Всегда с тобой: почему Gett подозревает «Яндекс.Такси» в «нечистой игре» | 360°

13 октября 2017, 18:21

Всегда с тобой: почему Gett подозревает «Яндекс.Такси» в «нечистой игре»

Читать 360 в

-

РИА «Новости» / Кирилл Каллиников

Реклама

Обращения могло бы не быть, если бы пользователь Facebook Тимофей Васильев не заметил странную зависимость — после установки Gett на смартфон, вдруг подешевели услуги второго приложения. «Похоже, „Яндекс“ как-то собирает данные о действиях пользователя и если палит на телефоне Gett — начинает коварно конкурировать ценой», — в начале октября написал Васильев.

Эту историю заметили в Gett и написали письмо, в котором не делают однозначных утверждений (такое чревато судебным иском), но просят ФАС разобраться есть ли скрытые функции в приложении конкурента. По данным сервиса, «Яндекс. Такси» примерно в 60% случаев дает более низкую цену, если на смартфоне также загружено приложение Gett, что может говорить о возможности анализировать данные смартфона без ведома его владельца.

Представители ведомства и такси-сервиса подтвердили «Ведомостям» сам факт обращения. Если чиновники отказываются от комментариев, то основатель Gett Шахар Вайсер утверждает, что никогда «не сталкивался ни с чем подобным на других рынках».

Каким-то образом «Яндекс» довольно много знает о том, что происходит на вашем мобильном устройстве, например, когда вы начинаете ездить на Gett. Попросили ФАС разобраться — Шахар Вайсер.

РИА «Новости» / Наталья Селиверстова

Мнение экспертов

Многие механизмы маркетинга заточены под поведение клиента, отметил в разговоре с «360» аналитик Telecom Daily Илья Шатилин.

Если вы захотите уйти от одного оператора к другому, вам тут же позвонят и предложат большую пожизненную скидку. В России это не используют, а в США ходят легенды о сервисах авиабилетов: будто они анализируют все вплоть до устройства клиента и его IP-адреса, в итоге житель более бедного района и человек из Беверли Хиллз могут увидеть совершенно разную цену на один и тот же билет» — Илья Шатилин.

Данные пользователя мобильного приложения нельзя использовать для рекламы и иных целей, кроме заявленных, рассказал «360» ведущий юрист «Общества защиты прав потребителей» Олег Фролов. В таких случаях можно обращаться к разработчику приложения и требовать возмещения убытков. Но пользователи часто сами не смотрят, под чем подписываются, напомнил глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

«Сбор сведений о геолокации, технических данных, контактах и приложениях пользователя противоправен в том случае, если пользователь не давал на это свое согласие. Однако сейчас чаще всего при установке приложения запрашивают доступ к этим сведениям, а пользователи могут даже не обратить внимания, на что они соглашаются. Поэтому вряд ли в данном случае можно говорить о нарушениях компании»,- Евгений Корчаго

Какое решение ФАС не примет, ставки в этой игре высоки — до конца этого ноября, ведомство должно решить допустимо ли слияние «Яндекс. Такси» и сервиса Uber. Возникший гигант безусловно повлияет на сферу заказа такси, хотя обе компании уверяют, что тарифная политика не изменится, а Вайсер даже обрадовался, что у Gett становится на конкурента меньше.

РИА «Новости» / Наталья Селиверстова

Адская история

Сам «Яндекс» твердо опровергает любую возможность «грязной игры». По словам представителя компании, у сервиса точно такой же доступ к смартфонам клиентов, как и у Gett — более того, он регулируется правилами магазинов приложений. «Никакого влияния на цену поездки установленные приложения, а также цвет телефона и размер его дисплея, не оказывают», — с легкой иронией говорит представитель «Яндекса».

Официальная позиция агрегатора по ценообразованию известна: она динамическая, но зависит не от личных данных клиента, а от внешних факторов вроде числа свободных такси и ситуации на дороге.

Громкие «шпионские» истории преследуют партнера «Яндекса», международный сервис Uber — достоверно известно, что в его приложение под устройства Apple была скрытая функция для считывания данных с экрана смартфона. Когда она была обнаружена, компания объяснила ее технической необходимостью и пообещала убрать. В начале сентября американское ФБР занялось изучением программы Uber под названием Hell («Ад»). Якобы с ее помощью компания шпионила за водителями конкурирующего сервиса Lyft и пыталась их перекупить.

Сам «Яндекс» однажды тоже попал в «шпионскую» ситуацию. Сервис «Яндекс. Навигатор», в сентябре 2015 года привлек внимание пользователей странным поведением — он постоянно держал включенным микрофон смартфона и вел запись в файл. Правда, файл никуда не передавался, программисты компании за несколько часов выпустили исправленную версию сервиса и даже извинились.

Реклама

Реклама