05 сентября 2017, 18:54

Воздушный торг: Москва и Астана нарастят авиасообщение между странами к марту 2018 года

Читать 360tv в

-

С марта 2018 года число рейсов в Астану из Санкт-Петербурга и Москвы заметно увеличится. Ожидается, что еще одна российская авиакомпания запустит рейсы в Астану из подмосковного аэропорта Жуковский. В обмен казахстанская сторона получит право бесплатного пролета в Монголию через транссибирский маршрут.  «360» разбирался в тонкостях «восточного» торга между авиакомпаниями России и Казахстана.

Реклама

Авиакомпании России и Казахстана договорились об увеличении числа рейсов между двумя государствами в 2018 году, сообщается в пресс-релизе Росавиации. По данным ведомства, в марте следующего года число полетов по маршруту Астана — Санкт-Петербург — Астана увеличится с 7 до 10 рейсов в неделю, в то время как с начала 2019 года из Астаны в Санкт-Петербург будут осуществляться уже 14 рейсов еженедельно. Кроме того, значительно увеличится число рейсов между Москвой и Астаной – с существующих 9 до 12 в неделю.

В настоящее время между Россией и Казахстаном выполняются 152 регулярных рейса в неделю по 29 направлениям. Полеты между РФ и Казахстаном всегда считались прибыльными, но до конца 2015 года направление было монопольным: в девять из десяти городов Казахстана летала только «Трансаэро», получая от этого в летний сезон около одного миллиарда прибыли. Сейчас полеты выполняются из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Самары и Иркутска в Астану, Алматы, Караганду, Актобе, Актау и Шымкент.

До недавнего времени на линиях Москва — Астана и Москва — Алма-Ата осуществляли полеты только «Аэрофлот» и Air Astana. Такие «монопольные» полеты были связаны с тем, что заключенное межправительственное соглашение  между РФ и Казахстаном разрешало работу только одного перевозчика от каждого государства. 

Накануне авиавласти двух стран заключили договор, по которому Казахстан согласился на осуществление рейсов в Астану еще одним российским перевозчиком. Ожидается, что полеты начнутся с весны 2018 года из подмосковного аэропорта Жуковский. Точка полета для нового российского перевозчика в Казахстан была выбран не случайно, уверен независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Факт признания Астаной подмосковного аэропорта Жуковский региональным является политическим решением. Жуковский среди авиакомпаний считается не особо удобным, и немногие компании решаются там базироваться. Теперь же, когда казахстанские власти разрешили полеты второму перевозчику, проблема загруженности аэропорта будет решена — Дмитрий Адамидов.

По данным Росавиации, в 2016 году пассажиропоток Жуковского составил 43,9 тысячи пассажиров, а объем грузоперевозок достиг отметки в 392,3 тонн. Для сравнения: в том же году аэропорт Домодедово принял 28,5 миллионов человек, а услугами воздушной гавани Внуково воспользовались около 14 миллионов пассажиров.

Взамен казахстанская сторона выторговала право безвозмездного пользования транссибирскими маршрутами. Согласно договоренностям, Air Astana получила право летать в столицу Монголии -  Улан-Батор - с пролетом 300 км по транссибирским трассам над РФ.  Как пояснил источник «Коммерсанта», авиакомпании Казахстана все же будут платить «символическую» плату за ограниченное число перелетов в неделю.

В беседе с «360» директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак рассказал, что роялти за пользование транссибирским маршрутом велики, поэтому соглашение позволит изрядно сэкономить авиавластям Казахстана.

 Астана хочет развивать азиатские направления и, конечно, им сподручнее использовать транссибирский маршрут при полетах в Монголию. Именно поэтому казахстанские власти пошли на компромисс и разрешили еще одному российскому перевозчику осуществлять полеты в Астану — Борис Рыбак.

Эксперт отметил, что РФ не подписала соглашение по гражданской авиации от 1996 года, согласно которому государства, подписавшие документ, бесплатно предоставляют свое воздушное пространство для беспосадочного полета коммерческим авиакомпаниям. «Дело в том, что еще с 70-х годов ХХ века воздушное пространство СССР было закрыто. Впоследствии японские и французские авиалинии покупали право пролета над территорией, и теперь такая практика коммерческой эксплуатации транссибирского маршрута существует и сегодня», — заключил Рыбак.

По данным еврокомиссии, авиакомпании Евросоюза в 2016 году заплатили за пролет над Сибирью около 350 миллионов долларов, в то время как годом ранее выплаты превысили отметку в 385 миллионов долларов.

Между тем в августе сообщалось, что Евразийский межправительственный совет одобрил «дорожную карту» по созданию единого рынка авиаперевозок в странах ЕАЭС. Документ предусматривает унификацию аэронавигационных сборов для авиакомпаний союза, тарифов на их обслуживание в аэропортах, а также снятие ограничений по количеству частот и назначенных перевозчиков. Эти решения должны быть реализованы до 2020 года.

 

Реклама

Реклама