется на отрасли», — отметил в разговоре с «360» координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов.

Между тем российскому автомобильному рынку функционирование подобного завода дает выход на зарубежные торговые площадки, считает Игорь Моржаретто. «Это признание важности российского автомобильного рынка в масштабах Европы. Потенциально наш рынок может считаться крупнейшим в мире — и локализация производства Mercedes-Benz ярко свидетельствует об этом. При этом корпорация намерена поставлять автомобили, собранные у нас, также в государства ЕАЭС и страны дальнего зарубежья», — отмечает собеседник «360».

Кроме того, автомобили могут продаваться на рынках СНГ, добавляет Петр Шкуматов. «При этом примеру Mercedes-Benz могут последовать другие иностранные производители автомобилей. Не исключаю, что в ближайшие годы Подмосковье вырастет в такой же успешный индустриальный кластер, каким в свое время стал Тольятти. Сейчас немецкий концерн является первопроходцем в отрасли, но когда он наладит логистику, поставки и сам ход производства, другие автомобильные корпорации также могут прийти в область. Российский рынок потенциально может быть очень прибыльным», — прогнозирует Петр Шкуматов.

Согласно исследованию компании Ernst&Young, к 2020 году российский автомобильный рынок выйдет на докризисный уровень. По расчетам специалистов EY, продажи увеличатся почти в два раза: с 1,4 миллиона штук, проданных в 2016 году, до 2,2 миллиона единиц через 2,5 года. Оживлению спроса будут способствовать старение парка, давление отложенного спроса, удешевление автокредитов и сохранение господдержки.

Реклама

Реклама