04 декабря 2018, 00:01

«Всегда несогласный». Каким мы запомним Андрея Битова

Читать 360tv в

Советский и российский писатель Андрей Битов умер 3 декабря. Он скончался в реанимации московской клинической больницы имени Н. Э. Баумана. Битову был 81 год.

Литературный критик Галина Юзефович рассказала, что в последние дни писатель чувствовал себя не очень хорошо. Однако шутил и «не собирался умирать». Критик признала его литературные успехи и назвала «одним из тех людей, по книгам которых наши далекие потомки будут узнавать о нашем времени».

Реклама

«Его поздние книги — это абсолютно европейского уровня современная актуальнейшая литература, которая, мне кажется, еще не была в полной мере прочитана и осмыслена так, как она того заслуживает», — подчеркнула Юзефович.

Советский постмодернист

Андрей Битов родился в 1937 году в Ленинграде. Писать начал в 1956 году. Его первый роман «Пушкинский дом» сначала распространялся самиздатом, а впервые был опубликован в США в 1978 году. Это произведение считают одним из лучших образцов российского постмодернизма наряду с романами «Москва — Петушки» и «Школа для дураков».

В 1978 году Битов создает альманах «Метрополь», до 1986 запрещенный к печати в СССР. В 1988 году участвовал в создании российского «Пен-клуба», в 1991-м стал его президентом.

Андрей Битов считается классиком литературы и основоположником советского постмодернизма. Наиболее известны его книги «Оглашенные», «Империя в четырех измерениях», «Уроки Армении», «Похороны доктора», «Улетающий Монахов», «Семь путешествий», «Дни человека».

Для меня был важнее мой текст. В нем я проявлял свою свободу. И сфера общения — ты сам выбирал себе друзей. И возлюбленных

Как сценарист он принял участие в создании фильмов «Маленький беглец», «Закрытие сезона», «В четверг и больше никогда», «Три дня и два года». В фильме «Чужая белая и рябой» сыграл роль композитора Петра Старцева.

Его последняя книга «АРИОН. От Михайловского до Болдинской осени» поступила в продажу в ноябре 2017 года. В нее вошли книги и статьи Битова о Пушкине.

В 2014 году Андрей Битов получил премию правительства в области культуры за собрание прозаических произведений «Империя в четырех измерениях».

В 2015 году писатель стал лауреатом Платоновской премии, через три года — кавалером ордена Дружбы. Андрей Битов также был почетным членом Российской академии художеств.

«А запомнят только, что с Вознесенским подрался»

Министр культуры Владимир Мединский заявил, что скорбит о смерти Андрея Битова. Он рассказал, что был знаком с ним давно, и отметил его оппозиционность к любой власти и пассионарность.

«Это большой талант и яркий человек, абсолютно пассионарный, всегда несогласный с властью — любой абсолютно. Во времена царского режима он был бы революционером-народником, наверняка, во времена Гражданской войны — колчаковцем, во времена Сталина – троцкистом», — добавил Мединский.

Элита — это какой-то вообще дерьмовый термин. Какая у нас может быть элита, когда всю породу уничтожили большевицким геноцидом? Последовательно же классы уничтожались!

Глава Минкульта отметил, что Битов был «горящим» человеком и добивался большего не для себя, а для писательской корпорации и друзей. «Это такая старая генерация советских интеллигентов», — заключил министр.

Андрей Битов принял участие в появлении памятника зайцу, по легенде перебежавшему дорогу Александру Пушкину, ехавшему в Санкт-Петербург. Он хотел быть рядом с друзьями, принявшими участие в восстании декабристов. Но суеверного поэта остановил перебежавший дорогу заяц. Возможно, он спас его от ареста, ссылки или даже каторги. Открытие памятника состоялось под девизом «Подвигу пушкинского зайца жить в веках!».

Вместе с Резо Габриадзе Битов создал памятник Чижику-Пыжику, установленный в ноябре 1994 года на Фонтанке.

Широко известна байка Сергея Довлатова о драке Андрея Битова с известнейшим поэтом-шестидесятником Андреем Вознесенским. Якобы на товарищеском суде писатель оправдал нападение с кулаками следующим образом: «Дело было так. Захожу я в "Континенталь". Стоит Андрей Вознесенский. А теперь ответьте, мог ли я не дать ему по физиономии?!».

Сам писатель сетовал, что именно по этому эпизоду его будут вспоминать и бороться с популярностью этой байки, по его мнению, безнадежно.

Эта байка принадлежит Довлатову, он талантливо придумал эти новеллы, и в них все поверили. А Довлатов после смерти стал очень популярен и читабелен. И теперь пиши не пиши, а про тебя запомнят только то, что ты с Вознесенским подрался. И то, что у тебя брат Олег сбежал в Англию. Это безнадежно…

Реклама

Реклама