• 02 сентября 2019, 17:28

    Воздух дороже. Почему растут цены на авиабилеты

    Цены на авиабилеты могут вырасти на 10%. Об этом сообщил заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров. Почему летать становится дороже и можно ли сэкономить, разбирался «360».
    Воздух дороже. Почему растут цены на авиабилеты

    Как отметил в разговоре с «Известиями» Борис Шокуров, дорожает топливо, что прямо влияет на цену билетов. Топливный сбор составляет около трети их стоимости. Однако у того, что вскоре нам придется отдавать за перелет больше, есть еще несколько объективных причин.

    Главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров рассказал «360», что топливо дорожает в России из-за «налогового маневра» правительства в области энергетики — повышения акцизов на топливо. Сейчас вокруг авиаперевозчиков дорожает буквально все: увеличивается ставка НДС, компании вынуждены поднимать зарплаты пилотам, чтобы те не переходили к зарубежным конкурентами, которые могут платить больше, увеличиваются аэропортовые сборы.

    Дело в том, что аэропортовая и аэродромная инфраструктура в России активно развивается. И после реконструкции старых или сдачи новых объектов назначают новые тарифы на обслуживание.

    «И практически всегда эти тарифы не просто больше предыдущих, которые были до реконструкции, а в разы больше. Это все ложится на плечи авиакомпании, ей некуда деться, не на кого больше переложить это, кроме как на пассажира», — пояснил Гусаров.

    Наименьший ущерб, по его оценке, понесут компании-лоукостеры. В России такая одна — «Победа». Остальным придется подстраиваться под более бюджетные тарифы или уступать часть рынка зарубежным компаниям, которые не должны платить налог на топливо и могут осуществлять перевозки на территории России.

    Государственная компенсация

    Чтобы рост цен на топливо не уничтожил авиационный бизнес, правительство по поручению президента разработало специальный механизм государственной компенсации для авиакомпаний — демпфер. Механизм начал работать с 1 августа этого года.

    Авиакомпания имеет право на компенсацию только в том случае, если биржевая стоимость топлива превышает установленную планку в 65 долларов за баррель. Разницу государство возвращает перевозчику. Но из-за того что планка оказалась слишком высокой, авиаперевозчики практически ничего не получают от государства.

    Проблема в том, что планку для компенсации установили без учета уже скакнувшей цены — только в прошлом году топливо резко подорожало на 30%. Сейчас ситуация не улучшилась: по прогнозам экспертов, цены только продолжат расти.

    По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, только в 2018 году убытки российских перевозчиков составили около 54 миллиардов рублей. При этом в первом квартале 2019-го авиакомпании уже потеряли 45 миллиардов рублей. Это на 32% больше, чем за первый квартал прошлого года.

    «Если правительство не снизит эту планку или не предложит какие-то другие механизмы, то боюсь, что для целого ряда авиакомпаний все это закончится печально. Потому что поднимать цены на билеты бесконечно невозможно — люди не готовы столько платить. А удерживать цены на билеты — значит, нести убытки и залезать в долги. Долговая пирамида однозначно приводит к банкротству», — подытожил Гусаров.

    Федеральная антимонопольная служба при этом заявила, что оснований для негативных прогнозов не видит. «Учитывая, что цены на перелеты формируются в рыночных условиях и зависят от платежеспособности граждан, основания для негативных прогнозов отсутствуют», — приводит слова ФАС РИА «Новости».

    Служба назвала сообщение о потенциальном росте цен на билеты из-за подорожания топлива «шантажом пассажиров» и обещала проверить заявление АЭВТ на предмет сговора.

    Тем не менее Роман Гусаров считает, что позитивных сценариев развития событий у нас нет. «К сожалению, нет никаких перспектив и надежд на то, что цены на перелеты не будут расти. Не говоря уже о снижении этих цен. Когда все вокруг дорожает, это неизбежно», — заключил он.

    И, помимо роста цен на топливо, неизбежного роста зарплат летного состава и дорогого обслуживания аэропортов, на стоимость авиабилетов также влияет ежегодная инфляция.

    Кроме того, Роман Гусаров отметил, что авиаперевозчики ощутимо сдерживают рост цен на билеты. В реальности их стоимость должна была вырасти на 20-25%, чтобы компенсировать убытки компаний.