facebook_pixel
  • 28 января 2019, 19:32

    Встает на крыло. Как в России развивается гражданская авиация в условиях санкций

    Проект гражданского самолета МС-21 будет напрямую субсидироваться из федерального бюджета. На поддержку производства лайнера из бюджета выделят 10,6 миллиарда рублей. Правительство рассчитывает, что дотации снизят зависимость проекта от иностранных комплектующих. При этом планируется в ближайшие десять лет потеснить на рынке иностранные самолеты за счет обновленных моделей советских лайнеров. Когда россияне пересядут с американских и британских судов на отечественные борта, разбирался «360».

    Встает на крыло. Как в России развивается гражданская авиация в условиях санкций

    В понедельник, 28 января, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о субсидировании создания, производства и обслуживания пассажирских самолетов МС-21. Об этом сообщается на сайте Кабмина. На эти цели будет потрачено только в нынешнем году порядка 1,6 миллиарда рублей. «Деньги пойдут в том числе на уплату процентов по кредитам, которые были взяты для реализации проекта, а также на другие расходы, включая приобретение тренажеров для летного персонала, средств наземного обслуживания и на создание склада запасных частей», — отметил глава правительства. Всего же на создание лайнеров из бюджета в ближайшие три года выделят 10,6 миллиарда рублей: в 2020-м на эти цели пойдет 4,11 миллиарда рублей, а в 2021-м — 4,81 миллиарда рублей.

    Впрочем, и без государственных средств проект уже находится в стадии развертывания серийного производства, отмечает вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, в России к 2022 году локализация производства самолетов этого типа составит 95%. «Идет изготовление деталей и агрегатов МС-21-300, предназначенных для поставки заказчикам. Завершение сертификационных испытаний запланировано на вторую половину 2020 года. На сегодняшний день проведено уже 122 полета. У нас нет сомнений, что самолет встанет на крыло именно в обозначенные сроки», — доложил премьер-министру чиновник.

    В документах к постановлению сказано, что после запуска производства с конвейера будет выходить 70 самолетов в год, однако в будущем рассматривается возможность достичь объема около 100 самолетов в год. Он также сообщил, что к настоящему моменту есть 175 «твердых заказов», которые уже оплачены. Стартовым клиентом является «Аэрофлот». По расчетам ОАК, востребованность МС-21 в мире составляет около 850 воздушных судов.

    Конкурент Boeing и Airbus

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/01/26237_%D0%BC%D1%81.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    МС-21-300 — пассажирский среднемагистральный самолет нового поколения, способный перевозить 211 пассажиров. Машина должна заменить Ту-154, A-320, А-321 и Boeing-737. Разработчики утверждают, что создали принципиально новое судно, которое превосходит зарубежные аналоги по комфорту и ряду технических характеристик. В частности, основное преимущество заключается в его аэродинамике и авиационном качестве, которое определяется в основном маленьким расходом топлива за счет уникального профиля крыла, считает заслуженный летчик РФ Олег Серов. «МС-21 может в будущем стать заменой ряда самолетов корпорации Airbus и Boeing, которые в настоящее время широко используются в гражданских авиаперевозках», — отмечает собеседник «360».

    При этом МС-21 будет стоить на 20% меньше, чем европейские и американские лайнеры. Его ремонт и обслуживание также обойдутся владельцем на 12-15% дешевле. Первоначально самолет должен был поступить заказчикам в конце текущего года, но из-за введенных санкций США на поставки материалов для композитного крыла процесс строительства затянулся. Удлиненное крыло из композитных материалов задумывалось как одно из конкурентных преимуществ лайнера, которое должно повысить его экономичность и увеличить ширину салона по сравнению с аналогами.

    По этой причине сертификация МС-21 в России была отложена более чем на год, на июль 2020-го. В настоящее время проходят разные испытания три собранных самолета, в стадии сборки на предприятии находится четвертый борт. «В этой модели было очень много иностранных комплектующих, цена которых с учетом санкционного давления и нестабильного рублевого курса [увеличилась], и без финансовой поддержки властей производитель „Иркут“ не смог бы покрыть возросшие издержки», — подчеркнул исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

    Траектория полета

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/01/26236_%D0%B8%D0%BB.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Наряду с МС-21 нишу ближнемагистральной авиации займет Ту-334. Для полетов на несколько сотен километров правительство РФ решило возобновить перспективные советские проекты Ил-114 и Ил-112. В лайнерах будет применена изменяемая компоновка салона, позволяющая увеличивать багажные отсеки. Кроме того, воздушное судно можно будет эксплуатировать при низких температурах — до минус 50 градусов, что позволит наладить авиасообщение в труднодоступных северных районах страны. В данный момент опытные модели лайнеров проходят глубокую модернизацию. Хотя в серийное производство машина поступит к 2023 году, уже сейчас план поставок модели Ил-114-300 включает до 100 единиц. Половину судов приобретут коммерческие перевозчики, 35 — государственные ведомства, 15 самолетов пойдут на экспорт.

    Значение гражданской авиации для страны площадью 17 миллионов квадратных километров трудно переоценить. Значительная часть территории РФ — это труднодоступные районы, где нет автомобильных и железных дорог. Единственный способ коммуникации — это авиасообщение, без которого невозможно нормально обеспечить всем необходимым людей и затрудняется экономическое развитие регионов.

    При этом проблемной зоной российской гражданской авиации остается отсутствие собственного межконтинентального самолета с дальностью полета свыше восьми тысяч километров, отмечают опрошенные «360» эксперты в области авиации. До 2016 года власти отсматривали различные проекты лайнеров, но все-таки решили сделать ставку на возобновление производства Ил-96, на одном из которых летает президент страны. В конце ноября инженеры уже начали собирать модернизированные борта на воронежском заводе, а в 2020 году стартует серийный выпуск машин.

    «Госкорпорация „Ростех“, в которую сейчас интегрирована ОАК, планирует в ближайшее десятилетие нарастить долю российских самолетов в парках отечественных авиакомпаний до 70%. Достичь показателей власти намерены за счет Sukhoi Superjet 100 и МС-21, поэтому разработки в этой области крайне важны», — заключил Олег Пантелеев.